Подходы к организации системы контроля.
В теории менеджмента выделяют два полярных подхода к организации системы контроля – бюрократический и децентрализованный. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.
Бюрократический контроль представляет собой систему прямого иерархического контроля, встроенного в систему иерархии власти. Он предусматривает сосредоточение полномочий по контролю на вышестоящих уровнях управления. Работники низших уровней из процесса управления контролем исключаются. Основными признаками бюрократического контроля являются:
1. Властная иерархия. Функции по осуществлению контроля распределяются согласно иерархической структуре и закрепляются в соответствии с должностными полномочиями. Менеджер несет прямую ответственность за результаты контроля в пределах, предоставленных ему властью.
2. Мониторинг и оценка результатов функционирования подсистем организации, взаимосвязанные с действующими системами контроля.
3. Наличие широкой нормативной базы – положений, инструкций, правил, процедур, обеспечивающей жесткую регламентацию деятельности персонала.
4. Включение в организационную структуру предприятия специализированных функциональных подразделений или должностей (например, отдел контроля качества, контролер), уполномоченных на реализацию части функций контроля, дополняющих функции властной иерархии.
5. Разработка и внедрение формализованных процедур специализированного отбора и обучения персонала, отвечающего требованиям должностей к его квалификации.
6. Адаптация параметров контроля (организации, объема, частоты проведения) к требованиям и уровню организационных и информационных технологий.
Децентрализованный контроль представляет собой передачу части контрольных функций на нижестоящие уровни управления, вовлечение работников в процесс контроля. Такой подход базируется на целостной, сильной организационной культуре, основывающейся на принципах группового взаимодействия, солидарности, преданности интересам коллектива. Его внедрение целесообразно в коллективах, работники которых высокомотивированы, инициативны, обладают необходимой квалификацией и не нуждаются в жесткой регламентации деятельности.
Основными элементами децентрализованного контроля являются:
1. Сильная организационная культура. Персонал в своих действиях руководствуется системой ценностей, приоритетов, ориентированных на достижение общих целей организации, его поведение согласуется с интересами коллектива.
2. Демократизация управления. Квалифицированные, опытные работники, с высоким уровнем зрелости наделяются дополнительными полномочиями, связанными с участием в управлении контролем.
3. Групповая ответственность. Наличие общих целей создает условия для внутригруппового контроля, когда каждый работник заинтересован в высокой результативности тех, кто работает с ним рядом. Внутригрупповой неформализованный контроль формирует условия для снижения объема контроля со стороны администрации.
4. Мотивация персонала ориентирована на организационные ценности.
5. Самодисциплина и самоконтроль. Высокий уровень ответственности кадров обеспечивает выполнение работы в соответствии со сложившимися требованиями.
6. Неспециализированный наем работников и воспитание их в духе организационных ценностей. Процедуры найма предусматривают отказ от выявления критериев, отвечающих специализированным требованиям должностей. При подборе внимание уделяется личностным характеристикам персонала, обеспечивающим наилучшее восприятие ценностей организационной культуры. Основное значение придается личностным оценкам, формирующимся в процессе собеседований. Наиболее важные параметры сравнения бюрократической и децентрализованной систем контроля приведены в табл. 4.1.
^ Таблица 4.1