Пять принципов Ки-медитации
Хаджу
Слово ха переводится как «брать», а джу - «углубляться». Эти слова идеально описывают проверенную годами технику: сконцентрироваться на себе и впитывать всю Вселенную (Тоитсу), пока не будет достигнуто состояние «нормальности».
Хошо
Слово хо переводится как «отпусти», в то время как шо означает «следуй», в смысле свободно следовать природе, желаниям...
Этот принцип означает самоосвобождение, без особой концентрации на технике, с помощью медитации, дающей уверенность. Этот принцип означает «научись ничего не делать».
Чова - гармония со всем сущим
Слово чо переводится как «в соответствии», а ва обозначает «объединение». Достигнув Хаджу и Хошо, мы обретаем чувство настоящей свободы и гармонии.
Чувствуй жизнь всех существ
Контакт с пространством подчеркивает уровень восприятия всех вещей, охваченных этим пространством, и поддерживает чувство жизни во всех существах Вселенной. Наше восприятие не сконцентрировано на одном предмете, одном человеке, проблеме, оно может охватить все разнообразие вариантов.
Чувствуй движение Ки-Вселенной
Этот принцип напоминает пятый принцип Фудошин и представляет состояние, в котором сознание может воспринять все. Это - состояние истинного присутствия и максимальной ответственности.
Ки-дыхание
Как известно, человек выдыхает углекислый газ в окружающую среду, замещая его кислородом, который является основным элементом метаболизма клеток. Этот процесс происходит в системе дыхания, которую можно разделить на внешнюю и внутреннюю (глубокую) системы: легкие -это органы, обеспечивающие поступление кислорода в кровь и выбрасывающие углекислый газ во внешнее пространство. Для человеческого существа дыхательная функция является жизненно важной.
На Востоке существует множество школ, разрабатывающих различные техники дыхания. По одним из них нужно выдыхать через рот, а вдыхать через нос, по другим - выдыхать и вдыхать через рот, по третьим - использовать только нос. Некоторые техники используют движения живота, но чаще всего здесь возникают противопоказания, поскольку такой способ создает напряжение в теле, ограничивая или снижая оздоровительный эффект дыхания.
Основой техники мастера Тохеи послужил метод, давно известный в Японии как Мисоги-дыхание, которое он развил в Ки-дыхание, применяя принципы объединения сознания и тела. Для Ки-дыхания важно объединить сознание и тело и полностью расслабиться. Обычно оно практикуется сидя в позиции сейза, но, по мере овладения, можно делать это сидя на стуле, стоя, лежа или в процессе ходьбы. Не следует забывать, что принятая поза должна позволять телу расслабиться, а брюшная полость и грудь не должны быть сдавлены.
Давайте теперь попробуем использовать технику мастера Тохеи, сидя в позиции сейза с расслабленными плечами и закрытыми глазами.
Пять принципов Ки-дыхания
Выдох со звуком «ха»
Ки-дыхание всегда начинается и заканчивается выдохом: вы должны немного открыть рот и начать выдыхать, делая негромкий звук «ха», очень спокойно и медленно, как , показано на рис. 27. Этот негромкий звук (просто дуновение) должен быть чистым и длинным, без напряжения или прерываний. Вначале выдох длится около тридцати секунд; позже, когда вы будете чувствовать себя более уверенно в этой технике, вы можете продлить его до минуты. Для новичка вполне нормально прекратить упражнение на десятой-пятнадцатой секунде выдоха.
Выдыхайте спокойно
Необычайно важно сохранять тело полностью расслабленным и легким. С этой целью полезно будет начать сохранять Одну Точку в качестве центра окружающего пространства еще до начала упражнения, чтобы состояние внимания к окружающему пространству помогло телу быть свободным и легким. Если это окажется трудной задачей, можно попросить помощи у партнера: пусть, если вы будете неуклюжи и негибки, во время упражнения он стоит сбоку от вас и поднимает ваше тело, помогая вам почувствовать себя легче.
Долгий спокойный выдох позволит вам сохранять тело расслабленным и получать особенно приятные ощущения.
После выдоха продолжайте бесконечно расширять Ки «половинками»
Закончив выдох, слегка нагните туловище вперед. Это один из наиболее трудных моментов, потому что вы можете запаниковать, ввиду необходимости вдохнуть как можно скорее, и потерять контроль, сводя на нет всю проделанную до этого работу. Чтобы избежать этого, главное -продолжать расширять Ки во внешнее пространство, воображая, что в вашем теле все еще есть воздух, который можно задержать. В этой ситуации поможет тест со стороны вашего партнера: он должен проверить вас путем легкого надавливания сзади. Если вы продолжите расширять Ки (бесконечно деля на половины), вы получите стабильный результат теста, и это поможет вам не заострять внимание сознания на дыхании и, таким образом, избегнуть состояния стресса.
Вдох должен происходить через кончик носа, пока тело не наполнится воздухом
Закрыв рот, начните вдыхать кончиком носа (см. рис. 28). Очевидно, что воздух войдет через ноздри, но лучше вообразить, что он входит через кончик носа, чтобы избежать сжатия ноздрей. Если вы попробуете вдыхать быстро, у вас появится неприятное ощущение, словно вы сейчас взорветесь, верхняя часть тела будет напряжена, и вы почувствуете, как ваш вес увеличивается. Вашему партнеру легко будет вас проверить, надавив слегка вам на грудь - вы упадете назад, поскольку Точка уже не будет на- I ходиться в центре, а вес не будет больше удерживаться внизу.
Теперь, чтобы избежать неприятного чувства «надувания» и сжатия, попробуйте вдохнуть медленно, представляя, как все тело наполняется воздухом, становится легким, очень легким.
После вдоха по половинке впитывайте в Одну Точку
Закончив вдох, вы должны сохранить чувство легкости и вернуться в начальную позицию. Это второй трудный момент: здесь часто наблюдается тенденция к немедленному выдоху. Чтобы преодолеть чувство паники, нужно сохранять сознание спокойным, выполняя упражнения концентрации (делением пространства на половинки), которые мы уже выполняли в предыдущем параграфе по Ки-медитации. Другими словами, успокойте свое сознание, представляя, что в вашем теле все еще достаточно пространства, содержащего большое количество воздуха. Это остановит стресс и позволит вам выполнить все упражнение по вдыханию без напряжения. Также поможет здесь вам и партнер: пусть он слегка толкнет вас в грудь, чтобы проверить ваше состояние равновесия и расслабленности.
Вначале важно тренировать Ки-дыхание, следуя своему собственному ритму, не принуждая себя, одному или с помощью и тестированием вашим партнером. Потом, когда вы будете чувствовать себя более уверенно в этом упражнении, вы можете практиковаться группой, следуя ритму, заданному учителем, который будет давать сигнал начала и конца фаз выдыхания и вдыхания ударами двух палочек.
Чтобы совершенствоваться в практике Ки-дыхания, вы должны попробовать выполнить следующее упражнение: ведите себя так, словно ваше тело - емкость, наполненная воздухом. Ваша задача - выпустить старый, использованный воздух и наполнить емкость свежим воздухом. Встаньте и начните выдыхать, представляя себе, что сначала выпускаете воздух из головы, потом из тела и наконец из ног, пока не дойдете до кончиков пальцев ног. Тогда начните вдыхать, представляя, как наполняете воздухом сначала ступни, потом ноги, потом тело и наконец голову. Вы увидите, что, концентрируя внимание на визуализации опустошения и наполнения тела, вы сможете значительно продлить свой дыхательный цикл.
8) Методы усиления вашей твердости: Сокушин Но Гё, Сеншин Но Гё
Дыхательный метод Мисоги - это древняя синтоистская практика, которая передавалась по секрету с времен периода Эдо (1683-1868). В течение эпохи Токугава она была запрещена правительством, считавшим ее инструментом, способным усилить волю практикующих ее людей, вследствие чего властям будет труднее управлять ими. Так этот метод стал тайной практикой. Он был особенно труден, потому им занимались только очень мотивированные люди, которых считали отличающимися от других. Одним из самых знаменитых учителей этой техники был Тесшу Ямаока, великий самурай и мастер меча конца XIX века. Он отличался храбростью в бою и неустанной настойчивостью в занятиях и практике «пути» и был очень известен в искусстве каллиграфии.
О нем рассказывалось много историй, где его представляли как человека легендарного, фанатичного и жестокого. Мастер Тохеи начал практиковать Мисоги-дыхание в 1937 году под руководством Тетсудзу Огура, ученика Тесшу Ямаоки, основавшего в Накано, Токио, школу под названием Ичикукай, «Общество Девятнадцати» (в память о своем учителе, умершем в девятнадцатый день месяца).
Огура считал, что практика Мисоги-дыхания полезна для молодых людей, поскольку она стимулирует тело во всех его способностях и усиливает волю. «Целью этих упражнений является преодоление страха смерти. Вы должны упорно трудиться, серьезно выполняя каждое дыхательное упражнение; нельзя заниматься этим бездумно и нельзя беспокоить других»*, - сказал Огура ученикам, ободряя их в их стремлениях.
* К. Тохеи. Книга о Ки: Объединение сознания и тела, Токио: Джапан Пабликейшн Инк., 1976, с. 80.
Тохеи был очень старательным учеником и извлек много пользы из этой практики, которую он внедрил со значительными изменениями в программу обучения Ки Но Кенкюкай. Поскольку практиковал он долго и интенсивно, мастер Тохеи пришел к выводу, что, хотя практика Мисоги полезна и содержательна, тем не менее в ней есть противоречия, которые могут сделать ее опасной. В частности, ее необычайная жесткость и интенсивность могут создать напряжение в теле, особенно в спине, а усиливающийся ритм может подстегнуть фанатизм, как в карающем ритуале.
Таким образом, мастер Тохеи развил метод Сокушин Но Гё, практику сознания через дыхание, полезную тем, что она позволяет за короткое время наполнить сознание и тело позитивным Ки, как насос накачивает камеру. Эта практика основывается на древней практике Мисоги, от которой остались не самые строгие части. Практика Сокушин Но Гё предназначена для всех тех, кто уже понял и уверенно справляется с принципами объединения сознания и тела и дыханием, т.е. может достигнуть правильного расслабления и спокойствия сознания, несмотря на бешеный ритм занятий.
Сокушин Но Гё - это практика, которую нельзя выполнять каждый день, а можно только в особых случаях, когда у группы имеется опытный учитель. В Ки Додзе Флоренции ее практикуют один раз в месяц, на специальных уроках или во время семинаров. Даже в Ки Но Сато, центральном офисе Ки Но Кенкюкай в Японии, ее практикуют один раз в месяц, во время международных встреч.
Сокушин Но Гё выполняется в позиции сейза, сидя вдоль параллельных рядов, лицом в одном направлении: впереди справа сидит оса, координатор занятия, а перед ним, сбоку от группы, сидят два ассистента (кагура). Важно сидеть в правильной позе, так, чтобы Одна Точка находилась действительно в центре тела, чтобы можно было долго оставаться в одной позе и облегчить процесс дыхания. Важно также, чтобы тело было эластичным и гибким, поскольку эта практика использует силу, исходящую из релаксации.
Для этого полезно вспомнить пять принципов полной релаксации и пять принципов упражнения, чтобы вес тела был хорошо сбалансирован и распределен, чтобы чувствовать себя легким, очень легким, чтобы занять «самую удобную» позицию и чтобы двигать каждой частью тела эластично, поддерживая хороший ритм.
Сначала, чтобы освоиться с упражнением, выдохните, как в Ки-дыхании, издавая некоторые звуки, а потом быстро вдохните. Выдыхать начинайте со звуком то, потом хо, ка, ми, э, ми, та, ме, и так в течение нескольких минут, повторяя серию слогов несколько раз. Упражнение выполняется спокойно и без напряжения; оно доставляет приятное ощущение, тело чувствует приятные вибрации. Только в Ки-дыхании мы подчеркиваем фазу выдыхания.
Упражнение продолжается в постепенно ускоряющемся ритме. Обычно Сокушин Но Гё практикуется с помощью металлического колокольчика, звук которого гармонирует с дыханием и движением. Звон колокольчика производится движением руки, которое начинается над головой, а потом спускается вниз, расширяясь возле колена, как будто мы режем что-то мечом. Важно, чтобы рука падала полностью расслабленной, дабы придать необходимую силу звуку колокольчика, не создавая напряжения мышц и не причиняя боли телу и руке. Если вы позанимаетесь в состоянии полной расслабленности, располагая Точку в центре и расширяя Ки, звук будет чистым и определенным, он будет демонстрировать спокойствие и намерение.
Научившись сосредоточенно выдыхать и издавать правильный звук колокольчиком, вы можете выучить ритм, характеризующий дыхательные упражнения (см. рис. 29).
После звука восьми слогов то хо ка ми э ми та ме* в убыстряющемся ритме необходимо изменить ритм, начав сближать восемь слогов в то хо коми эми таме. Когда ритм станет еще быстрее, переходите к третьему ритму, использующему выражения тохоками эмитаме, сближая начальные восемь слогов еще больше. В этом случае ударение ставится на первом слоге каждого выражения (то и и) и соответствует моменту, когда рука опущена, а в звуке колокола слышна сила. Выражения хококами митаме соответствуют моменту, когда рука поднята над головой, и даже если звук затихает, лучше произносить их четко.
* Эти слова мы связываем со следующими представлениями: меч (то хо) как элемент, способный отсекать (разделять) и выбирать. Зеркало (ка ми) способно к ясному отражению всех вещей, подобно тому состоянию, которое присуще ментальному спокойствию. Тишина (спокойствие) (э ми), которая свойственна медитации, и драгоценный камень (та ме), который после должной огранки становится круглым и может свободно катиться, символизирует роль ментальной коррекции в приспособлении к наиболее меняющимся обстоятельствам.
По ритму третья, самая длинная, фаза может быть представлена как то-хоками э-митаме, где сила в голосе приходится на опускание руки, и колокол режет пространство, а когда рука поднята над головой, в голосе слышна мягкость.
Эта практика, которая кажется очень сложной, подходит всем, при условии, что каждый ученик тщательно подготовлен опытным учителем. Важно, чтобы учитель имел достаточный опыт в практике Ки и чтобы ученик чувствовал себя уверенно в Ки-дыхании. Опыт координатора занятия (оса) также важен, чтобы он мог контролировать всех и помогать им.
Если вы научитесь выполнять Сокушин Но Гё полностью расслабленным и в правильном ритме, это будет выглядеть так, словно колокольчики издают звук спонтанно, вместе со звуком, издаваемым группой.
Следующие упражнения практики Сеншин Но Гё, как и описанные выше, необычайно полезны для развития большего чувства твердости и намерения. Когда сознание апатично и кажется, что выполнять наши обязанности труднее и сложнее, чем это есть на самом деле, тогда можно использовать практики вроде медитации, приводящей сознание в состояние гармонии со Вселенной, а мысли и действия - в порядок. Но можно также стимулировать и тело, стимулируя, таким образом, и сознание с помощью Сеншин Но Гё - очень простой методики, предложенной мастером Тохеи для усиления намерения.
Рис. 30
Сеншин Но Гё, что означает «практика промывания сознания», дошла до нас из древних очистительных ритуалов синтоизма и заключается в купании в холодной воде, погружении в озеро, реку или бассейн или, проще, в обливании холодной водой (рис. 30). Это очень сильная стимуляция, придающая телу тонус и пробуждающая сознание. Любой, кто знаком с финской сауной, знает о пользе холодного душа после пребывания в очень горячей сауне: первое ощущение - шок, а после - чувство бодрости, словно только проснулся. Это очень полезная практика для тех, кто имеет тенденцию к лени и у кого не хватает решительности, например для тех, кто встает по утрам с трудом, а встав, чувствует себя сонным и неспособным принимать решения. Если это случается только изредка, когда вы на отдыхе или где-либо, где вы можете себе такое позволить, тогда это может быть приятно, но когда это становится привычкой, можно быстро впасть в депрессию. Важно не принуждать себя делать Сеншин Но Гё в качестве наказания, надо делать ее в подходящий момент, когда это действительно нужно.