Психологического факультета
(очного отделения)
Грацинской Юлии Артуровны
Студентка проходила учебно-ознакомительную практику в МУ «Центр социально – психологической помощи детям и молодёжи «Форпост» с 5 по 25 июля 2010 года.
В ходе практики познакомилась со структурой и деятельностью Центра «Форпост», участвовала в социально – психологических и методических мероприятиях центра.
Студентка познакомилась с организационно-управленческой структурой учреждения, с содержанием деятельности в целом всего учреждения и конкретных специалистов: психологов, социальных работников.
Во время прохождения практики Юлия Артуровна показала высокий уровень организационной и исполнительной дисциплины.
В рамках учебно-ознакомительной практики при взаимодействии с руководителями и сотрудниками организации отрабатывались и усваивались этические нормы поведения психолога, основы и этапы проведения психологического консультирования.
Студентка участвовала в составлении тренингов для условно осужденных подростков и коллектива организации: «Эмоциональная устойчивость в стрессовых ситуациях», «Толерантность», релакс-тренинг. В ходе проведения мероприятий, студентка продемонстрировала высокий уровень выполнения данных заданий. В своей деятельности проявила способность спроектировать и организационно реализовать технологию проведения социально-психологического тренинга. Самостоятельно подобрала упражнения, соответствующие этапам и принципам «Коммуникативного тренинга», и развитию подростков «группы риска».
Оценка за практику «отлично».
Директор ЦСППДиМ Дерягина Ю.Ю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе практики в полной мере смогли актуализироваться теоретические знания через их применение для изучения деятельности практического психолога организации. Сформировались умения самостоятельного решения поставленных задач и логического формулирования, обоснования выводов по итогам решения данных задач. При взаимодействии с руководителями и сотрудниками организации отрабатывались и усваивались этические нормы поведения психолога.
В рамках учебно-ознакомительной практики при выполнении роли помощника психолога я приобрела такие качества как: интерес к работе; опыт планирования и проведения тренинговых мероприятий, семинаров для сотрудников и подростков; умение слушать и слышать; гибкость (умение переключать роли).
Также были реализованы две мои личных цели: развитие своих профессиональных способностей, узнавание своих склонностей и возможностей в профессиональной деятельности.
Благодаря данной практике стали ясны многие аспекты и подробности профессиональной деятельности психолога в организации.
Таким образом, была выполнена основная цель учебно-ознакомительной практики – создание условий для самоактуализации и профессионального саморазвития через ознакомление с психологической спецификой труда разных специалистов и трудовых отношений в рабочих коллективах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. – М.: Издат. центр «Академия», 1999. – 320 с.
2. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. М., 2000.
3. Профессиональный кодекс этики для психологов. Мадрид // Вопр. Психологии. 1990. №5. С. 148-153.
4. Психологический словарь / Немов Р.С. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 560 с.: ил.
5. Психология: Учебник. / Немов Р.С. – М.: Высшее образование, 2008. – 639 с.– (Основы наук).
6. Психология. В 3-х кн. Кн. 2.: Психология образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Немов Р.С.. – 4-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 606 с.
7. Психология. В 3-х кн. Кн. 3.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Немов Р.С.. – 4-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 631 с.
8. Рабочая программа и методические рекомендации по организации и проведению учебно-ознакомительной практики (ГОС 2000) для специальности 020400 – психология очной формы обучения / Сост. Павлова А.М. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2009, 16 с.
9. Учебно-ознакомительная практика: Методические рекомендации по выполнению заданий и вспомогательные материалы (ГОС 2000) для специальности 020400 – психология очной формы обучения / Сост. Гончарь П.С., Павлова А.М. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005, 48 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ДНЕВНИК ПРАКТИКИ
СРОК | ВРЕМЯ | НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ | ЗАТРУДНЕНИЯ |
Организационно- планировочный этап(5 – 9 июля) | 5 июля(пн) | Прибытие к месту практики, знакомство с руководителем. | |
7 июля(ср) | Знакомство с коллективом отдела ресоциализации молодежи(ОРМ). | Необходимость запомнить имена сотрудников за короткое время для успешного контакта и развития отношений. | |
7 июля(ср) | Обдумывание и составление плана мероприятий. | Выбор темы из множества предложенных вариантов с учетом ее эффективности и полезности | |
Основной этап (10 – 23 июля) | 8 июля(чт) | Составление тренинга для коллектива «Эмоциональная устойчивость в стресссовых ситуациях». | Поиск разнообразных источников информации, вычленение главных компонентов. Малый опыт в проведении тренинговых мероприятий. |
9 июля(пт) | Показ и доработка тренинга для коллектива. | Умение слушать мнение другого человека, более опытного. Необходимость отчетности о проделанной работе. | |
9июля(пт) | Д/з: «Основы индивидуального консультирования». | Поиск источников информации, выделение основных компонентов. | |
10-11 июля(сб,вс) | Самоподготовка. | Работа с разными источниками получения информации. | |
12 июля(пн) | Проведение тренинга для коллектива «Эмоциональная устойчивость в стресссовых ситуациях». Оценка объективной значимости руководителем. | Необходимость держать себя уверенно и быть сведущим в своей теме. Умение принимать критику в свой адрес и оперативно исправлять допущенные ошибки. | |
14 июля(ср) | Д/з: «Этапы психологического консультирования». | Поиск источников информации, выделение основных компонентов. | |
15-16 июля(чт,пт) | Проработка идеи тренинга для условно осужденных на тему «Толерантность». | Работа с разными источниками информации. Малый опыт в планировании, составлении и проведении тренинговых мероприятий. Необходимость соблюдать этический кодекс психолога. | |
17-18 июля(сб,вс) | Доработка тренинга для условно осужденных. | Анализ полученной информации. | |
19 июля(пн) | Показ тренинга для условно осужденных на тему «Толерантность». Оценка руководителем. | Демонстрация уверенности в себе и компетенции. | |
21 июля(ср) | Д/з: «Психологические изменения в подростковом возрасте». | Поиск источников информации, выделение основных компонентов. | |
22 июля(чт) | Показать план семинара о психологических изменениях в подростковом возрасте. Оценка руководителем. | Малый опыт планирования. Умение учитывать мнение другого человека, более опытного. | |
22 июля(чт) | Д/з: Релакс-тренинг. Написание отчета практики. | Поиск источников информации, выделение основных компонентов. Работа с отчетной документацией, ее анализ. | |
23 июля(пт) | Проведение релакс-тренинга. Написание отзыва специалистом-руководителем. | Необходимость создать впечатление опытного психологического тренера. | |
Отчетный этап(23 – 25 июля) | 24 – 25 июля(сб,вс) | Написание отчетной документацией. | Поиск источников информации, выделение основных компонентов. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обобщенная карта наблюдения за профессиональной деятельностью практического психолога
Название и адрес организации: МУ ЦСПП ДиМ «Форпост» находится в г. Екатеринбурге по адресу ул.Уральских рабочих, 50/б. Профиль(подчеркнуть): медицинский, образовательный, производственный, другой Даты начала и окончания наблюдения: см .Дневник наблюдения Подразделение:Отдел ресоциализации молодежи, вернувшейся из ИУ и спец. учреждений, психолог Стаж работы психолога: 5 лет | |
1.Взаимодействие с субъектами трудовых отношений | |
1.1. Администрация | |
При оценке успешности в работе апеллирует к мнению руководства относительно результатов работы | 1 2 3 4 >4 раз |
Мнение руководства относительно результатов работы не рассматривает как значимое по сравнению с другими показателями | 1 2 3 4 >4 раз |
Регулярно, в соответствии с графиком предоставляет информацию о результатах проделанной работы | 1 2 3 4 >4 раз |
Инициирует продуктивное взаимодействие с представителями административного персонала организации | 1 2 3 4 >4 раз |
Избегает взаимодействия с представителями административного персонала организации | 1 2 3 4 >4 раз |
Участвует в разработке и реализации кадровой политики организации | 1 2 3 4 >4 раз |
Участвует в разработке перспективных программ психологической работы в организации | 1 2 3 4 >4 раз |
Применяет воздействие с помощью убедительности доводов(ссылки на факты, логику рассуждений) при взаимодействии | 1 2 3 4 >4 раз |
Применяет научно обоснованные прогнозы для влияния на решения административного персонала организации | 1 2 3 4 >4 раз |
Применяет эмоционально-личностное воздействие при взаимодействии с административным персоналом | 1 2 3 4 >4 раз |
Применяет элементы суггестии при взаимодействии, апеллирует к авторитету психологии | 1 2 3 4 >4 раз |
1.2. Персонал и сотрудники организации | |
Дифференцирует сотрудников по индивидуальным личностным качествам | 1 2 3 4 >4 раз |
Дифференцирует сотрудников по статусным и организационным признакам | 1 2 3 4 >4 раз |
Проявляет инициативу в выявлении психологических затруднений сотрудников | 1 2 3 4 >4 раз |
Избегает информации о психологических затруднениях сотрудников | 1 2 3 4 >4 раз |
Целенаправленно знакомится с содержанием и средствами профессиональной деятельности сотрудников | 1 2 3 4 >4 раз |
Информацию о содержании и средствах деятельности сотрудников получает из случайных источников | 1 2 3 4 >4 раз |
Игнорирует информацию о содержании и средствах деятельности сотрудников | 1 2 3 4 >4 раз |
Сотрудничает с небольшим количеством специалистов, отказывается от контактов с другими | 1 2 3 4 >4 раз |
Успешно вступает во взаимодействие с разными специалистами по их инициативе | 1 2 3 4 >4 раз |
Проявляет инициативу в совершенствовании условий труда работников | 1 2 3 4 >4 раз |
Принимает значимые для работников решения на основании общих данных, без дополнительного психологического обследования | 1 2 3 4 >4 раз |
Принимает значимые для работников решения на основании самостоятельно собранных индивидуальных данных | 1 2 3 4 >4 раз |
1.3. Обучаемые в организациях образовательного профиля и их родители | |
Сотрудничает с небольшим количеством обучаемых, отказывается от контактов с другими | 1 2 3 4 >4 раз |
Успешно вступает во взаимодействие с разными учащимися по их инициативе | 1 2 3 4 >4 раз |
Инициативен в выявлении индивидуальных затруднений и оказании поддержки обучаемым в критических ситуациях | 1 2 3 4 >4 раз |
Действует по плану мероприятий, игнорируя индивидуальные критические ситуации учащихся | 1 2 3 4 >4 раз |
Систематически информирует родителей об учебно-профессиональных склонностях и способностях обучаемых | 1 2 3 4 >4 раз |
Инициирует взаимодействие с родителями неуспевающих учеников | 1 2 3 4 >4 раз |
Позитивно откликается на просьбы в оказании психологической помощи при решении семейных проблемных ситуаций | 1 2 3 4 >4 раз |
Отказывается оказывать психологическую помощь при решении семейных проблемных ситуаций | 1 2 3 4 >4 раз |
Принимает профессиональные решения на основании общих данных, без дополнительного психологического обследования | 1 2 3 4 >4 раз |
Принимает профессиональные решения на основании самостоятельно собранных индивидуальных данных | 1 2 3 4 >4 раз |
Применяет элементы суггестии при взаимодействии | 1 2 3 4 >4 раз |
2. Взаимодействие с предметом труда | |
2.1. Психопрофилактика | |
Организует мероприятия по снижению психоэмоционального напряжения работников (преподавателей, администраторов) | 1 2 3 4 >4 раз |
Обучает сотрудников (нуждающихся обучаемых, пациентов) приемам аутотренинга | 1 2 3 4 >4 раз |
Систематически осуществляет работу по психологическому просвещению | 1 2 3 4 >4 раз |
Планирует и проводит мероприятия по улучшению психологического климата в профессиональных коллективах (учебных группах) | 1 2 3 4 >4 раз |
Обеспечивает регулярное функционирование кабинета психологической разгрузки | 1 2 3 4 >4 раз |
2.2. Психодиагностика | |
Поддерживает и обновляет комплекс диагностических мероприятий, используемых при отборе кадров | 1 2 3 4 >4 раз |
Комплекс диагностических мероприятий обновляется несистематически, материалами из случайных источников | 1 2 3 4 >4 раз |
Внедряет психодиагностические методы в проекты и реализацию процедур аттестации кадров | 1 2 3 4 >4 раз |
Вырабатывает рекомендации по формированию кадрового резерва на ключевые должности организации на основе результатов психологической диагностики | 1 2 3 4 >4 раз |
2.2.1.Психодиагностика в учебных заведениях | |
Проявляет инициативу в проведении диагностических мероприятий по выявлению причин отклоняющегося поведения обучаемых | 1 2 3 4 >4 раз |
Поддерживает и обновляет систему диагностических мероприятий, используемых при определении учебно-профессиональных способностей обучаемых | 1 2 3 4 >4 раз |
2.3. Психологическое консультирование | |
Осуществляет консультирование руководителей по вопросам разрешения служебных конфликтов | 1 2 3 4 >4 раз |
Разрешение служебных конфликтов осуществляется без участия психолога | 1 2 3 4 >4 раз |
Регулярно проводит индивидуальные психологические консультации по профессионально обусловленным вопросам | 1 2 3 4 >4 раз |
Индивидуальное консультирование по профессионально обусловленным вопросам носит случайный характер | 1 2 3 4 >4 раз |
Разрабатывает и реализует систему групповых консультаций работников по вопросам профессионального развития | 1 2 3 4 >4 раз |
Избегает проведения групповых консультаций работников по вопросам профессионального развития | 1 2 3 4 >4 раз |
Проявляет инициативу в проведении индивидуальных обследований (консультаций) специалистов, меняющих профессию или должность | 1 2 3 4 >4 раз |
Инициативен в организации психологического сопровождения молодых специалистов на этапе адаптации | 1 2 3 4 >4 раз |
Избегает проведения индивидуальных консультаций сотрудников, находящихся на кризисных или переходных этапах развития | 1 2 3 4 >4 раз |
3. Взаимодействие со средствами труда | |
Применяет тренинговые методы | 1 2 3 4 >4 раз |
Активно ищет источники для пополнения и совершенствования психодиагностического инструментария | 1 2 3 4 >4 раз |
Использует случайные источники для пополнения и совершенствования психодиагностического инструментария | 1 2 3 4 >4 раз |
Самостоятельно разрабатывает систему диагностических мероприятий с учетом поставленной задачи | 1 2 3 4 >4 раз |
Решает поставленные задачи при помощи стандартной системы диагностических мероприятий | 1 2 3 4 >4 раз |
Высказывается о том, что профессиональное самосовершенствование – важная составляющая качественного труда | 1 2 3 4 >4 раз |
Высказывается о том, что внимание к профессиональному самосовершенствованию ухудшает «текущие» показатели труда | 1 2 3 4 >4 раз |
Регулярно проходит повышение квалификации (на основании опроса) | нет да |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Нормативные документы, регламентирующие деятельность практического психолога в организации
Различные особенности деятельности психолога в данном реабилитационном центре для детей и молодежи четко рассматриваются в должностной инструкции психолога:
1. Общие положения
1.1. На должность педагога-психолога назначаются лица с высшим психологическим образованием.
1.2. Практический психолог относится к категории специалистов социально-психологической службы, принимается и увольняется директором и подотчетен непосредственно директору.
1.3. Основными задачами являются осуществление профессиональных действий, направленных на сохранение психологического, социального и соматического благополучия клиентов Центра.
1.4. В своей деятельности руководствуется:
· Действующим законодательством;
· «Декларация прав и свобод человека», «Конвенция о правах ребенка»;
· Федеральным, региональным и местным законодательством в сфере права, регулирующего охрану семьи и детства, права несовершеннолетних;
· Достижениями современной социально-психологической науки и практики, этическим кодексом социальных работников;
· Уставом учреждения;
· Приказом(указаниями) директора;
· Настоящей должностной инструкцией.
1.5. Психолог должен знать:
· Общую психологию
· Педагогическую психологию
· Психологию личности
· Дифференциальную психологию
· Детскую и возрастную психологию
· Социальную психологию
· Психопаталогию
· Психогигиену
· Профориентацию
· Психологию труда
· Психодиагностику
· Психологическое консультирование
· Методы групповой работы
2.Функции
2.1. Оказание психологической поддержки клиентам Центра.
2.2. Поддержание благополучного психологического климата в коллективе.
3. Должностные обязанности:
· Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психологического, социального и соматического благополучия клиентов Центра, обратившихся за помощью.
· Содействуют охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.
· Ведет документацию по установленной форме и использует по назначению.
· Участвует в планировании и разработке программ Центра.
· Консультирование клиентов(психодиагностика) и проводит психологическую коррекцию.
· Формирует психологическую культуру клиентов Центра.
· Консультирует сотрудников Центра по вопросам практического применения психологии в их профессиональной деятельности и по вопросам развития Центра.
· Постоянно совершенствует свой профессиональный уровень, участвует в обучающих семинарах, повышает квалификацию в различных формах.
· Изучает современную литературу в области психологии.
· Осуществляет методическую работу и участвует в разработке материалов по проблемам деятельности Центра.
· Проводит очное консультирование с клиентами Центра согласно расписанию.
· Проводит групповые занятия(тренинги, группы психологического развития, группы психологического сопровождения).