Преподаватель: Тимофийчук О.М.

Вопросы для государственного экзамена по психологии.

Группа А-51, И-54

Летняя сессия 2011-2012уч. года.

Преподаватель: Тимофийчук О.М.

1. Предмет, методы психологического исследования. Развитие психологии как науки. Отрасли психологии. Структура психики человека.

2. Личность. Структура личности. Человек как индивид. Темперамент. Типы темперамента и их психологическая характеристика.

3. Задатки, способности и склонности как индивидуально-психологические особенности человека. Виды, уровни развития способностей, физиологическая основа.

4. Понятие об эмоциях и чувствах. Физиологическая основа эмоций и чувств.Эмоциональные состояния и высшие чувства.

5. Воля как характеристика субъекта. Общая характеристика воли. Ступени волевого действия. Взаимосвязь воли с другими сторонами психики.

6. Познавательные процессы. Понятие об ощущении. Виды ощущений. Основные закономерности ощущений. Развитие ощущений.

7. Понятие о восприятии. Виды восприятия. Основные свойства восприятия. Индивидуальные особенности восприятия

8. Познавательные процессы. Понятие о внимании. Физиологическая основа внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Основные свойства внимания

9. Познавательные процессы. Понятие памяти. Физиологические основы памяти. Виды памяти. Процессы памяти. Качества памяти.

10. Виды мышления. Мышление и речь. Основные формы мышления. Мыслительные операции.

11. Воображение. Понятие и физиологическая основа воображения. Виды воображения. Способы создания новых образов.

12. Возрастная периодизация психического развития. Движущие силы психического развития.

13. Взгляды Л.С.Выготского на стадиальность развития. Кризисные периоды. Периодизация по З.Фрейду, по Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконину. Ведущий вид деятельности, новообразование, сензитивный период.

14. Психологические особенности подросткового возраста. Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте.

15. Центральные новообразования и социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Кризис подросткового возраста.

16. Психологическая характеристика старшего школьного возраста. Познавательные процессы. Особенности Я-концепции.

17. Психологические аспекты воспитания у школьников стремления к самосовершенствованию. Формирование эталона. Возрастные особенности формирования самооценки. Типичные ошибки самовоспитания.

18. Факторы, определяющие психическое развитие: наследственность и социальная среда. Биологизаторское и социологизаторское течения.

19. Общая характеристика педагогического общения. Понятие «общение», его виды. Характеристика педагогического общения. Речь, или вербальные средства общения. Культура речи учителя.

20. Психологические теории развивающего обучения. Принципы развивающего обучения. Система интенсивного всестороннего развития Л.В.Занкова. Развитие интеллектуальных способностей Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова.

21. Психологические основы обучения. Обучение и его закономерности. Психолого-педагогические характеристики учебного материала. Виды обучающих воздействий.

22. Психология учения школьников. Мотивы учебной деятельности учащихся. Психологические закономерности усвоения учебного материала.

23. Структура педагогической деятельности: конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты. Педагогические способности: проектировочные, гностические, рефлексивные, перцептивные.

24. Психология конфликтов. Конфликтные ситуации и конфликты. Причины и условия возникновения конфликтов учителя с учащимися. Исходы конфликтных ситуаций и разрешение конфликта. Фазы развития конфликта. Основные правила поведения учителя в конфликтной ситуации.

25. Психологическая характеристика деятельности учителя. Общая характеристика деятельности учителя. Функции и задачи учителя. Изучение личности школьника учителем. Стили деятельности учителей. Стили руководства учителей.

Наши рекомендации