Практика выслеживания себя 13 страница
8.2.Стили мышления и уровни зрелости
Опираясь на модель тонких тел, легко получить алгоритм развития внутренней зрелости (конечно, сознавая всю его условность и не связывая с биологическим возрастом). В таком алгоритме каждый этап, или уровень зрелости, определяется тонким планом, который является для человека опорным, а модель в целом показывает, в какой последовательности человек осваивает разные уровни своих тела и духа.
Появившись на свет, он знакомится с физическим телом и начинает воспринимать ощущения, а чуть позже - эмоции. Это фи уровня, на которых живет ребенок. Он еще не владеет ин-(кллектом и воспринимает жизнь как приключение, наполненное нркими впечатлениями. Здесь человек - спонтанный и увлекаю- МЙся; он пользуется интуитивным типом мышления. Став подростком, он начинает осваивать интеллект - т.е. интересовать-I и правилами и инструкциями. Он изучает устройство общества, узнает законы, нормы и принципы, которые позволяют быть эффективным, и старается применять их в своей жизни. Он учится «ости себя разумно, подчиняясь правилу (или старшему), на ко-|прых и будет лежать ответственность за жизнь и поступки подростка. Здесь начинается логическое мышление.
Более высокий уровень интеллекта включается, когда подрос-нж превращается в юношу, который может принять и ответственность, и свободу. Это время ярких идей и концепций, жарких спорна о спасении человечества, поиска единственно верного философского принципа. Эмоции занимают юношу куда меньше, если не отброшены совсем; человек занят совершенствованием своего интеллекта и поиском вдохновляющей идеи. Он охотно говорит, однако пока не действует. На этом этапе логическое мышление должно развиться в совершенстве. Взрослый, напротив, понимает, что вся сила - в поступке, который говорит гораздо громче слов. Он понимает, что пока захвачен размышлениями, не может действовать. На этом этапе человек уже развил своей интеллект и готов отбросить его, чтобы найти опору внутри себя. Он способен легко обосновывать любые утверждения, иногда противоположные, и знает, что интеллект - слишком зыбкая опора. Его вызов - в том, чтобы действовать, а не думать. Его главный вопрос
- «как действовать?». На этом этапе включается тонкое чувствование - способность делать выборы, опираясь на тончайшую интуицию.
Проходя эту ступень, он приобретает новую свободу, прежде заслоненную ментальным интеллектом: он получает доступ к собственному, не передаваемому в словах безмолвному знанию, которое так высоко ценится в традиции и основано на тончайшем чувствовании. Внешние стандарты и символы больше не служат ему опорой; он ориентируется в основном на внутренние стандарты и критерии в каждом выборе. Это и есть настоящая свобода и ответственность взрослого человека.
Следующий уровень - это зрелость, т.е. освоение человеком собственных истинных ценностей и миссии. Зрелый человек постоянно находится в контакте с собственными ценностями, он неизмеримо более эффективен, все его выборы мгновенны и осуществляются с ценностного плана и даже с уровня миссии. Он точен в малейших деталях поведения, словах, жестах и поступках.
Важно, что на каждом из начальных этапов этой эволюционной модели человек может задержаться на любой срок. Многие люди, если классифицировать их с точки зрения такой модели, годами остаются на детском, подростковом и юношеском уровнях. Поэтому два рассмотренных здесь стиля мышления - интуитивное и ментальное - в социуме принято считать нормой.
Среднесоциальный стандарт в настоящее время, по всей видимости, соответствует переходу от ментального к каузальному телу
- что не мешает отдельным людям достигать любого уровня зрелости, если это становится их целью.
8.3. Стили мышления как особенности субличностей
Как было сказано, часто используется только «интуитивный» или только «ментальный» стиль мышления, либо - оба, но по отдельности (в зависимости от контекста). Это зависит от того, какое из тонких тел акцентировано.
Устойчивость такой акцентуации обеспечена системой телесных блоков, и в связи с этой устойчивостью акцентированное тонкое тело можно связывать с отдельной субличностью. Можно говорить о перевесе той или иной субличности - «интуи-1ивной» или «ментальной». В случае, когда каждая субличность акцентируется в своем особом контексте, можно говорить о нарушении связей между субличностями. В этом случае они оказываются конфликтующими (конкурирующими). Тогда поведение чело-нока, с точки зрения внешнего наблюдателя, становится непоследовательным или противоречивым.
В жизни отдельного человека могут быть периоды активности той или другой субличности. Можно сказать, что у каждого человека в детском и подростковом периоде активна первая (интуитивно-| понтанная) субличность, а в юношеском и взрослом периодах -шорая (логическая). Далеко не все люди достигают такого уровня личной эволюции, когда обе субличности начинают действовать ипхронно - интегрируются в энергию Ци. (Именно это качество синхронности дает взрослую, а затем и зрелую личность.)
У некоторых людей логическая субличность так и не включатся, и они на всю жизнь остаются в подростковом периоде своей колюции. Эта категория людей часто ссылается на интуицию, желание («я хочу») или выгодные для себя правила и инструкции, и склонна к проявлениям протеста и актов саботажа против многочисленных обязательств, с которыми вынужден мириться современный человек.
У другой категории людей активизация логической сублично-| и! сопровождается своеобразным подавлением интуитивно-| минтанной. Обычно это сопровождается наличием сильных те-Л| I пых блоков, снижением эмоциональной восприимчивости и чувствительности к тонким ощущениям. Представители этой канн ории могут проявлять большую жесткость как по отношению к | ружающим, так и к самим себе. Основное ограничение таких людей связано с многочисленными социальными и ролевыми I цтахами (страх оценки, страх некомпетентности в той или иной роли и т.д.). Эти страхи закладываются в детском и подростко
вом возрасте и, как правило, оказываются вытесненными, в результате чего такие люди социально адаптированы, имеют достаточно жесткую картину мира и принимают на себя множество социальных и ролевых обязательств, обусловленных упомянутыми страхами («я должен...»).
Естественно, что мы даем достаточно грубое описание, и каждый отдельный человек может находиться в любой точке шкалы, обозначенной этими двумя типами.
Существует еще одна категория людей, у которой акцентированы обе субличности. Они равны по силе, но находятся в противостоянии. Такие люди часто оказываются в ситуации внутреннего конфликта и, в зависимости от контекста, у них преобладает то иньский, то янский типы мышления. В подобных случаях у человека возникают проблемы и с принятием решений, и с систематизацией материала, и с составлением планов, и с определением ближайших шагов (вспомним популярные тренинги по тайм-менеджменту).
Графически все описанные стили мышления представлены на рисунках 40-43.
Последний, четвертый из описанных стилей мышления (см. рис. 43) можно рассматривать как естественное мышление, свой-• , юнное тренированному и зрелому человеку, у которого дух и тало (в указанном выше смысле) в равной степени здоровы и развиты.
Однако такое мышление становится недоступным при наличии внутренних проблем: либо картина мира оказывается слишком же-| i кой или искаженной (нарушения в области духа), либо тело недостаточно подготовлено для рассматриваемого процесса. В ютности, многие заболевания и неадекватные эмоциональные
пстояния, а также неподготовленность физического тела (множество неконтролируемых мышечных напряжений) являются ^преодолимым препятствием для спонтанного использования
иого стиля. (Ниже это будет показано в стенограммах демонстраций.)
В этом случае одна из двух связей - иньская или янская -блокируется, что дает линейную систему с причинно-
т-дственной зависимостью. Тогда причину трудностей принято И' кать либо в неправильной картине мира, т.е. в области духа, либо в неадекватном восприятии, т.е. в области тела (физиче-вкое тело, ощущения, эмоции, спонтанный выбор значимых деталей). В данном подходе, однако, не рассматриваются причинно-следственные связи, и любая из вышеупомянутых трудно-I юн будет рассматриваться как системное нарушение. Это оз-|мч,1ст, что при искажениях в картине мира всегда необходимо искать телесный аналог этих нарушений, и наоборот, а затем рнботать с обеими частями.
Практики, которые мы перечислим в конце данной главы, могут И1 пользовать носители всех стилей мышления.
При иньском («интуитивном») стиле мышления в процессе практик должны развиваться концентрация и волевые качества.
11ри янском («логическом») стиле мышления должна быть вос-| мновлена чувствительность; это требует восстановления навы-мпи расслабления тела и деконцентрации - способности расфоку-| ироилть внимание в объеме тела и за его пределами (такая спо-
обпость лежит в основе восприимчивости).
Цругими словами, в первом случае развивается янское начало (концентрация), во втором случае - иньское начало (способность к Р и фокусировке внимания).
И случае «расколотого» мышления (рис. 42) необходимо вос-0г1ноиить связи между этими двумя частями, т.е. добиться их ин-
теграции и объединения в энергию Ци, что также делается с помощью особых практик.
Итак, предлагаемая здесь энергетическая модель целостного (системного) мышления состоит в гармоничном объединении «интеллектуальной» и «интуитивной» составляющих процесса мышления. Другими словами, всякий процесс мышления должен сводиться к интеграции энергий Инь и Ян - и восстановлению энергии Ци.
9. Примеры и демонстрации
Нередко запросы участников наших тренингов соответствуют перечисленным выше проблемам мышления современного человека. Например - как запустить проект, который «не запускается». Почему не запускается? Потому что там есть множество локальных задач, и неясно, за которую из них браться сначала. Надо найти человека под проект, найти помещение, обкатать систему, для чего нужны финансы, люди, технология, выбор ассортимента, а для этого нужно изучить рынок и конкурентную среду, учесть интересы потребителя... и т.д. Для человека с «ментальным» стилем мышления этот проект может оказаться почти невыполнимым, т.к. он не может спонтанно выстроить иерархию задач (отсутствие «адекватной аксиоматики»). Для человека с интуитивным типом мышления этот проект также невыполним: такой человек будет браться за один фрагмент проекта, а затем, не доведя его до конца, переходить к другому.
Другой пример. Управляющий озабочен тем, что ежедневно ему приходится решать слишком много проблем, и он не справляется с этим: «.. .встретиться с юристом, встретиться с одним партнером, решить вопрос. С депутатом встретиться. По недвижимости тоже наметить... В химчистку заехать... Самое неприятное, когда с утра приходишь на работу, и целый день все валится - а ты решаешь, валится - а ты решаешь... Как будто там снежный ком какой-то, и он сам по себе. Дела, которые сами ко мне приходят. Не я их задумываю и делаю».
Далее последовал такой диалог:
- Возьми какой-нибудь день и опиши, что приходилось делать? Вот также, в произвольной последовательности.
- Финансовый вопрос на работе решать. Договор составлять. Подготовил очень важную встречу, которая оказалась не нужна... Постоянно стоит вопрос - будет, не будет... Не знаю, как к ним подступиться, и поэтому все откладываю.
- Это все?
- Нет, пятая часть...
Полная стенограмма работы с этим управляющим приведена ниже. Его проблема в том, что он мыслит в «ментальном» стиле. Попытка включить чувствование сопровождается спонтанным проявлением неосознаваемого ранее страха. Ниже мы обсудим это подробнее.
Итак, большинство людей имеет доступ лишь к части своих по-1енциальных возможностей, т.к. используют иньский, янский или расколотый (см. рис. 40 -42) стиль мышления.
Практики трансформации картины мира, рассмотренные выше, позволяют максимально и устойчиво расширить способность к целостному (системному) мышлению. Здесь же мы приводим отрывки из стенограмм демонстраций, в которых даем инструкции, Помогающие экспериментирующему войти в состояние целостного мышления ситуационно, по поводу актуальной проблемы. Подчеркнем только, что инструкция устроена так, чтобы включить одновременно и деконцентрацию, и концентрацию (первое и второе ниимание), что уравновешивает и интегрирует иньскую и янскую поставляющие мышления, создавая энергию Ци. Как уже было сказано, непрерывное осознанное взаимодействие концентрации и деконцентрации и составляет суть системного (целостного) мышления.
В приведенной ниже демонстрации мы покажем, как организовано это взаимодействие.
Демонстрация состоит из двух частей. В первой части ставится ача выявления нарушений «аксиоматики», т.е. выслеживаются . феждения иньской (интуитивной) составляющей процесса мышления. Для этого выслеживаются все телесные напряжения (проявления страха или бессилия), возникающие в процессе обдумывания проблемы. Во второй части демонстрации ставится задача восстановления адекватной аксиоматики с помощью янской части мышления (концентрации). Это делается в два этапа. Вначале концентрация используется для трансформации всех напря
жений, а затем для построения точной ментальной модели проекта (окончательных решений и плана действий).
Демонстрация
Речь идет о финансировании строительства центра. Есть разные схемы финансирования: брать кредит либо пригласить партнеров. Окончательное решение необходимо принять в течение недели.
М.П.: Начни с перечисления составляющих проблемы.
Участница: если брать кредит, то, во-первых, будут трудности при подборе поручителей, во-вторых, кредит слишком большой. Если приглашать партнеров, то придется смешивать деловые и личные отношения с человеком, который даст деньги.
- Когда ты говоришь это, снова войди в состояние первого внимания, расслабив тело. Что вызывает большее напряжение?
- Личные отношения. Они строятся на доверии. -Где это напряжение ощущается в теле?
- В плечах.
- Какова эмоциональная окраска напряжения?
- Беспокойство, страх.
- Страх доверять в деловом контексте? -Да.
- Держи это ощущение в периферийном внимании. Где откликаются трудности при поиске поручителей?
- В животе.
- И тоже оставь это ощущение в периферийном внимании. Кредит слишком большой - где это откликается?
- В нижней части живота.
- Расслабь там мышцы и пусть это ощущение остается. Смешивать деловые и личные отношения?
- Сердце.
- Какова эмоциональная окраска?
- Страх разрушить отношения. (...)
Итак, мы получили четыре больших фрагмента этой проблемы. Это можно изобразить следующим образом:
Рис. 44.
Такова структура восприятия «в первом внимании», т.е. таким способом тело откликается на заявленную проблему,
Используя введенную выше терминологию, мы будем рассматривать это как часть внутренней (неявной) «аксиоматики», на которой строится вся дальнейшая интеллектуальная аргументация. Другая часть аксиоматики связана с явными и неявными ресурсами, имеющимися у участницы прямо сейчас. Безусловно, она об-рыдает различными аспектами силы, которые также можно было
i представить в виде схемы, дополняя схему на рис. 44. Однако и данном случае ресурсная часть проекта не представляет для нас niпореса, являясь нормой.
Следуя нашей модели, мы должны подвергнуть сомнению аде-Р'рр.цность проблемной части «аксиоматики». Мы определим как («-адекватный любой фрагмент описания, отмеченный стра-«им или тревогой. Такой страх, как правило, не осознается. В Дшнном случае он проявляется как сомнение, побуждающее ана-ишировать проблему и искать какой-то выход, активно действуя. И i инешняя активность (янская составляющая энергии Ци) явля- и i оборотной стороной страха или тревоги (иньской составляю-щнм)
MiaK, неосознаваемый страх и внешняя активность представ-пмю1 собой продукты распада энергии Ци, и вместе они оказывается источником неадекватности в картине мира и вытекающих из
шибочных выборов. Страх и активность должны быть под-
йертуты интеграции: прежде чем двигаться дальше, необходимо i»,, i i,н«шить энергию Ци, после чего решение будет очевидным.
Пока это не сделано, необходимо осознанно воздержаться как от анализа, так и от активных внешних действий. Вся активность должна быть направлена во внутреннее пространство, где она будет проявляться в форме концентрации на возникающих здесь напряжениях и их трансформации.
Но прежде, чем выполнить эти шаги, необходимо завершить исследование структуры страхов. На рисунке 44 обозначены четыре напряженных фрагмента. Для более детального осознания структуры страхов необходимо разукрупнить некоторые из этих фрагментов.
(Продолжение демонстрации)
- Продолжим исследование. Какой из фрагментов ты хотела бы разукрупнить? Например, страх большой суммы может составлять один фрагмент, но он может состоять из многих более мелких. Или поиск поручителей там может быть много мелких фрагментов. То же самое касается страха за отношения и страха доверять.
-Да.
- Тогда давай помельче. Все четыре больших темы, которые ты обозначила, удерживай в периферийном внимании, не думая о них и не концентрируясь на них. Перечисляй мелкие детали: встречи, разговоры, мысли...
- Нет, просто это глобальный страх.
- Как он проявляется?
- Мы так долго дружим с этим человеком, что если сейчас возникнут деньги, то - деньги все испортят... И всплыла картинка - разговор и комната, где этот страх возник. Страх не оправдать его ожидания.
- Еще в чем проявляется страх за отношения? Его н:> до разукрупнить.
- Там страх каких-то обманов, недоговоренностей, т точностей - и за этим тоже стоят картинки. Там стр.1* невольно обмануть или обмануться в ожиданиях.
- Хорошо. Где это ощущается? Разговор в комнате где?
- Внизу живота.
- Оставь его там. Неточности и недоговоренности где?
- Между бровей. И чуть-чуть в шее.
- Хорошо. Продолжай ощущать это в шее - и больше расфокусируй внимание. Страх не оправдать ?
- Сердце.
- Страх обмануть?
- В районе пупка и ниже.
- Страх обмануться?
- Внизу живота.
- Удается ли тебе все это удерживать в периферийном внимании?
-Да.
- Поиск поручителей?
- В солнечном сплетении.
- Заметь, все начинает немного меняться. -Да.
- А теперь - стоит ли разукрупнять эту тему?
- Нет.
- Здесь все ясно?
- Абсолютно.
- Здесь нет никаких проблем, ты хочешь сказать? -Ну - мой протест против этой бумажной волокиты!
- Почему бы не сказать об этом? Протест против волокиты. Поручитель есть?
- Конечно...
- Протест где откликается?
- В солнечном сплетении. Бумажек не люблю!
- (К группе.) Интересно, когда осознаются такие вещи. В действительности, поручитель есть, и проблемы не существует. Но субъективно поиск поручителей воспринимался как большая проблема. Сама по себе она могла бы быть легко решена, но на фоне других проблем воспринимается как нечто такое, за что не хочется браться. Мысль как будто «не хочет приближаться» к этой задаче, и от этого задача кажется все более сложной или пугающей. В некоторых случаях это может повлиять на решение. Если бы мы прибегли к обычным методам анализа, то получили бы обычные внешние способы решения проблемы (на уровне простраивания шагов). Благодаря внутреннему (полуосознаваемому) протесту, который обычно проявляется в виде содержательных логических аргументов протни любого предложения, такой путь часто заканчивает-і и тупиком. В действительности наше исследование по
-
казало, что нет никакой внешней проблемы, но есть внутренний протест против бумажной волокиты и, возможно, страх взаимодействия с чиновниками. В нашей модели этот протест будет исчезать в процессе трансформации всех напряжений. (К участнице.) Продолжим. Где откликается страх доверять?
- Горло, плечи. Но вот пока говорим, многое уже растворилось...
- Лучше до поры до времени концентрацию не использовать, но ты невольно туда направляешь концентрацию, и все начинает сразу решаться... Страх доверять - есть там что разукрупнить? Можно пи сказать, что есть много ситуаций, где ты не решаешься доверять?
-Да...
Мы не будем приводить дальнейших деталей этого исследования и опустим часть технических деталей. Итогом такой работы является разукрупнение некоторых крупных блоков. Например, то, что здесь сделано, можно изобразить следующим образом:
Этой схемой необходимо дополнить схему на рис. 39. Таким же образом, в случае необходимости, разукрупняются остальные три фрагмента. В целом это дает развернутую схему повреждений в неявной аксиоматике. Напомним, что, по определению, повреждением аксиоматики считается все то, что окрашено страхом или тревогой.
Перейдем ко второй части демонстрации. Как было сказано выше, здесь, в основном, используется концентрация. Однако концентрация привлекается на фоне расфокусировки, т.е. в
состоянии первого внимания. Тем самым достигается восстановление тонкого взаимодействия иньской и янской составляющих процесса мышления.
Каждый шаг дальнейших инструкций, независимо от того, касается ли он концентрации или расфокусировки, сопровождается быстрыми, поочередными или одновременными, спонтанными включениями того и другого, как это случалось в предыдущей части демонстрации (интеграция частично уже происходит, хотя инструкции еще не было). Шаги инструкции указывают лишь на преобладание одной из составляющих процесса, достигаемое осознанно.
- Итак, продолжим. Возьмем страх доверять. Оставаясь в первом внимании, найди центр этого ощущения. Я сейчас буду исследовать то, что касается границ во внутренней территории. Твоя задача - в течение всего процесса стараться «раскрыть» тело в тех зонах, которые начнут проявляться. Метафору раскрыть тело мы будем использовать для обозначения трех одновременных действий: расслабить эту область тела; расфокусировать внимание в этой области (т.е. осознавать ее целиком); создать ощущение, как будто ткани раздвигаются до глубинной области тела, где находится источник напряжения. Итак, найди центр ощущения и начинай двигаться туда, используя всю свою концентрацию. При этом расслабляй тело и старайся войти внутрь ощущения. Если встретишь непреодолимое препятствие, дай мне знак. Если удастся войти внутрь ощущения, открывай тело от этой глубинной точки к поверхности.
- Не могу пройти: в глубине тела, в районе почек... это как плотная дверь.
- Если пройти не удается, можно воспользоваться специальным приемом раскрытия тела: продолжай концентрироваться, пытайся туда пройти; когда ты концентрируешься и пытаешься пройти сквозь это препятствие, и при этом внимание расфокусировано, то ты почувствуешь, как откликаются другие точки, в разных местах тела. Какие?
- От почек к плечам.
- Расслабь мышцы в этих областях, и ты найдешь там отголоски препятствия. Проходи сначала там.
- Там легко прошла!
-
290
- Проходи там, расслабь, раскрой эти области тела, чтобы в них могла двигаться энергия - и тогда в области почек, может быть, также удастся пройти и открыть тело. Получается?
-Да.
- Если пользоваться этим приемом, начинает работать весь меридиан (или даже несколько), и тело открывается по всему его контуру... А теперь создай сильный поток в области почек, и все больше и больше раскрывай тело... сама найди, какие еще точки сейчас откликаются...
- На груди и в горле.
- Открывай концентрацией все области, которые откликаются, и создавай потоки. Сейчас идет очень мощный процесс - это результат использования концентрации. (К группе.) Иногда эти препятствия проходятся сразу, а если не проходятся, то проблема в данный момент неразрешима - не хватает силы. Тогда необходимы дополнительные практики, которые будут прокомментированы ниже. (К участнице.) Открой сильнее область внизу живота, и соедини ее со всеми остальными - как будто ты простраи-ваешь канал, чтобы вся энергия стекала через эту область. Расслабь и раскрой копчик, крестец, область между лопатками... (Комментарий для группы). Как только сила потоков начинает падать, при условии стабильного процесса, то можно его оставить, он будет продолжаться сам по себе. Те из вас, кто обучался этому раньше, помнят технику работы с потоками. Вы открываете тело и создаете поток, и по мере того как энергия трансформируется, у вас появляется ясность, приходит какое-то решение и происходит трансформация эмоции... Для того же, чтобы раскрыть тело, здесь использовался специальный прием. Он состоит в том, чтобы найти некую комбинацию точек и областей в теле, особый «шифр». Сейчас эта техника была продемонстрирована. Вы концентрируетесь на некоторой области, пытаясь ее раскрыть; если она сопротивляется, то возникает напряжение, которое обязательно откликнется ощущениями в других областях тела, и вы раскрываете тело сначала в других областях, и только затем в исходной точке, и тогда включаются сильные потоки и вся энергия трансформируется. И вы помните, что сначала эта энергия выглядит как темная, плотная, и постепенно она становится светлой, прозрачной, тонкой, и потом заканчивается. Вот сейчас как раз поток заканчивается.
Мы прервем описание демонстрации, чтобы обсудить технику «раскрытия» тела. Для того, чтобы раскрыть тело, практикующий должен найти некую комбинацию точек и областей в теле, особый «шифр», раскрывающий весь энергетический контур переживания.
Техника «раскрытия» тела
1. Практикующий концентрируется на некоторой области, пытаясь ее раскрыть; если она сопротивляется, то возникает напряжение, которое обязательно откликнется ощущениями в других областях тела.
7. Следует направить концентрацию одновременно во все эти дополнительные области, раскрыть в них тело и создать потоки, как в технике работы с потоками.
3. Как только потоки становятся сильными, вернуться к исходной области, которая все это время находилась в периферийном внимании, и в этой области раскрыть тело. Теперь это достигается легко.
4. Создать поток в исходной области, теперь уже раскрытой.
!). Если шаг 3 или 4 не удается, то при усилении концентрации ощущается напряжение, и теперь можно вернуться к шагу 1, находя новые нераскрытые области. (> Действовать таким образом до тех пор, пока исходная область не раскроется. Как уже сказано, эта техника включает целый энергетический • и ридиан, и энергия начинает трансформироваться по всему кон-| V11V меридиана одновременно. Тогда включаются сильные потоки | | -I нк.'ргия трансформируется. И сначала эта энергия выглядит
мпая, плотная, и постепенно она становится светлой, про-
||чи(1и, тонкой, и потом заканчивается.
I роемся к демонстрации.
Вот сейчас как раз поток заканчивается. Участница (смеется): Приехали! Было очень много цтпюпьных образов. Получается, что я нашла свой мотив
- мотив недоверия к людям, и я видела себя где-то - то ли это родовая комната, то ли я совсем маленькая, какой-то сморщенный холодный комочек - и вот ужас от одиночества и темноты: то ли только что родилась, то ли буквально первые дни после рождения - не знаю, домысливаю, но очень явная была картинка этого ужаса, беспомощности и одиночества. А потом ее просто светом залило и она растворилась. Сейчас так тепло, спокойно - ой, как стало хорошо!
- Но... ты готова продолжать дальше?
- Готова...
- Вернемся к этой задачке. Там был страх доверять людям. Если взять его в контексте проблемы - где он откликается теперь ?
- Вообще нигде! У меня вот тут (вокруг губ) все теплое стало, и все теплое - ноги теплые, уже у меня ничего не откликается!
- Уже неактуально стало?
- Неактуально. Вообще неактуально! Плечи отпустило, кстати, хорошо!
- Дальше. Страх, что сумма слишком велика, где откликается?
- В груди. Внизу живота больше не откликается, а - в груди.
- Отклик сместился. Так и должно быть: мы делаем новый виток, и каждый раз, когда какая-то работа сделана, меняется все сразу. Это похоже на калейдоскоп: один камешек сдвинется - и меняется вся картина. Здесь нельзя что-то изменить локально. Мы отработали этот фрагмент - и все стало плыть куда-то, перемещаться, меняется восприятие всей ситуации... Идем дальше. Страх, что сумма велика, что с ним сейчас?
- А у меня вообще другая мысль - что... а зачем мне вся эта сумма? То есть зачем брать так много сразу? Можно и сразу, только много не надо... можно взять кредит меньше. У меня сейчас куча идей по этому поводу, и... более рациональные идеи, я бы так сказала... А за этим вот что стояло - человек же мне доверяет. Например, мне предлагают огромную сумму, и я чувствую, что обязана ее взять, потому что эти люди мне доверяют. А мне не нужно столько денег!