Мышление и воображение в композиторском творчестве
Мышление является главнейшей детерминантой и операциональной составляющей способа реализации программы деятельности. Как отмечалось в предыдущем разделе, уже на самых ранних стадиях творчества в сознании композитора формируется обобщенный образ будущего сочинения — его «эвристическая модель», по терминологии М. Г. Арановского. Являясь плодом творческого воображения, эвристическая модель на протяжении всего процесса сочинения служит сис-темообразующим ориентиром мыслительных действий и операций композитора. Как свидетельствуют данные наших экспериментальных исследований [67], такая модель на начальных стадиях творческого акта не обязательно должна быть воплощена в звуковой форме. Моделью может быть эмоциональный образ будущей композиции, обобщенное представление еще не оформленной в звуковысотном (ритмическом) отношении интонации. Процесс воплощения модели в звуковой форме существенным образом зависит от направленности и содержания мыслительной деятельности композитора. «Два типа целого и характер эскизной работы» — так названа одна из глав монографии А. И. Климовицкого, посвященной анализу творческого процесса Л. ван Бетховена. Открывается эта глава высказыванием самого композитора: «Так как я сознаю, чего хочу, то основная идея не покидает меня никогда; она поднимается, она вырастает, и я вижу и слышу образ во всем его объеме, стоящим перед моим внутренним взором как бы в отлитом виде» [147, с. 79]. На основе расшифровки бетховенских рукописей А. И. Кли-мовицкому удалось вскрыть существенные с психологической точки зрения различия в характере мышления композитора, обусловленные содержанием и структурой исходного целого. В одном случае целое было прототипом, «копией» известных мировой музыкальной культуре моделей, в другом случае целое представляло программу бетховенских новообразований. Рассмотрим с психологической точки зрения некоторые материалы, содержащиеся в работе А. И. Климовицкого. В качестве примеров «целого», несущего черты известных моделей,
176______________________________Бочкарев Л. /\. приводятся Ариетта для голоса в сопровождении фортепиано (ор. 82, № 1), песня «Довольный» (на слова Хр. Рейсига) — ор. 75, № 6, первый вариант Adagio Шестого квартета (ор. 18). Образцы бетховенского целого, несущего черты новаторства — его Седьмая симфония. Adagio Сонаты ор..106, второго варианта Adagio Шестого квартета. Песня «Довольный» из цикла «Шесть песен» (ор. 75) написана в традиционном бытовом песенном стиле, созвучна . немецким народным мелодиям. А. И. Климовиский отмечает, что Бетховен в данном случае строго следовал нормам типовой жанровой модели, рукопись похожа на беловик, процесс сочинения протекал очень легко, без творческих метаморфоз, изменения и поправки были внесены лишь в последних текстах. Ариетта также создана на основе типовой модели целого, обусловленной влиянием итальянской кантилены, итальянской манеры письма, которую осваивал в то время Бетховен. Жанровый прототип Ариетты — оперная ария как заключительный раздел сцены (в первом обычно звучит речитатив). У Бетховена нет речитатива, но в эскизе есть моменты, например, декламационные квартовые ходы-восклицания, которые позволяют А. И. Климовискому утверждать, что композитор ориентировался на тип арии с предваряющим речитативом. Однако многое «бетховенское», содержащееся в эскизах, исчезло в окончательном варианте, который стал более итальянским: ликвидированы напряженные императивные обороты, смягчены типично бетховенские тональные сдвиги и т. д. В эскизах «Довольного» и «Ариетты» преобладает запись «подряд». Именно такой тип творчества был характерен для композитора добетховенского времени: записывать сочинение «подряд» и «подряд» его сочинять (от детали к целому)2. Процесс же работы над созданием творений бетховенского гения существенно отличался от творчества на основе типовой модели. Эскизы бетховенских шедевров представляют собой плоды неустанного поиска вариантов, связаны с ломкой традиций, в 1 Бах, по выражению Р. Маршалла, «сочинял со скоростью записывающей руки», у Генделя, Гайдна «процесс сочинения и запись почти совпадали». Стоило Моцарту найти верное решение, как он был убежден в правильном развитии и завершении произведения [147, с. 32, 39, 40].
Композиторское творчество______________________177 отличие от записи «подряд» в них нет фиксации типичных деталей мелодии, гармонии. Даже в одном автографе — эскизе Седьмой симфонии содержатся все признаки бетховенской мысли: красочность и богатство гармонического языка, контрастные динамические сопоставления, органически взаимосвязанные зародыши различных тем симфоний, над которыми композитор работал одновременно. Эскизы Adagio Шестого квартета, Adagio Сонаты ор. 106 являются не только свидетельством поиска оптимального варианта медленной части , но и доказательством художественного открытия: Бетховен а этот период творчества успешно отстаивал свою драматургию контрастов, отказавшись от принципов экспонирования, утверждая собственные, логически оправданные принципы сонатного развития, которые стали одним из самых ярких признаков его стиля. Характеризуя описанные выше два типа целого, Б. В. Асафьев подчеркивает, что в первом случае первотолчком творчества является не «момент изобретения, а моменты ...отбора и нового художественного синтеза, но на основе... уже данных предпосылок», во втором случае целое как уникальное, неповторимое, индивидуализированное новообразование продиктовано стремлением подчинить звучащее вещество суровым наказом композиторского воображения» [147, с. 38].