Самопознание и самосовершенствование
Самосовершенствование – целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию у себя положительных качеств и устранению отрицательных. Основой этой деятельности является совершенствование имеющихся знаний, умений и навыков. Самосовершенствование человека исходит из представления об идеале, который недостижим, но призван выполнить задачу упорядочивающего, организующего начала.
В современной психологии целевая модель современного специалиста, профессионала, мастера своего дела, представляется в виде перечня ряда характерных черт, разделенных на личностные и профессиональные. К числу особых личностных качеств людей, желающих достичь вершин профессионального мастерства и (особенно) занять ту или иную руководящую позицию, относятся: · энергичность – высокая активность, трудоспособность, неутомимость; · коммуникабельность и умение брать на себя ответственность за других, а не только за себя; · твердость воли – умение не только проявить твердость и последовательность в собственном деле, но и внушить уверенность сомневающимся; · честность, порядочность – без этого качества невозможно обеспечить доверие людей, возможность сотрудничества с ними; · незаурядный интеллект: успешный работник должен уметь собирать, анализировать большие объемы информации и использовать её как для личного самосовершенствования, так и для решения проблем организации в целом, если он руководитель.
Конечно, уровень развития всех перечисленных качеств, без которых нельзя представить сегодня эффективного специалиста, руководителя, определяется природными задатками человека, но все природные способности, как показывает опыт, могут в той или иной степени корректироваться, развиваться, усиливаться в течение жизни человека его трудом, волей, стремлением к самосовершенствованию. Особенно велики возможности совершенствования профессиональных качеств, без которых нельзя представить себе образцового специалиста. Профессионально важные качества у ученого, инженера и менеджера различны, но в любом случае профессионалом высокого класса может считаться лишь тот специалист, который овладеет обоими блоками качеств – личностными и профессиональными.
Определив на основе этого двуединого перечня цель самосовершенствования, не менее важно правильно выбрать пути, методы достижения поставленной высокой цели. Чтобы правильно определить эти методы, следует начать с определения своих физических и психических качеств, возможностей и ограничений или, как говорят психологи, с самопознания.
Самопознание – процесс оценки человеком самого себя, осознание своих интересов, мотивов поведения. Начальным моментом самопознания являются самонаблюдение и самоанализ. Чтобы результаты самопознания были объективными и соответствовали действительным психическим качествам используют некоторые приемы: · по возможности беспристрастная оценка накопленного профессионального и жизненного опыта. Такая оценка определит наличие сильных качеств (активность, честность, готовность к риску, общительность, стремление к повышению своего социального статуса и т.п.), а также слабостей, ограничений (пассивность, лень, нежелание рисковать, боязнь всего нового и т.п.). Но результаты такого анализа вряд ли будут полностью объективными; · тестирование, различные тренинги, деловые игры, с помощью которых можно добиться более объективных результатов, в связи с чем они получают все большее распространение. Тесты служат своего рода зеркалом, способствующим пониманию скрытого внутреннего мира личности. Но и эти методы, как считают психологи, все же не являются полностью надежными; · учет человеком мнений других людей о его сильных и слабых сторонах, особенно родственников, друзей, товарищей по работе; · постоянная проверка результатов самопознания, их дополнение, уточнение, корректировка в ходе повседневной трудовой, познавательной, общественной деятельности. Конечно, для того чтобы всерьез заняться этой нелегкой работой – самосовершенствованием, нужно хорошо осознать её значимость.
Однако самоанализ с точки зрения современной психологии может дать только начальный материал для самопознания, который в целях повышения его объективности должен быть дополнен другими методами исследования. Инструментами корреляции и уточнения результатов самопознания являются совокупность всех форм общения данной личности, опыт его профессиональной и социальной деятельности. Логически родовым понятием для самосовершенствования является категория самоорганизации.