Методики исследования свойств и видов памяти
Методика 1. Исследование объема кратковременной памяти
Процедура исследования включает четыре одинаковые серии. Испытуемому предъявляется последовательно 7 рядов цифр, содержащих от 4 до 10 элементов. В каждой серии экспериментатор зачитывает один из 4 наборов цифровых рядов.
Серия 1 Серия 2 Серия 3 Серия 4
1 3 7 2 9 3 2 1 5 2 4 1 7 1 0 6
6 4 8 0 5 5 7 3 4 0 9 6 0 2 3 8 9 9 3 4
7 2 5 3 1 8 3 9 5 1 7 5 2 5 4 0 6 1 8 5 6 0 8 6
0 7 5 9 4 3 8 4 0 1 3 9 0 6 7 8 4 2 3 8 9 5 2 0 1 5 7 0
5 2 1 8 6 3 5 5 9 3 8 2 1 5 3 5 3 4 6 8 2 5 3 8 8 2 7 4 4 5 2 5
1 3 2 6 9 7 8 4 3 8 2 4 9 3 4 5 2 8 5 9 8 3 7 4 6 2 3 7 1 5 8 4 3 1 3 9
3 8 4 4 5 2 8 7 1 6 2 4 8 3 7 5 4 6 9 2 6 7 2 3 8 4 3 2 0 7 1 5 2 4 8 3 6 8 9 7
Элементы ряда предъявляются с интервалом в 1 с. После прочтения каждого ряда через 2 – 3 с по команде “Пишите!” испытуемые в протоколе воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявляются экспериментатором. В каждой серии независимо от результата зачитываются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6 – 7 мин.
Шаг 1. Инструкция
Вам будут названы несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по команде “Пишите!” запишите то, что запомнили, в том порядке, в каком читали цифры.
Шаг 2. Обработка и интерпретация результатов
В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:
* ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком “+”;
* наибольшую длину ряда, которая во всех сериях воспроизведена правильно;
* количество правильно воспроизведенных рядов, больших, чем тот, который воспроизведен во всех сериях;
* коэффициент объема памяти, которые вычисляют по формуле
С
Пк = А + ¾¾ , (10)
n
где Пк – обозначение объема кратковременной памяти;
А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах
воспроизвел правильно;
С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших, чем А;
n – число серий исследования (в данной методике их 4).
Уровень выраженности объема кратковременной памяти | |
Очень высокий | |
8 – 9 | Высокий |
Средний | |
6 – 5 | Низкий |
3 – 4 | Очень низкий |
Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты показателей объема кратковременной памяти.
Уровень выраженности объема кратковременной памяти, равный 10 баллам, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники.
Если получен очень низкий уровень выраженности, то исследование данного свойства памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. Уровень выраженности объема кратковременной памяти, равный 3 – 4 баллам, обусловлен, как правило, непониманием инструкции.
Низкий и средний уровни выраженности объема кратковременной памяти могут быть повышены благодаря систематической тренировке памяти по специальным мнемотехническим программам.
Шаг 3. Отчет по результатам исследования объема
кратковременной памяти
Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования объема кратковременной памяти, ориентируясь на схему, предложенную в табл. 12.
Таблица 12
Индивидуальные результаты исследования
Объема кратковременной памяти
Уровень выраженности объема кратковременной памяти | Влияние объема кратковременной памяти | |||
на обыденное поведении | на общение в студенческой группе (трудовом коллективе) | на учебную (профес- сиональную) деятельность | ||
Очень высокий | ||||
8 – 9 | Высокий | |||
Средний | ||||
6 – 5 | Низкий | |||
3 – 4 | Очень низкий |
Методика 2. Исследование кратковременной, долговременной и эмоциональной памяти
Процедура исследования сводится к выполнению 10 идентичных заданий. Испытуемый должен выслушать, запомнить, а затем воспроизвести в тетради запомнившиеся слова в любой последовательности.
Шаг 1. Инструкция
Экспериментатор зачитывает 30 слов в ритме 1,5 с на одно слово. Вы должны постараться их запомнить и по команде занести в тетрадь. Последовательность воспроизведения слов роли не играет. Процедура повторяется 10 раз.
Тестовый материал
Е задание 2-е задание
1. Штаб | 11. Нужда | 21. Пуля | 1. Боец | 11. Нация | 21. Пьеса |
2. Черта | 12. Ружье | 22. Букет | 2. Мечта | 12. Билет | 22. Верх |
3. Озеро | 13. Склад | 23. Лавка | 3. Уголь | 13. Сахар | 23. Зона |
4. Тепло | 14. Урок | 24. Бокал | 4. Щека | 14. Сфера | 24. Щель |
5. Мотор | 15. Столб | 25. Пирс | 5. Труба | 15. Арена | 25. Пасха |
6. Узкий | 16. Водка | 26. Кошка | 6. Ужас | 16. Декан | 26. Каюта |
7. Пушка | 17. Тоска | 27. Хутор | 7. Сосед | 17. Квант | 27. Ущерб |
8. Спор | 18. Июль | 28. Ложь | 8. Варка | 18. Грязь | 28. Скот |
9. Кожа | 19. Танк | 29. Учет | 9. Отдых | 19. Доход | 29. Фунт |
10. Отдел | 20. Ферма | 30. Халат | 10. Жара | 20. Чашка | 30. Роща |
Е задание 4-е задание
1. Рыба | 11. Двое | 21. Сорт | 1. Цепь | 11. Дочка | 21. Корма |
2. Казак | 12. Везде | 22. Заяц | 2. Зима | 12. Буря | 22. Стиль |
3. Вера | 13. Туча | 23. Обмен | 3. Объем | 13. Лично | 23. Нерв |
4. Толпа | 14. Этап | 24. Куча | 4. Карп | 14. Арест | 24. Звон |
5. Горе | 15. Сбор | 25. Почта | 5. Пункт | 15. Голод | 25. Суть |
6. Шофер | 16. Мафия | 26. Марш | 6. Щука | 16. СПИД | 26. Этаж |
7. Запах | 17. Скала | 27. Узел | 7. Шашка | 17. Вздор | 27. Кризис |
8. Блок | 18. Толк | 28. Пасть | 8. Пожар | 18. Ручка | 28. Течь |
9. Тайга | 19. Племя | 29. Фонд | 9. Охота | 19. Сырье | 29. Сени |
10. Кран | 20. Экран | 30. Крыса | 10. Купец | 20. Мотив | 30. Барин |
Е задание 6-е задание
1. Чудо | 11. Куст | 21. Жест | 1. Поток | 11. Борец | 21. Якорь |
2. Смена | 12. Погон | 22. Домик | 2. Весть | 12. Доска | 22. Блеск |
3. Бомба | 13. Свеча | 23. Физик | 3. Бюро | 13. Явно | 23. Окоп |
4. Добро | 14. Вкус | 24. Сани | 4. Март | 14. Крест | 24. Июнь |
5. Рукав | 15. Юнкер | 25. Вход | 5. Порог | 15. Обида | 25. Гроб |
6. Ящик | 16. Дурак | 26. Кость | 6. Фраза | 16. Зачет | 26. Струя |
7. Пост | 17. Заря | 27. Штаны | 7. Благо | 17. Очки | 27. Мышь |
8. Запад | 18. Мясо | 28. Тупик | 8. Ранг | 18. Ткань | 28. Яшма |
9. Губа | 19. Выбор | 29. Рояль | 9. Знак | 19. Роза | 29. Гроза |
10. Пятно | 20. Койка | 30. Ветка | 10. Норма | 20. Шляпа | 30. Сарай |
Е задание 8-е задание
1. Диван | 11. Шепот | 21. Вина | 1. Адрес | 11. Слово | 21. Рейс |
2. Мост | 12. Бровь | 22. Плуг | 2. Ключ | 12. Перо | 22. Нора |
3. Доля | 13. Знамя | 23. Ведро | 3. Танец | 13. Бытие | 23. Кино |
4. Съезд | 14. Буква | 24. Склон | 4. Капля | 14. Матч | 24. Топор |
5. Дама | 15. Хворост | 25. Ложка | 5. Обида | 15. Сталь | 25. Шкаф |
6. Дверь | 16. Козел | 26. Банк | 6. Проект | 16. Стыд | 26. Стрела |
7. Скот | 17. Орден | 27. Скука | 7. Крыло | 17. Довод | 27. Отчет |
8. Заказ | 18. Масло | 28. Плата | 8. Пища | 18. Забор | 28. Визит |
9. Атака | 19. Разум | 29. Волк | 9. Ствол | 19. Фото | 29. Живот |
10. Банка | 20. Лента | 30. Базар | 10. Сумма | 20. Палка | 30. Рубеж |
Е задание 10-е задание
1. Груз | 11. Чайка | 21. Горло | 1. Трава | 11. Флаг | 21. Боль |
2. Осень | 12. Майор | 22. Серия | 2. Стул | 12. Грех | 22. Гора |
3. Кресло | 13. Мука | 23. Игрок | 3. Мешок | 13. Актер | 23. Отказ |
4. Битва | 14. Редко | 24. Шахта | 4. Среда | 14. Фирма | 24. Лидер |
5. Звук | 15. Парк | 25. Нитка | 5. Темп | 15. Рынок | 25. Руда |
6. Вода | 16. Любовь | 26. Сезон | 6. Печка | 16. Киллер | 26. Папка |
7. Фильм | 17. Мороз | 27. Буфет | 7. Поезд | 17. Тьма | 27. Коса |
8. Пучок | 18. Нефть | 28. Рамка | 8. Слух | 18. Агент | 28. Монета |
9. Овраг | 19. Стук | 29. Гнев | 9. Пламя | 19. Муха | 29. Табак |
10. Мозг | 20. Лента | 30. Облик | 10. Глина | 20. Холм | 30. Ширма |
Шаг 2. Обработка и анализ результатов
После завершения работы экспериментатор зачитывает слова и их номера в задании (см. тестовый материал), а испытуемый сверяет свои записи и проставляет номера воспроизведенных в тетради слов.
Для дальнейшего анализа результатов необходимо построить график, иллюстрирующий динамику воспроизведения слов. Пример графика представлен на рис. 13.
Номер задания
|
.
.
.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ....................16 17 ...........................28 29 30
Номер слова в задании
Рис. 13. Динамика воспроизведения слов
Анализ результатов осуществляется с учетом следующих ключевых позиций:
* “краевой эффект” памяти, выражающийся в том, что начальные и конечные слова списка запоминаются лучше, чем средние;
* большая выраженность конечного подъема по сравнению с начальным, что связано с проявлением кратковременной памяти;
* пик запоминания приходится на 16-й номер, что указывает на успешное запоминание эмоционально значимой информации.