Внимание. Его функции, виды.
Человек находится не в вакууме, а в мире, где на него действует огромное число всевозможных раздражителей. Что-то человек замечает, что-то проходит мимо него, на интересное или привлекательное он обращает свое внимание, а другое остается незамеченным. В этом проявляется избирательный характер нашего познания.
Внимание – это направленность сознания на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость и сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Направленность - это выделение из множества объектов тех, которые сейчас интересны, необходимы человеку. Направленность предполагает не только выбор объекта, но и удержание его в своем поле зрения какое-то время, а также переключение внимания на то, куда его направляют.
Сосредоточенность - это процесс углубления в деятельность, отвлечение от всего того, что не имеет к ней отношения. Благодаря сосредоточенности деятельность протекает организованнее, быстрее, лучше.
Среди всех психических явлений внимание занимает особое место: оно не является самостоятельным психическим процессом и не является свойством личности. Внимание выступает как условие протекания психических познавательных процессов.
Когда человек направляет свое внимание на какой-то объект, то через зрительные анализаторы в мозг идет сигнал. Понятие «доминанта» было введено русским физиологом А.А. Ухтомским. Согласно его представлениям, возбуждение распределяется по нервной системе неравномерно. Каждая деятельность может создавать в нервной системе очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер. Они не только господствуют и тормозят другие очаги нервного возбуждения, но даже усиливаются под влиянием действия посторонних возбуждений.
Избирательный характер протекания психических процессов возможен лишь в состоянии бодрствования, которое обеспечивает особая структура мозга – ретикулярная формация. Избирательная активация обеспечивается нисходящими влияниями ретикулярной формации, волокна которой начинаются в коре головного мозга и направляются к двигательным ядрам спинного мозга. При сосредоточении внимания на чем-то, ретикулярная формация не пропускает в кору другие, не значимые сигналы, которые могли бы нарушить внимание.
Отделение ретикулярной формации от коры головного мозга приводит к снижению тонуса и вызывает сон. Нарушения функционирования ретикулярной формации приводят к нарушениям внимания.
Понятие «ориентировочный рефлекс» введено И.П. Павловым и связано с активной реакцией животного на каждое изменение обстановки, проявляемой через общее оживление и ряд избирательных реакций. И.П. Павлов образно называл эту реакцию рефлексом «что такое?». Ориентировочные реакции имеют ясный биологический смысл и выражаются в ряде отчетливых электрофизиологических, сосудистых и двигательных реакций, к числу которых принадлежат поворот глаз и головы в сторону нового объекта, изменение кожно-гальванической и сосудистых реакций, изменение дыхания, возникновение явлений десинхронизации в биоэлектрической активности мозга. При неоднократном повторении одного и того же раздражителя ориентировочная реакция угасает. Организм привыкает к этому раздражителю. Такое привыкание является очень важным механизмом в развитии познавательной активности ребенка. При этом достаточно лишь незначительного изменения стимула, чтобы ориентировочная реакция появилась снова.
Функции внимания:
1. Активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы.
2. Способствует организованному и целенаправленному отбору информации в соответствии с его актуальными потребностями.
3. Сохраняет избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
4. Обеспечивает направленность и избирательность познавательных процессов (определяет точность и детализацию восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности).
В зависимости от выраженности целевой направленности и уровня необходимых волевых усилий различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
Внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий, называют непроизвольным (идет урок, вдруг стук в дверь, и входит опоздавший, все смотрят на него).
Факторы, вызывающие непроизвольное внимание:
1. Интенсивность и неожиданность раздражителя (очень сильный сигнал сирены, яркая вспышка света, изменение силы голоса учителем).
2. Контрастность раздражителей (в тишине всегда привлекает внимание шепот, на фоне темных тонов бросается в глаза светлый).
3. Новизна, необычность раздражителя (машина новой марки на улице, новое платье на ком-то)
4. Динамичность раздражителей (прыгающая реклама, мерцающие маяки).
5,Начало и конец действия, прерывистость раздражителя (закончился дождь, прервалось объяснение учителя).
6. Эмоциональный тон раздражителя.
7. Раздражители, связанные с удовлетворением актуальных
потребностей личности.
Таким образом, непроизвольное внимание вызывается не самим человеком, а особенностями объектов.
Произвольное внимание вызывается сознательно. Это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание определенного уровня которого связано с волевыми усилиями. Его функционирование обусловлено задачей, стоящей перед человеком.
На основании произвольного внимания организуется любая деятельность человека. Условия поддержания устойчивости произвольного внимания: осознание долга, необходимости быть внимательным; отчетливое понимание конкретной задачи; привычная обстановка для работы; возникновение интереса к результатам деятельности; словесное напоминание самому себе, что нужно быть внимательным; общее психическое состояние человека.
Таким образом, произвольное внимание создается самим человеком.
Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного внимания. В послепроизвольном внимании снимается роль волевого усилия при наличии повышенного интереса к объекту.
Все 3 вида внимания присутствуют в любой деятельности человека.