Объем в часах лекционных занятий

Введение

Необходимость изучения дисциплины «Этика делового общения» вызвана тем, что современное хозяйственное управление предполагает ориентацию не только на результат деятельности, но и на людей, так как современное общество требует всесторонне грамотных специалистов, не только умеющих решать психологические задачи, возникающие в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством, умеющих быть нравственными. Цель дисциплины состоит в получении будущими экономистами знаний по нравственным проблемам древности и современного мира, по управленческой этике, деловому общению и тактике ведения деловых переговоров.

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Цель преподавания дисциплины

Программой курса предусмотрено чтений лекций и проведение практических занятий, написание реферата и выступление перед аудиторией, выполнение тренировочного и контрольного тестов. Особое место в структуре данной дисциплины занимает самостоятельная работа студентов, которая включает в себя не только самостоятельное изучение тем дисциплины, которые не вошли в лекционный и практический курсы, но и более глубокая подготовка по одному из предложенных вопросов при написании рефератов.

Задачи изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен иметь знания:

- по основным понятиям и положениям этической науки:

- по истории становления и развития этических концепций;

- о категориях морали;

- по основным понятиям и положениям делового общения;

- по ведению деловых переговоров;

- по деловой и управленческой этике.

Должен иметь навыки:

- ведения деловых переговоров;

- проведение групповой дискуссии;

- делового этикета;

- по документационному обеспечению делового общения.

1.3. Перечень дисциплин и тем, усвоение которых студентами

необходимо для изучения дисциплины

Курс «Этика делового общения» может изучаться как самостоятельная дисциплина, а так же после изучения курса «Психология и педагогика».

1.4. Дополнение к нормам государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Этика. Определение понятия «этика». Моральное измерение личности и общества. Основания моральных учений. Мораль как предмет изучения этики. Структура морали и особенности ее функционирования. Функции морали. Единство морали и многообразие нравов. Учителя человечества: Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед. Этика античности: Сократ, Платон, Аристотель. Этика средневековья. Этика эпохи Возрождения. Этика 17–18 вв. Этика 19 века. Этика 20 века.

Этика делового общения: личность, психологические типы, архетипы, взаимодействие, коммуникация, конформизм, нонконформизм, референтная группа, идентификация, рефлексия, стереотипы, вербальная и невербальная коммуникация, конфликт, этические нормы общения; психологические нормы и принципы; психология и общество; психология и труд; экономическая, правовая психология, модели политической психологии: федеральный и региональный аспекты; профессиональная психология.

Деловые переговоры: их характер, определение целей, организация, методы и навыки ведения деловых переговоров; способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений.

Документационное обеспечение делового общения: документирование управленческой деятельности; документирование договорно-правовых отношений экономической деятельности; общие правила оформления документов.

Содержание дисциплины

Наименование тем, их содержание,

объем в часах лекционных занятий

Тема занятия Краткое содержание занятия Количество часов
Тема 1. Общие проблемы этики делового общения   Определение понятий «этика», «деловое общение». Моральное измерение личности и общества. Основания моральных учений. Мораль как предмет изучения этики. Структура морали и особенности ее функционирования. Функции морали. Единство морали и многообразие нравов. Учителя человечества: Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед. Этика античности: Сократ, Платон, Аристотель. Этика средневековья. Этика эпохи Возрождения. Этика 17–18 вв. Этика 19 века. Этика 20 века  
Тема 2. Этика и психология делового общения Этика делового общения: личность, психологические типы, архетипы. Деловые коммуникации. Взаимодействие, коммуникация. Встреча, приветствие, представление. Этика делового контакта. Вербальная и невербальная коммуникация. Механизмы взаимопонимания в процессе общения: эмпатия, идентификация, рефлексия, стереотипы
Тема 3. Психологические нормы и принципы Психология и общество. Психология и труд. Экономическая, правовая психология. Модели политической психологии: федеральный и региональный аспекты. Профессиональная психология.  
Тема 4. Управленческая этика Деловое общение в рабочей группе. Социально-психологические особенности рабочей группы. Типы взаимоотношений в коллективе. Морально-психологический климат в коллективе и его динамика. Референтная группа. Особенности проявления конформизма и нонконформизма. Этические нормы общения. Стиль руководства. Стиль руководства. Психологические проблемы руководства.  
Тема 5. Конфликты и пути их разрешения Конфликты: виды, структура, стадии протекания. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Конфликты в личностно-эмоциональной сфере. Конфликт, этические нормы общения. Правила поведения в условиях конфликта.  
Тема 6. Деловые переговоры Искусство ведения переговоров. Их характер, определение целей, организация, методы и навыки ведения деловых переговоров. Способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений. Деловой телефон. Деловая переписка. Эффективное совещание. Имидж делового человека. Что нужно знать о деловых партнерах: американцах, англичанах, канадцах, немцах, французах, шведах, японцах.  
Тема 7. Документационное обеспечение делового общения Документирование управленческой деятельности; документирование договорно-правовых отношений экономической деятельности; общие правила оформления документов.  
Тема 8. Этика и этикет в бизнесе Как организовать деловой прием. Поведение на приеме. Поведение за столом. Еда, салфетки, столовые приборы. Официальная сервировка стола. Сервировка. Размещение гостей на официальном обеде. Одежда. Вручение подарка.  
  Итого
II. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Какие бывают работы

Контрольная работа – это не что иное, как своеобразный письменный экзамен. Она должна состоять из ответов на целый ряд вопросов или решения ряда задач.

В настоящее время во многих учебных заведениях по гуманитарным дисциплинам стерлась грань между рефератом и контрольной работой. Контрольные работы выполняются в форме реферата. Реферат (от лат. refero – передаю, сообщаю) – краткое письменное или устное изложение содержания первоисточника (книги, статьи, доклада), литературы по теме. Реферат – это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).

К контрольным работам стали предъявляться требования, характерные для курсовых работ, а именно: наличие титульного листа и оглавления, разбивка текста согласно плану, наличие ранжированного в алфавитном порядке библиографического списка использованной литературы. Контрольные работы сдаются на кафедру, а затем в архив на хранение в течение установленного времени.

С чего надо начинать

Написание контрольной работы – процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов:

1. Выбор темы.

2. Разработка рабочего плана.

3. Сбор, анализ и обобщение материалов исследования.

4. Оформление контрольной работы (реферата).

5. Защита контрольной работы (реферата).

Выбор темы контрольной работы осуществляется следующим образом: номер темы контрольной работы для студентов очной или очно-заочной формы обучения соответствует номеру, под которым студент значится в учебном журнале или в экзаменационной ведомости. Для студентов заочной формы обучения номер темы контрольной работы определяется следующим образом: если последняя цифра в зачетной книжке – единица, то можно выбрать одну из следующих понравившихся тем, стоящих под номерами 1, 11, 21, 31. Если последняя цифра в зачетке – два, то можно выбрать любую из следующих тем: 2, 12, 22, 32, 42. Цифра 7 дает следующие темы контрольных работ: 7, 17, 27, 37, 47 и т. д.

Составление рабочего плана позволяет студенту четко организовать свою работу. Рабочий план составляется в произвольной форме. Основные разделы плана: 1) подготовительный этап; 2) рабочий этап; 3) заключительный этап.

1) Подготовительный этап включает в себя следующие пункты:

1. Работу в библиотеках по отбору необходимой литературы.

2. Работу с каталожными карточками систематического и алфавитного каталогов.

3. Выписки, конспектирование, ксерокопирование информационных материалов.

4. Систематизация отобранных материалов, его изучение.

2) Рабочий этап включает в себя:

1. Написание чернового варианта контрольной работы.

2. Работа по главам, параграфам.

3. Определение и оформление научно-справочного аппарата работы (библиографии, цитат, сносок и т. д.).

3) Заключительный этап:

1. Написание (либо в машинописном варианте) представляемого на защиту текста контрольной работы или реферата.

2. Оформление контрольной работы или реферата в соответствии с установленными требованиями для данного вида работ.

3. Подготовка автореферата, необходимого для выступления перед аудиторией.

4. Защита контрольной работы или реферата перед аудиторией слушателей (подготовка публичного выступления).

Наши рекомендации