Заповеди младшего школьника 6 страница

7. Очень важным условием достижения успеха является жажда успеха. А жажда идет от неких комплексов неполноценности. Прошлый возраст был наполнен верой в себя, напором и внутренней силой. Теперь, в череде внешних и внутренних предательств, в пустоте выжженной дотла души опереться не на что. Неуверенный человек, не находя никаких внутренних измерителей своей значимости, хватается как за соломинку за внешние критерии: звания, должности, популярность, успех у женщин, ну и конечно же деньги. Измученный комплексом несостоявшейся личности, мужчина мучительно переживает свою ненужность. Он не нужен повзрослевшим детям, не нужен стремительно поумневшей жене, не нужен молоденьким женщинам, которые ищут либо молодых и многообещающих, либо вполне состоявшихся мужчин. А тут еще провалы в здоровье. Спасение от этих жутких комплексов одно – успехи, явные и зримые, очевидные для всех вокруг.

8. Ну и конечно же знаменитое правило «кто не рискует, тот не пьет шампанского». И чем сильнее риск, тем дороже шампанское. Во многих грехах можно обвинить человека в девятом возрасте, но только не трусости. Да и как может чего-то бояться ходячий мертвец с суицидальными наклонностями. Ему абсолютно все равно, что жизнь, что смерть. При этом состояние мозга совершенно трезвое и холодное. Отсутствие страха и трезвый расчет рождают смелость и жажду риска. Ну, а риск уж неизбежно принесет удачу.

9. В дело достижения успеха идут все самые гадкие качества человека: зависть, жадность, цинизм, халтура, подсиживание, наветы. Без зависти не обогнать соседа, без жадности не продвинуться далеко, без цинизма и халтуры вечно притормаживать у каждого столба и не набрать скорости. Все идет в топку успеха. Потом, когда девятый возраст пройдет свой разрушительный этап и начнется постепенный засев выжженной пустыни, вернется и совесть к человеку. Но и после возвращения старых идеалов на новые квартиры главное от былой подлости останется: блюди свой интерес, не жертвуй ради него ничем.

10. Может возникнуть вопрос, каким, собственно, образом на протяжении 15 лет удается нести в мир столько гадости, не быть за это наказанным, да еще и добиться успеха. Ответ прост: именно девятый возраст дает человеку почти неисчерпаемый резерв по обаятельности и привлекательности. Таков один из самых жутких парадоксов нашей жизни: восьмой возраст делает из человека почти святого, но общество не в состоянии это оценить и считает человека неприятным. В девятом же возрасте при явных провалах в энергетике и нравственности его буквально носят на руках. Что привлекает людей? Может быть, та самая легкость, смесь хлестаковщины и достоевщины? А может, тот самый энергетический провал, дырка на том месте, где у других людей иголки, мощная защита? Так что стоит в себе обнаружить это самое обаяние и пользоваться этим без зазрения совести.

11. Возраст весь соткан из парадоксов. Кажется, и день прожить нет сил, а жить в нем 15 лет. Да еще как жить, как Фигаро, успевая всюду. Ведь надо столько дел и делишек провернуть. Везде извлечь выгоду, везде добиться успеха. Ловкач да и только – скажут про такого, и мало кто поверит, что у этого ловкача внутри тьма и холод. Как же живет этот ходячий мертвец с вынутым сердцем? Почти наверняка за счет женщины или даже нескольких женщин, которые одни только и могут отогреть эту жабу. Так уж устроена жизнь, мужчина и женщина по очереди страхуют друг друга. Отсюда, может быть, самое главное требование возраста: ищите женщину. Она, конечно, может и не быть сверстницей, но пусть она также идет по девятой возрастной программе.

12. Девятая женская программа хоть и описывается тем же знаком, но имеет совершенно иной смысл. Вместо мужской бесхребетности железная воля, вместо холода и мрака жар сердца и большой запас тепла. Впрочем, все эти различия никак не отрицают главной цели возраста – достижения успеха. Просто у мужчины это паническая распродажа идей, а у женщин – это выход из темницы умственной подчиненности и выход на столбовую карьерную дорогу, путь во власть над мужем, над людьми, а может, и над всем миром. А потому в эти 15 лет не стоит теряться и метаться, надо брать, и брать смело. Если мужчина теряет власть, то женщина пусть подбирает ее. Если мужчина распродает идеи, то женщина пусть накапливает. Довольны будут все.

13. Захватывая командные высоты, женщина должна помнить, что мужской стиль руководства (восьмой и десятый возрасты) жестко связан с ортодоксальностью, построен на коллективных принципах. Женское руководство девятого возраста должно быть более тонким, во многом теневым, построенным на индивидуальном подходе к каждому человеку. В этом смысле именно женщина девятого возраста станет руководителем нового типа, без уравниловки, без лозунгов, без казенщины, с четким пониманием особенностей каждого отдельного человека. Именно за таким стилем руководства будущее нашего общественного устройства.

14. Что касается детей, то за 15 лет девятого возраста родителей они проскакивают на полном ходу пятый и шестой возрасты, превращаясь во вполне взрослых людей. И в этом тоже есть глубокий смысл. То сверхнапряжение, которое требовалось в начале девятого возраста, безусловно, спадает. И во многом это символизируют дети, ставшие взрослыми. Ответственность за сохранение рода, сохранение фамилии переходит на них. Начинается реверсивное движение внутри возраста. Возраст, изначально построенный на отрицании всех прошлых достижений, начинает потихоньку возвращать человеку все, что он у него отнял. Так человеку после тяжелой операции и долгого послеоперационного выздоровления возвращают его одежду, вещи, потом встреча с семьей, возвращение в родную комнату. Все вроде бы на месте, но что-то изменилось – это тело, исполосованное хирургом. Человеку возвращают его идеалы, его стремления, его совесть, его друзей. Да только сможет ли он пользоваться всем этим старьем после всего того, что с ним было?

15. Если пятый возраст делает человека в самом начале своем самым тупым, давая возможность бесконечному росту интеллекта, то девятый возраст, делая человека в самом начале своем самым малодушным существом, в конце дает возможность превратиться в максимально великодушного человека. Так начиная с жадности и подлости искатель удачи к концу возраста скапливает такое несказанное богатство, что может позволить себе величайшее великодушие и щедрость. Причем и то и другое входит в ассортимент возрастной программы.

16. Так внутри этого, безусловно, самого драматичного в жизни человека возраста происходит величайшая из всех возможных трансформаций. Ввергнув человека в пучину величайших физических и моральных испытаний, выводя его многократно на грань смерти, жизнь либо ломает человека, либо переводит его на принципиально иной уровень, на уровень Человека с большой буквы. Те, кто не прошел испытания или прошел его недостаточно хорошо, возвращаются в социум. Десятый возраст принимает их с распростертыми объятиями, находя каждому свое место в социальной иерархии, а одиннадцатый возраст манит прелестями пенсионного отдыха, путешествий и сладостных воспоминаний. Тех же, кто прошел испытания, ждет совсем другая жизнь, они не будут никуда встраиваться в десятом возрасте, они будут создавать свою систему, а в одиннадцатом возрасте вместо отдыха раскроют созданную систему всему миру. Их ждет долгая и напряженная работа, ибо в полноценной жизни отдыха не бывает.

17. Спрашивается, при чем тут успешность? А при том, что душа мужчины – это не какие-то там мутные туманы, а написанные им картины, созданные им приборы, выращенные дети, заработанные деньги, свершенные революции. И все это его успехи, плоды трудов девятого возраста. Где-то человек схалтурил, где-то пользовался шпаргалкой, но главное – он сдал экзамены и теперь зачислен в самую высшую школу жизни. Как видим, аналогия с пятым возрастом полнейшая. А стало быть, главная заповедь возраста это необходимость любой ценой сдать экзамены. Недаром у пятого и девятого возрастов совпадают сразу две характеристики: логика и реализация.

18. Сдает ли экзамен женщина? Да, причем вряд ли ее экзамен проще, чем у мужчин, ведь надо блеснуть интеллектом, причем не тем скороспелым ортодоксальным мужским умом, который так хорош для понимания природы, но совсем беспомощен для решения реальных людских проблем. Женщина должна освоить великую науку человеческой индивидуальности. Научиться отличать добрых от злых, ленивых от работящих, смелых от робких, и так далее по десяткам других параметров. Научившись различать, необходимо научиться применять эти различия на пользу себе, своему делу и близким людям. Те женщины, которые обучатся этой волшебной науке, образуют сообщество управителей. Те, кто экзамен не сдаст, останутся обыкновенными бабушками. А впереди десятый возраст, в котором женщина и мужчина вновь должны соединиться в понимании жизни.

ВОЗРАСТ УЧИТЕЛЯ

ДРАКОН (от пятидесяти пяти до семидесяти)

Возрастную катастрофу 12 лет прикрывало единое пространство школьной жизни, идущей без резких перемен от 7 до 17 лет. Едино не только обучение в школе, едины в это время и семейное положение, внешние атрибуты бытия. Физиологические изменения скорее скрываются, чем выпячиваются. Подобная маскировка дает возможность смягчить катастрофичность перехода, позволяет сосредоточиться на смысле происходящих изменений, а не на внешних признаках.

То же самое можно сказать и о возрастной катастрофе 40 лет, спрятанной в неизменном внешнем образе семейно-служебной жизни от 30 до 55 лет. Именно этот период называют расцветом жизни. В этот период творческая и семейная жизнь совершают свой главный маневр.

Подразумевается, что в это время жизни наиболее мощно физическое состояние мужчины, наиболее полно раскрывается женская красота. Именно с этим периодом связаны максимальные социальные ожидания, что, конечно, не уменьшает напряжения этого временного отрезка, включающего в себя два самых насыщенных возраста жизни.

Переход 40 лет, призванный перевернуть мировосприятие человека, все поставить с ног на голову (или наоборот), со стороны может быть вообще незаметен, его скрывают так же, как скрывали какие-то подозрительные проявления новой физиологии после 12 лет. Мужчина впускает в себя атрибуты старости, но изо всех сил старается скрыть ее признаки как от себя, так и от окружающих. Ему во что бы то ни стало надо продемонстрировать, что он еще мужчина хоть куда, выдержит любые нагрузки, любые холода, не подкачает в любовных приключениях или интеллектуальных борениях. В меньшей степени, но те же проблемы одолевают и женщину 40 лет. Она должна продемонстрировать всем, и главным образом себе, что по-прежнему свежа и интересна и даже на фоне подросших детей выглядит так же молодо, как и 10–15 лет назад. Парадоксально, но возрастной переход 40 лет, при всей его разрушительной силе, позволяет сохранить внешнюю «картинку» молодости и мужчине, и женщине. Однако сохранение молодости очень дорого обходится человеку, чрезвычайно напрягает его силы (весь возраст Змеи), и избавиться от этого комплекса молодости позволяет лишь наступивший в районе 54–55 лет возраст Дракона. Человек внешне становится солиднее, перестает «играть» в молодость, но при этом становится моложе душой, бодрее духом и даже здоровее физически. Такова одна из многих рокировок, заложенных в возрастной программе человека.

Перестав стесняться наступающей старости, человек обретает второе дыхание, он становится энергичнее, жизнерадостнее, но самое интересное в том, что он частично возвращает себе идеалы, утраченные в 42 года, его с новой силой тянет к семье, он вновь ставит интересы общества выше своих личных. Приходит время воспитания внуков и внучек, время обретения учеников и учениц, становления рода, становления школы.

В определенном смысле благостный возраст Дракона – это награда за бесконечные терзания, борения и мучения возраста Змеи. Поэтому очень странно бывает читать о горе-волшебниках, обещающих задержать старение и растянуть так называемый цветущий возраст середины жизни. Впрочем, тем, кто понял смысл возрастной карьеры, покажется дикой сама идея удлинения любого из 12 возрастов человека.

Смысл же возрастной карьеры состоит не в том, что есть плохие и хорошие возрасты, и, уж конечно, не в том, что с каждым возрастом наше будущее планомерно сокращается и смерть становится все более неизбежной. Смысл состоит в том, что четкое и своевременное исполнение возрастных задач делает каждый следующий возраст желанным и спасительным, а скорбь по поводу истечения жизни многократно компенсируется радостью по поводу очередной возрастной удачи, ибо зафиксировать успешность того или иного возраста гораздо легче, чем зафиксировать успешность всей жизни в целом.

Характеристики, из которых сотканы последние три возраста человека, напрочь отрицают сложившиеся когда-то представления о старости как о времени увядания, скорби, мучений и страданий. Сопутствующие человеку на протяжении всех трех возрастов взлетность, космический оптимизм создают представление о старости как достаточно светлом и даже романтичном времени жизни.

Бабушки и дедушки

Уже давно подмечено сходство между старыми и малыми мира сего, подмечено, что между детьми и бабушками-дедушками устанавливаются подчас более душевные отношения, чем между детьми и родителями. В определенном смысле можно сказать, что дети и старики установили между собой союз против активной части взрослого мира.

Для понимания неизбежности этого союза рассмотрение отдельных характеристик почти ничего не даст. Главное для понимания этого союза – представление о трех стихиях жизни, о трех периодах: детство–молодость–зрелость. Детство досоциально, зрелость надсоциальна, и лишь молодость находится внутри того круга, что мы по обыкновению зовем жизнью, подразумевая под жизнью период активной борьбы или драки.

В этом главный смысл союза детей и их дедушек-бабушек. Они «не волки по крови своей», они вне схватки, вне борьбы, и это определяет их более спокойное, более философское отношение к жизни. Главный вектор мировосприятия ребенка направлен в будущее, он так или иначе готовится к будущему, моделирует его, мечтает о взрослой жизни. Зрелость (старость), напротив, обращается в прошлое, всю свою силу черпая в опыте, знаниях, воспоминаниях. Таким образом, смыкаются интересы первой и третьей стихий жизни: детства и зрелости.

Другой аспект отношений между старыми и малыми связан с неравновесностью отношений между тремя стихиями жизни. Породив детей, родители, как бы они ни были нежны и заботливы, оказывают на детей очень сильное давление. Снять это давление невозможно, ибо оно является составной частью всего комплекса отношений родителя и ребенка. Существование этого давления связано скорее не с желанием родителя властвовать, а с инстинктивным стремлением ребенка вернуться в сферу жесткого родительского контроля, сферу безопасности.

Сами родители пусть в ослабленном виде, но также зависят от своих стареющих родителей (дедушек и бабушек). Ну, а те, по законам подчинения трех стихий, попадают в такое же подчиненное положение по отношению... к своим внукам. Так устанавливается искомое равновесие в семье и мире вообще. Дети непреодолимо в подчинении родителей, те подчиняются своим родителям, те, в свою очередь, внукам, в которых они души не чают, круг замыкается, все счастливы и довольны.

Если дети воспитываются только родителями, то они будут слишком забиты и запуганы. Если дети воспитываются только бабушками и дедушками, а также нянюшками и прочими, то они будут слишком избалованы, капризны и своевольны. Поэтому необходимо разумное равновесие всех трех ветвей власти в семье (власть прошлого, власть будущего и власть реальной жизни), и тогда в семье будет царить счастье как доказательство близости данной теории к истине.

Как видим, бабушки и дедушки не менее важны, чем родители.

Наши рекомендации