Краткий теоретический обзор
Они, учителя, могут создать
Новое воображение и
Освободить скрытые силы человечества
Николай Рерих.
Половодье
(выделено мною – Л. Р.)
КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Психологическое открытие социальной группы как особой реальности человеческих отношений произошло во второй половине X²X века и послужило решающим стимулом для развития социальной психологии. Утверждение естественно-научной парадигмы в социальной психологии, ориентированной на идеал строго объективного физического знания, а также запросы различных сфер общественной практики послужили причиной того, что в 10-20-е годы XX века главным объектом экспериментального изучения становится малая группа – ближайшее социальное окружение человека, среда его непосредственного общения.
В. М. Бехтерев, М. В. Ланге, Ф. Олпорт, Ф Трэшер, У. Макдуголл и другие ученые на основе разнообразных эмпирических данных приходят к единому выводу, что взаимодействие с другими людьми и даже их присутствие –реальное, воображаемое или подразумеваемое – существенно влияет на мысли, чувства и поведение человека и, более того, сопровождается возникновением «надиндивидуальных» явлений, свойственных некоторой совокупности лиц как целому.
С 30-х годов интерес к психологической проблематике групп приобретает массовый и устойчивый характер, особенно в США. Давно ставшие классическими исследования Э. Мэйо, Я. Морено, М. Шерифа, К. Левина, Д. Картрайта, Л. Фестингера, Дж. Френча, Дж. Тибо, Г. Келли и др. заложили основу современного понимания природы внутригрупповых процессов, равно как и продемонстрировали возможности работы с группой как объектом и инструментом психотехнического воздействия.
Отличительными признаками социальной группы является следующее:
1. Включение человеческой общности в более широкий социальный контекст, систему общественных отношений, определяющих возможность возникновения, смысл и пределы существования группы и задающих (прямо или от противного) модели, нормы или правила межиндивидуального и коллективного поведения и межгрупповых отношений. В случае классного коллектива большое значение имеют семья, друзья, соседи и другие общности людей, с которыми члены классного коллектива входят в непосредственное общение и другое взаимодействие. Значительное влияние оказывают принадлежность их семей к той или иной социальной, национальной группе, статус самой школы (специализированная, гимназия и др.), политический строй государства и другие факторы.
2. Наличие у членов группы значимого основания (причины) сообща находится в ней, отвечающего интересам всех ее участников и способствующего реализации потребности каждого. Главной целью классного коллектива является обеспечение учебно-познавательного и учебно-воспитательного процессов.
3. Сходство участи состоящих в группе людей, которые разделяют условия, события жизни и их последствия и в силу этого обладают общностью впечатлений и переживаний.
4. Длительность существования, достаточная для возникновения не только специфического языка и каналов внутригрупповых коммуникаций, но и для формирования коллективных истории (традиций, воспоминаний, ритуалов) и культуры (представлений, ценностей, символов, памятников), оказывающих унифицирующее воздействие на мироощущение членов группы и тем самым сближающих их.
5. Разделение и дифференциация функциональных ролей (позиций) между членами группы или ее подгруппами, обусловленные характером общих целей и задач, условий и средств их реализации, составом, уровнем квалификации и склонностями образующих группу лиц, что предполагает кооперативную взаимозависимость участников, комплиментарность (взаимодополнительность) внутригрупповых отношений. В каждой группе выделяются лидеры, генераторы идей, слушатели и другие позиции, обусловленные внутригрупповыми процессами при реализации учебно-воспитательного процесса.
6. Наличие органов (инстанций) планирования, координации, контроля групповой жизнедеятельности и индивидуального поведения, которые персонифицированы в лице одного из членов группы, наделенного особым статусом (вождя, монарха, лидера, руководителя и др.) представлены подгруппой, обладающими специальными полномочиями (парламент, ректорат, актив класса и др.), либо распределены между членами группы и обеспечивают целенаправленность, упорядоченность и стабильность ее существования.
7. Осознание участниками своей принадлежности к группе, самокатегоризация в качестве ее представителей, более сходных друг с другом, чем с членами других объединений, возникновение на этой основе чувства «Мы» («Свои») и «Они» («Чужие») с тенденцией переоценивать достоинства первых и недостатки вторых. Ситуации межгруппового конфликта часто стимулируют рост внутригрупповой солидарности за счет частичной деперсонификации восприятия членов группы, рассматривающих себя в ситуации угрозы извне как ее равнозначных защитников, а не изолированных обладателей уникальных способностей.
8. Признание малой группы ее социальным окружением, обусловленное участием группы в процессе межгрупповой дифференциации, способствующей становлению и обособлению отдельных общественных объединений и позволяющей со стороны различать их в сложной структуре социального целого и идентифицировать их представителей на основе разделяемых сообществом критериев. Сами критерии могут быть схематичными, ригидными и пристрастными: стереотипизированность и эмоциональность межгрупповых представлений позволяют сомневаться в их истинности, но они не препятствуют эффективному опознанию и категоризации, как самих групп, так и их участников [5-8, 11, 12, 17-19, 25, 27-29].
Понятие малой группы.
По определению Г. М. Андреевой, малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Поэтому любые социально-психологические характеристики группы (структурные, динамические, собственно феноменологические) должны преимущественно отражать именно признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений. В особенности это относится к характеристикам сложившейся группы как «совокупного объекта» [2,8].
В. Г. Крысько определяет малую группу как немногочисленную по составу (3-50 человек), хорошо организованную, самостоятельную единицу социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время [18,19].