Модальные операторы возможности и необходимости
Модальными операторами называются слова, подразумевающие возможность или необходимость, вроде возможно, невозможно, способен, не способен, смогу, не смогу, необходимо, нужно, не нужно, должны, не должны, следует, не следует, можете, не можете, будете, не будете, обязаны, не обязаны и т.д. Такие высказывания мягко внушают человеку мысль об отсутствии у него возможности выбора.
Примеры:
– Вы обратили внимание, что не можете об этом не думать?
– Вы заметили, что не можете отвести глаз от многих деталей этой композиции?
– Каждый способен на это.
– Все возможно в нашей стране.
2.6. «Как только… то…»
Этот речевой трюк состоит в том, что к тому, что обязательно произойдет, вы логически присоединяете фразу-ловушку для сознания.
Примеры:
– Как только Вы дочитаете договор до конца, то сразу поймете меня.
– Как только Вы по-настоящему осмотрите эту вещь, то задумаетесь о ее покупке более серьезно.
В современной русской транскрипции частица «то» нередко опускается – как само собой подразумевающаяся.
Комплексная эквивалентность
Возникает тогда, когда два утверждения связаны некой «параллельностью» причины и следствия. Таким образом, обе части фразы, по мнению автора, могут иметь одинаковый смысл.
Примеры:
– Вы читаете уже несколько часов. Вы, должно быть, утомились.
– Он, должно быть, умный, если легко сдал экзамен.
– Вы не улыбаетесь, вы не получаете удовольствие.
Поглощение неопределенности
Здесь используются формулы: «Х или Х , но Y» , а также «Х или Х , или Х , или Х , но Y» , где «Х» – утверждения о действиях, которые слушатель делает или может начать, прекратить, продолжить или изменить; «Y» – определенное утверждение о желаемом действии или осознании чего-либо.
Примеры:
– Можно любить учиться, можно не любить учиться, но, в любом случае, лучше всему этому научиться.
– Может быть, в этих знаниях для вас главным покажется их универсальность или же их высокая практическая действенность, а может, понравится их относительная простота или возможность применять их на практике хоть каждый день, но я знаю одно: эта информация способна существенно изменить вашу жизнь.
Формулы поглощения неопределенности – не только средство для быстрого присоединения, установления раппорта и наведения транса, но и одна из самых эффективных речевых стратегий в рекламе и в повседневных целях.
Вариабельность
Вариабельность помогает изменить жесткую структуру поля внимания объекта. Чтобы создать вариабельность, можно использовать следующую формулу:
Шаг 1. Общее утверждение о чем-либо, чем обладает каждый человек (универсальная способность, ощущение, реакция).
Шаг 2. Утверждение возможности проявления этой способности у собеседника в данный момент.
Шаг 3. Первое возможное специфическое проявление этой способности.
Шаг 4. Второе возможное специфическое проявление этой способности.
Шаг 5. Третье возможное специфическое проявление этой способности.
Шаг 6. Общее определенное утверждение, что у собеседника появится нужная вам реакция.
При этом вы как бы «проходитесь» по всем трем модальностям (визуальной, аудиальной, кинестетической).
Пример:
1. Знаете, любой покупатель тщательно подходит к выбору кухонной мебели,
2. и, возможно, Вы сейчас тоже все тщательно оцениваете,
3. Вам может понравиться красивый дизайн
4. или ощущение, как удобно такое расположение ящичков,
5. или же Вы просто услышите, как тихо работают встроенные вытяжка и микроволновка,
6. но я знаю одно: в такой кухне Вам будет уютно и спокойно.
Создание мыслеформы
Прием реализуется за счет закладывания в голову собеседника мыслей, которые направляют его рассуждения в правильную сторону. Такие мысли, сказанные убедительно, как правило, начинают жить в голове собеседника своей собственной жизнью, со временем развиваясь.
Разговор по телефону: – Привет. – Привет, а кто это? – Ты подошла вчера ко мне в кафе и сказала, что я очень тебе понравился. – Я не могла тебе такого сказать! – Я точно помню, как ты смотрела на меня и говорила «Какой ты классный».
Обороты речи:
– Это так просто, согласитесь!
– Шаг за шагом вы начнете…
– Когда вы думаете о…, вы…
– Вы видите, как…
– Читая это письмо, вы…
– Вы уже заметили, что… ?
– А сейчас я хочу помочь вам испытать…
– Разве это не здорово, когда… ?
– Как вам, вероятно, уже известно…
– Конечно же, вы слышали о…
– Прочитав эту статью, вы почувствуете…
– Это вызывает у вас интерес
– Вы начнете чувствовать себя все лучше и лучше
– Вы будете погружаться в чтение все глубже и глубже
– По мере чтения данной статьи ваши проблемы постепенно…
– Когда вы впитаете в себя эту информация, вы…
Как вы убедились, растворяя гипнотические команды в общей структуре предложения, вы формулируете их мягче и изящнее, что не вызывает сопротивления у собеседника.
Ознакомившись с речевыми стратегиями и структурами языка подсознания, вы будете замечать их повсюду. Некоторые из этих структур не всегда согласуются со строгими правилами грамматики, но в живой речи это обычно остается незамеченным и не снижает их результативность.