Глава 81. Жить в собственной голове или Испытывать позитивные эмоции
Мы слишком много думаем и слишком мало чувствуем. Чарли Чаплин
Сократ говорил, что «жизнь без рассуждений — не жизнь». Аристотель описывал человека как «рассудительное животное». Оба они были правы, и все-таки их точка зрения на человеческую природу однобока. Кроме того что человек способен мыслить и исследовать, мы также наделены способностью чувствовать и переживать, и игнорировать эту сторону человеческой натуры опасно. В современном мире науки и рациональности, где суперкомпьютеры являются суперпримерами для подражания, мы часто забываем, что чувства — неотъемлемая часть нашей сущности. И в то время как жизнь на поводу у прихотей и эмоций не может полностью удовлетворить человека, жизнь в постоянном анализе окружающего и контроле эмоций не может быть полноценной. Я стал единым целым с тех пор, как научился чувствовать всем сердцем посредством осознанной фокусировки — на лице, которое я люблю, на богатстве вкусов и запахов, на текущем моменте, на жизни, которой я живу. Я не только «рассудительное», но также и «чувствующее животное», а жизнь без чувств — не жизнь.
Профессор Барбара Фредриксон провела исследование, в котором сотрудники одной организации прямо на рабочем месте практиковали медитацию любящей доброты — по двадцать минут каждый день. В течение этого времени их призывали почувствовать любовь, которую они испытывали к близкому другу, к своему ребенку, к партнеру или к самим себе.
Эффект был поразительный: он выходил далеко за рамки позитивных чувств, которые участники испытывали непосредственно в процессе медитации. В течение семи недель исследования (а в некоторых случаях и гораздо дольше) у испытуемых снизился уровень тревожности и депрессии, повысилось общее ощущение радости и счастья, улучшились физическое здоровье, отношения и уровень мотивации.
Один из участников описывает влияние этого эксперимента на свою жизнь: «Я теперь больше уверен в себе и в людях вокруг меня. Я стал не так строг к себе. Я легче прощаю обиды… Я чувствую, что вырос духовно. Я в большей степени живу в мире с самим собой. Я не испытываю такого стресса, как до эксперимента. Я стал иначе смотреть на людей и больше им сопереживать».
Фредриксон показала, что положительный эффект такой практики берет начало из опыта глубокого позитивного переживания: «позитивность была активным ингредиентом, катализатором перемен».
Те, кто слушал любимую, волнующую их музыку, или испытывал благодарность за все хорошее в жизни, или наслаждался прекрасным произведением искусства, или тихо сидел в лесу, чувствовали такие же физические и психологические улучшения, как и те, кто испытывал любовь и доброту по отношению к другим людям.
Потратьте больше времени на переживание положительных эмоций. Вы можете практиковать такую медитацию понемногу, прямо сейчас или в любой другой момент вашей жизни, или же можно отвести на практику по двадцать минут в день и пользоваться всеми преимуществами влияния положительных эмоций.
Глава 87. Хвататься за новые и новые дела или Упрощать жизнь
Простота, простота, простота! Я говорю: занимайтесь двумя-тремя вещами, а не сотней или тысячью. Вместо миллиона беритесь за полдюжины.
Генри Дэвид Торо
Количество влияет на качество. Есть такое явление, как «слишком много хорошего». Возможно, каждое дело, которым я занимаюсь, потенциально может сделать меня счастливым, но если я возьму на себя непосильно много, в конечном счете я не буду доволен жизнью. Однажды наступает момент, когда любая дополнительная деятельность — независимо от того, насколько она замечательна и желанна, — приносит больше страдания, чем радости.
Наш мир становится все сложнее и сложнее, напряжение растет с каждой секундой. Мы приходим к тому, что лучше меньше, да лучше: если моя жизнь перегружена, если я слишком занят, то ограничение количества дел — упрощение жизни — сделает меня счастливее, увеличит мой творческий потенциал и энтузиазм во всем, что я делаю, и, в конечном счете, меня ждет больший успех.
Уоррен Беннис был профессором в Массачусетском технологическом институте и занимался изучением и преподаванием лидерства. Однажды он решил проверить свои идеи в этой области с помощью эксперимента и согласился стать президентом Университета Цинциннати. Его жизнь сразу стала более загруженной; его обязанности росли как снежный ком, и хотя он был вполне успешным — или, возможно, как раз из-за его успешности на новой работе, — у него оставалось совсем мало времени, чтобы заниматься своими любимыми делами: обучением, написанием книг и научными исследованиями.
На седьмом году президентства Бенниса пригласили прочесть лекцию в Гарварде, где бывший коллега спросил его: «Вам нравится быть президентом университета?» Беннис никогда не страдал отсутствием красноречия, но этот вопрос поставил его в тупик. И только позже, после долгих размышлений он понял, что ему нравилась только сама идея быть президентом университета, а не реальная работа в этой должности. Он покинул этот пост и вернулся к тому, чем занимаются профессора, то есть к обучению, написанию книг и научным исследованиям.
После отставки с должности президента университета Беннис вступил в наиболее продуктивный и плодотворный период жизни, опубликовал за это время одни из самых значимых книг в области лидерства. Его влияние на лидеров в политике, образовании и бизнесе огромно, кроме того, ему приписывают создание новой области научного знания — науки о лидерстве.
Иногда у нас нет выбора, мы не можем изменить свою занятость. Но когда выбор есть, можно, конечно, брать на себя дополнительные обязательства — но только до тех пор, пока это делается с нужной мотивацией. Проблема в том, что многие из нас берут на себя кучу дел по неправильным причинам: не потому, что мы влюблены во что-то или верим в то, что делаем, а только потому, что нам так сказали, или от нас этого ждут, или нам нравится идея какой-то деятельности, но не сама деятельность. В результате мы поступаемся собственной продуктивностью, творческим потенциалом и счастьем.
Можете ли вы стать менее занятым человеком? Как вы можете упростить свою жизнь? Дайте себе обещание брать на себя меньше, а не больше.