Всегда ли работа на подготовительном этапе охватывает все три предлагаемые ступени?
Нет, такая объемная подготовительная работа требуется не всегда. В редких случаях она может ограничиваться констатацией готовности ребёнка к вызыванию звука речи.
Если, к примеру, выясняется, что ребенок внимателен, активен и заинтересован, хорошо различает на слух образцы правильного и дефектного произношения в речи взрослого, четко артикулирует сохранные звуки, т. е. признаки психологической, фонематической и артикуляторной готовности налицо, — логопеду имеет смысл сразу же, на первом занятии, приступать к исправлению произношения. Звук при подобных обстоятельствах, как показывает опыт, удается вызывать по подражанию, не прибегая к механической помощи.
Однако в большинстве случаев подготовительная работа распространяется на две—три указанные нами ступени. Проиллюстрируем данное положение на примерах.
Пример1. Девочка 4 с половиной лет посещает группу для детей с фонетико-фонемэтическим недоразвитием речи в течение 6 месяцев. У девочки сложная дислалия (нарушение произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков). За полгода регулярного обучения из 10 дефектных звуков исправлен только звук ль.
При детальном исследовании причин незначительной результативности коррекционной работы обнаруживается, что у ребенка отсутствует психологическая готовность к коррекционному обучению: снижена мотивация, на занятиях отмечаются двигательное излишество, ухудшение настроения, капризы, плач, неустойчивость внимания и т.п.
Пример 2.Мальчик 5 лет имеет сложную дислалию (нарушение произношения свистящих и шипящих звуков: губно-зубной сигматизм). Подвижность органов артикуляции в пределах нормы. В течение 2 месяцев логопеду не удается вызвать у ребенка базовый свистящий звук с.
Выявление причин низкой результативности обучения показывает, что у мальчика отсутствует фонематическая готовность к вызыванию звука с. Он недостаточно различает образцы правильного и неправильного произношения в речи взрослого.
Пример3. Мальчик 6 лет имеет стертую форму дизартрии. Из 16 дефектных звуков 13 боковые. При их произношении язык мальчика сжимается по средней линии. За полгода пребывания в логопедической группе ни один из боковых звуков не скорректирован.
Причиной низкой результативности обучения является несформированность у ребенка артикуляторной готовности к вызыванию целой группы звуков речи: ть, дъ, й, с, сь, з, зь, ц. Мальчик ие овладел умением удерживать широкий язык в положении вгоркаа, когда боковые края языка примыкают к верхним коренным зубам, а посередине языка образуется желобок (положение языка, характерное для вызывания перечисленных звуков). Кроме того, мальчик недостаточно хорошо представляет правильную артикуляцию каждого из вызываемых звуков речи.
Во всех перечисленных примерах, когда вызывать тот или иной звук речи у ребенка не удавалось, логопеду следовало прекратить эту работу и вернуться к предыдущему — подготовительному — этапу, чтобы обеспечить каждую из готовностей к вызыванию звука: психологическую, фонематическую и артикуляторную. Независимо от объема подготовительной работы без всех трех указанных составляющих невозможно получение четкого, устойчивого, продол житель но го (либо многократно повторяемого) звука речи. Только такой звук считается вызванным окончательно и может в дальнейшем подвергаться автоматизации.
В пособии представлена система упражнений для коррекции фонетических нарушений у детей на подготовительном этапе. В соответ-
ствии с указанными видами готовности к вызыванию звука речи пособие состоит из 3 частей.
Несмотря ыа различия в глубине и системности речевых расстройств у детей в их этиологии и патогенезе коррекция фонетических нарушений на подготовительном этапе имеет общие закономерности. Другими словами, программы логопедической работы по устранению фонетических нарушений при различных речевых аномалиях могут существенно различаться, однако задачи, содержание, методы и приемы коррекции недостатков звукопроизноше-ния для начального (пускового) этапа во многом совпадают.
Выражаю надежду, что материалы издания принесут заметную пользу в деле эффективной коррекции фонетических нарушений у детей.
Отличник просвещения,
логопед высшей квалификации
Т. А. Ткаченко
Материал для создания психологической готовности к вызыванию звука речи
Упражнения для укрепления мотивации и повышения интереса к занятиям по коррекции недостатков произношения
Взрослый включает магнитофонную запись, на которой другой ребенок (не тот, с которым проводится занятие) неправильно произносит звуки в различных словах и предложениях вслед за логопедом. После совместного прослушивания магнитофонной записи взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы:
— Чьи голоса ты узнал?
— Правильно говорит женщина?
— Правильно говорит ребенок?
— Если мальчик (девочка) будет так говорить в школе, поймут его другие ученики?
— Нравитсятебе, как говорит этот ребенок?
— Ты правильно говоришь?
— Хочешь научиться правильно, красиво говорить?
— Надо ли, по-твоему, исправлять такую речь?
Логопед дает ребенку примерно следующие установки:
— Ты сможешь научиться говорить правильно (хорошо, красиво).
— Запомни, для этого надо заниматься, выполнять задания (упражнения).
— Тот, кто ленится, никогда не сможет научиться красиво, правильно говорить.
— Ты будешь стараться и обязательно научишься красиво, правильно говорить!
Взрослый включает видеозапись, на которой другой ребенок (не тот, с которым проводится занятие) разговаривает с логопедом. У ребенка неправильное звукопроизношение,
нечеткая дикция, трудно понять, о чем он говорит. После совместного просмотра видеозаписи взрослый предлагает ребенку ответить на следующие вопросы:
— Тебе нравится, как говорит этот ребенок?
— Такая речь, по-твоему, красива?
— Надо этому ребенку исправлять речь?
— Если не исправить его речь, что может случиться?
— Ты хотел бы, чтобы он научился красиво, правильно говорить?
— Кто может ему помочь?
— Надо этому ребенку заниматься с логопедом?
— Если он не будет стараться, может логопед помочь исправить речь?
— Почему каждому ребенку нужно правильно, красиво говорить?
Затем логопед показывает видеозапись, где тот нее ребенок после курса занятий с логопедом говорит правильно, четко, красиво. После совместного просмотра взрослый предлагает ребенку ответить на следующие вопросы:
— Тебе нравится, как теперь говорит этот ребенок?
— Могло такое произойти без труда ребенка?
— Что надо делать, чтобы научиться говорить так нее хорошо?
— Ты хочешь научиться так нее красиво, правильно говорить?
— Если бы мальчик мало занимался, не старался, смог бы он исправить свою речь?
Логопед дает ребенку примерно следующие установки:
— Ты сможешь научиться говорить так же правильно (хорошо, красиво), как этот мальчик.
— Ты будешь стараться и обязательно научишься красиво, правильно говорить!
— Я уверена, что ты сможешь говорить намного лучше, чем раньше!