Как подружиться с розой и лисом 4 страница
Женщина (30 лет), замужем, мать двоих сыновей (Даня семи лет и Алеша пяти лет) обратилась с жалобами на трудности в поведении старшего сына, драчливость, агрессивность его по отношению к младшему брату и родителям. Со слов матери, мальчик упрям, непослушен. В первом классе школы адаптируется трудно, задания делает неохотно. Особенно трудно дается счет. Периодически возникают заикание, мигательный тик и навязчивое покашливание с волнообразным течением. Родился в асфиксии, оценка по шкале Апгар 6/8 баллов. Вес при рождении 4.050. К груди приложен на 7 день. В возрасте трех недель был оставлен медицинской сестрой под УФ-лампой без контроля и получил ожог 2-й степени в области ягодиц. Выписаны домой на 27 день со следами ожога. Грудное кормление до года.
На первом году энцефалопатия, беспокойный сон, частые простудные заболевания, в 10 мес. перенес отит. Из детских инфекций перенес ветряную оспу, скарлатину.
Со слов матери, с раннего возраста был избыточно подвижным и «трудным». В 2 года на улице мальчик мог далеко уйти от нее и не оглядывался. Если мать догоняла его и брала на руки, возникали аффективные вспышки с криком и плачем.
Когда родился младший брат, Даниле было 2 года и 7 месяцев, он казался испуганным, затем демонстрировал выраженные реакции ревности. Детские учреждения начал посещать с 2,5 лет. Привыкал с трудом, плакал, играл один, плохо ел, стал чаще болеть ОРВИ. Негативно относился ко всему новому. Аффекты всегда сопровождались вербальной и моторной агрессией вовне. В возрасте от 3 до 6 лет появились страхи. Боялся оставаться дома один, боялся темноты и «большого кота». Интеллектуальное развитие - по возрасту.
Мать по характеру вспыльчивая, демонстративная. В детские годы жила у бабушки с дедушкой, Свою мать видела редко, очень страдала от ее отсутствия, ждала с нетерпением каждой встречи, а при встрече пугалась, потому что та казалась ей «вечно занятой и суматошной». Отца практически не знала, в те редкие случаи, когда он приходил в дом, относился к девочке «либо равнодушно, либо брезгливо». Вспоминает, что, когда была маленькой, видела рядом с матерью других мужчин, к которым испытывала сильную ревность. Дед вспоминается, как строгий и вспыльчивый, а бабушка «тихо и спокойно добивалась своего». В подростковом возрасте оказалась в семье матери и отчима. Отчим «часто ворчал». По любому незначительному поводу девочку упрекали в неумелости, некрасивости, отсутствии способностей. Замуж вышла в 18 лет. Как потом считала, «чтобы уйти из этого дома и доказать им, что не такая уж я никудышная».
Женщина отмечает, что отношения со старшим сыном трудные, «временами она его ненавидит». При этом к младшему сыну относится с большой нежностью, до такой степени, что сама боится, что он вырастет «женоподобным». Отношения между братьями конфликтные.
Отец много помогает жене по хозяйству, однако между супругами часто возникают конфликты и ссоры.
Большое участие в жизни семьи принимает бабушка со стороны матери. Она активно вмешивается в воспитание детей, пытается «воспитывать» родителей и стремится поддерживать зависимое положение дочери.
Мальчик жалоб не предъявляет, но напряжен, насторожен. Фон настроения снижен. В контакт вступает неохотно, на вопросы отвечает односложно. Проявляет вербальную агрессию по отношению к матери. В моменты, когда внимание взрослых направлено на него, часто возникают непроизвольные подергивания мышц лица вокруг рта и мигательный тик.
Психотерапевтическая работа с матерью была направлена на воспоминание вытесненных переживаний детства. В результате были выявлены причины, лежащие в основе эмоционального отвержения сына, а также механизмы, запускающие страхи за ребенка и неосознаваемое чувство вины. Мать открыла для себя, что не чувствует, не понимает своих сыновей - их реакции, обиды и стремление защищаться от агрессивного окружения. Именно это определило потребность иначе «взглянуть» на собственное детство, которое первоначально воспринималось далеким, забытым и неважным. Женщина пришла к выводу, что отвергала переживания своих детей так же, как ее мать отвергала ее переживания. Вспомнились события из раннего детства, касающиеся отношений с отцом, который не замечал в девочке будущую женщину. Кроме того, вспомнился до этого вытесненный эпизод сексуального домогательства взрослого мужчины, когда ей было три с половиной года, а также первый страх смерти, связанный с давно забытым впечатлением от самоубийства соседки, выбросившейся из окна.
Далее появилась возможность соприкоснуться с проблемой своей полоролевой идентичности. Были подробно проанализированы проблемы взаимоотношений с сыновьями, супругом и другими мужчинами. Психотерапия матери длилась 19 месяцев, встречи (сессии) проводились по часу один раз в неделю.
В результате у матери повысилась самооценка, появилось положительное эмоциональное принятие образа Я. Исчезли периодически возникающие депрессивные настроения и суицидные мысли. Женщина сменила работу. Отношения в семье, с ее слов, «перестали быть болезненными». Старший сын стал менее агрессивным, улучшилась его успеваемость в школе, прекратились заикание, тикоидные движения и навязчивости. Что касается младшего сына, то мальчик получал игровую терапию в группе нашего детского сада и его развитие шло без дальнейших осложнений.
Через три года после обращения мать успешно реализует свои разносторонние интересы. Сыновья развиваются в соответствии с возрастными особенностями. Кроме того, женщине удалось перестроить отношения со своей матерью и «блокировать» активное влияние бабушки на «атмосферу» семьи.
Этот сон повторялся в детстве много раз. Мне даже кажется, что я чувствовал, когда увижу его снова. Становилось жутко и в то же время очень интересно. Хотелось видеть его опять. Как перед захватывающим аттракционом. Снилась комната. Та самая, в которой я спая, играл, жил все эти годы. Комната, в которой моя мать меня родила, зелёная железная кровать, на которой я спал всё детство. Во сне я тоже будто на кровати. Светло. Вдруг начинает темнеть. Какая-то сила выталкивает меня вверх... чувствую, вижу, как комната стремительно удаляется... остаётся далеко внизу, превращается в маленькую светлую точку... Дыхание перехватывает как при падении... Падаю... вверх!.. Пространство вокруг становится синим, похожим на ночное звёздное небо... потом оно чернеет... а я всё лечу и лечу... всё дальше и дальше... в темноту и одиночество... Много позже, уже лет в двенадцать, под впечатлением романа «Полёт на Луну» Жюля Верна и запуска первого спутника, видя этот сон, я знал, что улетаю один... в космос... в вечность... И просыпаюсь в ужасе...
В последние два десятилетия в нашей стране вырос интерес к различным формам групповой психотерапии, основанной на использовании всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий внутри группы. Здесь ведущим групповым феноменом стала групповая индукция, тогда как ранее в основном использовались гипноз, аутогенная тренировка и поведенческие методы[28].
Мировая практика показывает, что психотерапия в группе позволяет достаточно глубоко погрузиться в переживания, прежде всего — вытесненные, и проиграть их в ситуации «здесь и теперь». При этом наиболее эффективным оказывается взаимодействие с ранними реакциями, которые относятся к возрасту, когда только формируются механизмы эмоционального реагирования и паттерны поведения. Кроме того, исследования К. И. Платонова (1957) доказали, что ранние реакции ребенка на события, на близкое и значимое окружение являются наиболее сильными относительно любых подобных впоследствии.
Мы исходили из того, что первичные реакции ребенка — это сигнал вовне о неблагополучии, о неудовлетворении жизненно важных потребностей (в тепле, в пище, в защите и т. д.), и из того, что этот механизм закрепляется раньше, чем ребенок научается осознавать свои переживания и давать им словесное выражение.
Этот «неприятный» опыт есть, как правило, следствие различных нарушений в системе отношений маленького ребенка с близким окружением. Вытесненный в область неосознаваемого, этот опыт продолжает работать в теле, а в системе неосознаваемых телесных реакций он влияет на формирование всей личности человека.
Предлагаемая техника реконструкции механизмов эмоционального реагирования у взрослого предоставляет родителю возможность физически (телесно) проиграть в группе и при помощи группы ситуацию из раннего детства так, как если бы это был «актерский этюд». Здесь, как и в актерском этюде, при повторном проигрывании происходит все большее углубление в ситуацию, и, как следствие, всплывают переживания раннего детства и телесные (мышечные) реакции, которые были или могли быть на самом деле, но оказались вытесненными из сознания.
Еще одна, много лет подробно мной разрабатываемая, оригинальная игровая техника представляет собой проективно-реконструктивную групповую игру под условным названием «Полянка»-.
«Полянка»
В своей основе игра сравнима со спонтанным рисованием, только здесь рисование производится собственным телом в группе и при помощи группы. И там, и здесь есть спонтанное выражение своих представлений. И в том, и в другом случае есть поле, пространство, в котором и на котором происходит действие. Это поле, в прямом и переносном смысле, есть не только фон (среда, предлагаемые обстоятельства), а объективная реальность, которая определяет качество межличностных контактов или общения с объектом. Лист бумаги, на который наносится рисунок, есть одновременно и лист бумаги, и пространство, в котором возникает сюжет. В спонтанной игре есть реальное пространство, комната, где проходит общение в группе, и есть предлагаемые игрой символические обстоятельства, в которых развивается игра. Как рисунок позволяет анализировать и интерпретировать тематику и манеру изображения, его расположение на листе, так и игра позволяет исследовать расположение тела и качество проявления себя в реальном и символическом пространствах. Если в рисовании границы определяются размерами листа бумаги, отведенным временем, статичностью разворачиваемого сюжета, то в спонтанной игре границы определяются временем, условиями комнаты и ситуацией в группе.
- Представьте себе, что перед вами зеленая полянка в лесу. Трава. Лето. Светит солнце. Тепло. Вокруг зеленый лес. На этой полянке вы, сидящий в круге, - кто или что? Давайте попробуем выбрать, в кого или во что каждый из нас (включая терапевта), мог бы поиграть, исходя из ситуации «здесь и теперь».
Варианты предполагаемой роли могут быть самыми разными: самого себя в любом возрасте (от раннего детства до глубокой старости), зверя, цветка, ручья, дерева, гриба и т. д. до фантастических, вроде динозавра, трансформера, шаровой молнии, привидения, землетрясения и т. д.
Каждый участник в круге по очереди заявляет, в кого или во что он будет «превращаться». Каждый следующий слышит, что про себя придумали соседи и с учетом этого имеет возможность «предлагать» себя в той или иной роли. Не только ведущий, а любой участник в круге вправе задать любые вопросы, которые могут максимально конкретизировать выбранную роль. Например:
- Я буду камнем.
- Большой или маленький? Посередине поляны или с краю? Заросший мхом или чистый? На земле или зарыт? Гладкий или с острыми гранями?.. - И т. д.
Конкретизация своей роли (или себя в роли) определяет глубину погружения в обстоятельства игры. Использование этой техники подтверждает выводы К. С. Станиславского о том, что чем подробней, чем глубже процесс проникновения в предлагаемые обстоятельства, тем легче отзывается тело на проявление переживаний.
После того как все участники «придумали» себе роль, тот, до кого снова дошла очередь, вправе остаться в выбранной роли или изменить первоначальные намерения и превратиться во что угодно другое в связи с изменяющимися условиями.
- Я буду маленькой девочкой, которая собирает в лесу ягоды и грибы.
- А я буду голодным волком, - говорит следующий участник. И когда очередь снова доходит до участницы (или участника), которая решила быть маленькой девочкой, она может остаться в этой роли, но может и изменить условия своего пребывания на поляне («сижу в автомобиле и надеюсь, что волк мне не опасен» и т. д.), либо превратиться во что-нибудь иное.
Так длится до тех пор, пока все участники не удовлетворятся своей выбранной ролью. Ни в коем случае не следует ни торопиться, ни навязывать вариант предполагаемой роли. Если кто-нибудь заявляет, что не знает, во что «превратиться», у него есть право пропустить круг и выбрать свой «жизненный путь», когда очередь опять до него дойдет.
Иногда участники за два-три круга утверждаются в придуманной роли, иногда это происходит после многократных «превращений». Это связано с конкретной ситуацией в группе и со складывающейся системой отношений. Как правило, в этом «выборе» ролей участники заново проходят все стадии групповой динамики. Часто бывает, что все уже договорились, а двое, трое продолжают «превращения», а потом, на очередном витке, все снова начинают менять свои роли. В конце концов, наступает момент, когда роли устраивают всех, и наступает второй этап игры. Игра проходит совершенно спонтанно, и каждый участник самостоятельно выбирает линию поведения и меру своего участия. Одним из немногих непременных условий является верность выбранной роли и неприменение физического насилия по отношению к партнерам, если оно выходит за рамки игровой (символической) условности. Длительность игры зависит от настроения в группе, от темперамента и фантазии участников, от групповой динамики. И момент окончания игры может не быть строго определенным. По договоренности он может быть обусловлен, к примеру, неким внешним сигналом: боем часов, звуком будильника или так же заранее оговоренным правом любого участника тем или иным способом остановить игру. Так проходит любая детская сюжетно-ролевая игра. И то, что для одних может быть «окончанием», для других может быть только разгаром событий. Что ж? Всегда остается возможность обсудить, что осталось недоигранным, недореализованным, недореагированным... И/или продолжить в другой раз.
Обсуждение после игры предполагает вопросы участникам:
- Вам было интересно? Так ли вы представляли себя в игре? Вы довольны выбранной вами и «прожитой» в игре ролью? Насколько неожиданным по отношению к вам было поведение остальных членов группы? Удалось ли вам повлиять на происходящие события? Или они остались в стороне от вас? Какие переживания вы испытывали?.. - И т. д.
При этом ни в коем случае не следует давать участникам игры никаких оценок.
В другом сеансе вместо «Полянки* может быть предложен вариант игры, который условно называется «Пустыня». Здесь, в отличие от зеленой полянки в лесу, стартовая ситуация предстает неуютной и опасной. Вязкий и подвижный (агрессивный) песок и небо. Ветер и бесконечное пространство. И так же, по очереди, каждый сидящий в круге придумывает свою модель существования в этих условиях.
Еще один вариант называется «Море». Изначальная ситуация еще более неуютна. Могут быть другие. Например, космос, маленький необитаемый остров в океане, микромир, грязный подвал, кладбище ночью или что-нибудь еще более неожиданное, предложенное и оговоренное участниками группы по законам спонтанной сюжетно-ролевой игры.
Многолетний опыт использования этой игры в разных городах и странах, а также в различных по возрасту (от пяти до пятидесяти пяти лет) н по составу группах позволяет говорить о ее высокой эффективности. На различных этапах развития группы происходит разное восприятие игры. В первой фазе групповой динамики (фаза ориентации) это возможность глубже узнать друг друга и соприкоснуться со своей проблемой, а также получить в игровой ситуации обратную связь. В фазе агрессии и напряжения это возможность отреагировать межличностные и внутриличностные конфликты. В фазе структурирования социальных ролей (третья фаза групповой динамики) это обыгрывание способов и моделей конструктивного (или неконструктивного) взаимодействия. И на любой стадии это техника, позволяющая использовать живое тело, телесное взаимодействие как инструмент психодрамы, психодиагностики и психотерапии.
Мне было два с половиной месяца, когда не стало отца. Его образ для меня существует только на фотографиях и в представлении по рассказам матери и родных. Это всегда было больно, но в этом не было «потери» как таковой. Его для меня уже не было. А в семь лет я узнал, что такое потеря матери. Нет, это была не моя мать. Дело в том, что я в этом возрасте часто спал с бабушкой. Я любил спать с бабушкой или с мамой. Чувствовать защищённость, тепло, дыхание и близость родного тела. Любил положить сверху свои ноги и спать в обнимку. Бабушка была уже старенькая, я слышал разговоры о близком уходе, но, конечно, не понимал, куда. В ночь на третье сентября 1953 года я тоже спал с бабушкой. Крепко спал. Число очень хорошо запомнилось, потому что это был день рождения моего старшего брата, который по этому случаю был отпущен в увольнение из военно-морского училища. Я не слышал, что произошло ночью, как меня, спящего, перенесли и уложили на кровать в другой комнате. А проснулся я рано утром от крика. Мне он показался и страшным, и родным. Это рыдала моя мать. Кричала навзрыд моя мама, волевая и сильная женщина. А мы, её дети и все, кто был дома, терпеливо ждали. Хотелось пойти в туалет, хотелось есть, хотелось, чтобы мама вышла, приготовила завтрак и чтобы всё пошло по-прежнему. В конце концов так и произошло. Мы позавтракали, взрослые стали заниматься взрослыми заботами, а я взял свой деревянный грузовик и стал играть с кошкой. Наша серая Пушка, которая очень любила бабушку, смотрела мне в глаза, будто спрашивала, что случилось, и покорно ложилась в кузов автомобиля. Это было поразительно, потому что я много раз до этого пытался покатать её на этой игрушечной машине, но у меня ничего не получалась: гордая кошка категорически отказывалась играть со мной в эту игру и отчаянно царапалась и кусалась. А в это утро она с жалобным мурлыканьем подошла, сама забралась в кузов, где ей, конечно, было тесно, и, свернувшись в клубок, терпеливо лежала, пока я вёз её по квартире. Я был ей очень благодарен за это. Так мы делили с ней наше общее горе. Я катал кошку и только начинал чувствовать, как изменилась жизнь. Я понимал, что взрослым сейчас совсем не до меня. До меня было только кошке, с которой мы не расставались целый день. И спал в следующую ночь я с кошкой... И всю жизнь помню маску горя на лице моей матери, потерявшей в ту ночь ту, которая дала жизнь ей самой.
Здесь описана модель психологической помощи детям на раннем этапе развития личности в условиях дошкольного учебно-воспитательного учреждения, где ребенок не отрывается от среды обитания и от значимого окружения.
В этой связи в условиях детского дошкольного учреждения были разработаны и опробованы:
1. Оригинальные методы игрового взаимодействия с группами детей, которые включали в себя:
• спонтанные игры;
• игры-упражнения;
• различные рисовальные техники.
2. Различные оригинальные техники и методы индивидуальной и групповой работы с родителями и близким окружением ребенка.
Глава III