Выбор терапевта, учителя или наставника

Когда процесс самораскрытия достигает такого этапа, когда вы уже не можете обходится собственными ресурсами или чувствуете, что ситуация стала слишком обременительной для тех, с кем вы обычно поддерживаете отношения, значит пришло время поискать помощи извне. Хотя область духовного кризиса относительно нова и пока есть не так много людей, специально подготовленных для работы с теми, кто переживает преобразующий процесс, тем не менее можно найти достаточно опытных наставников.

С годами у нас сформировались собственные критерии выбора хорошего терапевта, духовного учителя или наставника в процессе преобразования личности. Ниже даны некоторые из наших соображений по этому поводу.

Такой человек должен иметь достаточную подготовку в соответствующей области или дисциплине; в идеале, наставник должен быть на собственном опыте знаком с теми территориями, на которые вступают его клиенты. К примеру тот, кто практикует гештальт-терапию или холотропное дыхание, должен иметь достаточные теоретические знания, а также большой личный опыт внутренней работы с соответствующим подходом, испытав на себе его силу и терапевтический потенциал. Его концептуальная система должна быть очень широкой и включать в себя все возможные области человеческого оыта, и он должен быть готов следовать за клиентом в любом нужном направлении.

Хороший учитель или терапевт должен обладать смирением и состраданием, посвящая себя служению людям, и придерживаться определенных этических установок, которые не допускают манипулирования другими для своих личных целей. Он должен постоянно указывать клиентам на их собственные внутренние ресурсы как источник силы и роста, а не брать на себя ответственность за их личностное или духовное развитие, в конце концов становясь объектом их привязанности.

Важное качество — чувство юмора, способность смеяться над собой, над любой отдельно взятой ситуацией или над всей вселенской игрой. Учитель или наставник, обладающий таким качеством, не воспринимает самого себя слишком серьезно, хотя его работа и отношение к ней очень серьезны.

Необходимо, чтобы между учеником и учителем или между клиентом и терапевтом существовал резонанс. Этот резонанс не имеет никакого отношения к тому, что вам может казаться уместным, или что, по вашему мнению, вам следует делать; он происходит от ощущения веры и доверия, равно как и от сильного притяжения к этому человеку и его работе. Поскольку человек, переживающий духовный кризис, нередко бывает эмоционально уязвим, его решения порой основываются на неисполнившихся желаниях, а не на теперешних нуждах. По этой причине ваш выбор терапевта важно обсудить с человеком, который может объективно взглянуть на вещи и которому вы доверяете.

Возможно, эти требования кажутся слишком строгими, и у вас возникает вопрос: «А можно ли вообще найти такого человека?» Мы описали образ идеального терапевта или наставника, а в реальной жизни может оказаться необходимо идти на некоторый компромисс. Тем не менее есть много квалифицированных людей, которые не являются широко известными специалистами, шаманами или гуру, а спокойно делают свою работу в узком кругу. Могут потребоваться определенные усилия, чтобы найти таких людей в трансперсонально ориентированных группах или институтах, но время, затраченное на поиски, оправдает себя. Слишком многие из нас готовы переложить ответственность за свое существование на кого попало с мольбой: «Я не могу организовать свою жизнь, сделай это за меня». К сожалению, такое отчаянное самоотречение приводит к большой неразберихе и даже вреду, если вы имеете дело с неэтичным человеком, склонным к манипулированию ради собственных корыстных интересов.

Во всех духовных дисциплинах учителем считается такой человек, который изучал, практиковал и, по возможности, сам пережил духовный опыт, прежде чем руководить другими. В некоторых традициях такой человек может быть избран только в результате прямой передачи определенного духовного учения, которое развивалось, совершенствовалось и почиталось на протяжении длительного времени. С виду простые техники, которыми пользуются такие адепты, на самом деле представляют собой сложные практики, для овладения которыми требуются многие годы.

Все сказанное относится и к некоторым людям, которые провозглашают себя терапевтами, начиная работать с клиентами после весьма краткого знакомства с одной из многих имеющихся техник. Подобно тому как духовный учитель тратит очень много времени на развитие своей практики, так и хороший терапевт должен иметь достаточный личный и профессиональный опыт работы с методами своей психотерапевтической школы. Он должен досконально изучить и испытать на себе используемый им подход и до тонкостей знать его достоинства и недостатки.

Когда вы выбираете себе терапевта, подробно расспрашивайте его, как бы вы расспрашивали человека, которого нанимаете на работу. Не бойтесь задавать вопросы об образовании, квалификации, о том, как он определяет свою собственную роль, о степени его личного и профессионального знакомства с духовностью, неординарными состояниями и трансперсональными подходами, а также о любых других конкретных вещах, которые вас могут интересовать.

Те же общие принципы применимы и при поиске духовного учителя. Многие духовно ориентированные журналы предлагают рекламу широкого спектра учителей и дисциплин. Возможно, вы прочитаете какую-то книгу и захотите учиться у ее автора или у кого-нибудь из этой же традиции. Расспрашивайте об учителе и окружающих его людях, задавая те же вопросы, как при выборе терапевта, и помня о том, какие качества вы ищете. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, чтобы чувствовать , что вы делаете верный выбор, и действуйте, зная, что вы можете передумать, если что-либо покажет, что вы ошиблись, или если появится кто-то лучший.

Избегайте косных, ограниченных и догматичных терапевтов, духовных учителей и наставников. Такие люди высокомерны, считают себя исключительными и заявляют, что только они имеют все ответы или могут указать настоящий путь. Они не склонны к юмору и очень серьезно относятся к себе и своей работе. Зачастую они проделали очень мало серьезной работы над собой и могут быть недостаточно хорошо знакомы с методом, который они применяют по отношению к другим людям. Даже если они прошли подготовку, она, скорее всего, была ограничена концептуальным анализом и теорией и имеет очень мало общего с реальным человеческим опытом. Психиатры такого типа испытывают неудобство с собственными эмоциями и эмоциями других людей и склонны назначать транквилизаторы и другие лекарства в качестве решения большей части проблем своих пациентов.

Опасайтесь терапевтов и учителей, которые часто говорят о своих достижениях и называют богатых или выдающихся людей в числе своих бывших клиентов или учеников. Избегайте наставников, которые приписывают себе решение проблем своих клиентов или учеников, употребляя фразы типа: «Я справился с ее боязнью высоты», тем самым принимая на себя ответственность за произошедшие изменения. Такие люди нередко становятся зависимыми от клиентов или учеников как средства самоутверждения, порой продляя взаимоотношения с ними сверх необходимости для удовлетворения собственных нужд.

Не всегда легко узнать, откуда лучше начать поиски хорошего терапевта или духовного учителя. Вы не найдете этих сведений в телефонном справочнике или в местной газете, хотя по мере роста признания важности духовного кризиса эта ситуация может измениться.

Источником такой информации и услуг для людей, которые в них нуждаются, может служить Сеть поддержки в духовном кризисе (Spiritual Emergence Network, SEN) . Адрес и телефон SEN даны в Приложении 1. Если вы ищете терапевта, вы также можете связаться с Ассоциацией трансперсональной психологии в Стэнфорде, Калифорния*, либо с теми учебными заведениями, где есть курс трансперсональной психологии. Там вы можете узнать о практикующих психотерапевтах трансперсональной ориентации*.

Те кто прошли подготовку, связанную с методом холотропного дыхания, обладают и опытом, и теоретическим пониманием, которые необходимы для такой работы. Список сертифицированных ведущих можно получить в Международной ассоциации холотропного дыхания (Holotropic BreathworkTM International, 4286 Redwood Hwy., Ste. A 550, San Rafael, CA, 94903, USA, tel.(415) 479-4703)**. Полезным может быть и юнгианский аналитик, имеющий опыт работы с сильными эмоциями и физическими проявлениями. В целом, юнгианский подход, несмотря на тенденцию к излишней интеллектуальности, исходит из широкого понимания человеческого опыта, которое включает в себя и духовное измерение. Свяжитесь с местными представителями юнгианской школы и объясните им, что вам нужно. Если вы посещаете группу самопомощи, расспросите у других участников, знают ли они какого-нибудь достаточно непредвзятого аналитика, который с пониманием относится к требованиям преобразующего процесса.

В любой школе психотерапии всегда есть отдельные специалисты не похожие на других. Одна женщина, переживавшая кризис, который, как потом выяснилось, был вызван пробуждением Кундалини, нашла фрейдистски ориентированного психотерапевта. Он честно сказал ей: «Я не понимаю, что с вами происходит, и не знаю, куда это вас ведет, но готов поддерживать вас во всем, что вам потребуется делать». Благодаря его готовности идти на риск и его подержке она смогла завершить трудный период преобразующего процесса и обрести более разумное отношение к самой себе и к миру.

Нередко эффективность психотерапии определяется личными качествами терапевта; поэтому не ограничивайтесь какой-то определенной психотерапевтической школой и не исключайте возможность найти помощь в самых неожиданных местах. Например, один специалист по методу ребефинга, признавая реальность памяти о процессе рождения, может полностью отрицать возможность духовных переживаний, в то время как другой специалист той же школы может быть готов активно поддерживать клиентов, в каком бы направлении ни пошел их процесс.

И еще несколько разумных советов в отношении тех, кто может оказаться в роли помощников — членах семьи или друзьях, которые не готовы довольствоваться одним лишь содействием процессу, имеющему собственную динамику. Хороший способ отделить тех, кто действительно хочет сопровождать человека в его духовном путешествии, от тех, кто для этого не годится — посмотреть на то, какова мотивация этих людей. Как мы уже отмечали выше, те, кто предлагают свои услуги — будь то специалисты, друзья или члены семьи, — должны делать это лишь по причине подлинной заботы о человеке, переживающем кризис, веры в целительный потенциал этого процесса и желания помочь. Если же они делают это из чистого любопытства, из-за потребности манипулировать кем-то или представлять себя в выгодном свете, либо из собственного страстного желания быть нужными, то их присутствие, скорее всего, будет ограничивающим или докучливым.

Есть определенные виды неблагоприятной окружающей среды. Если это возможно, избегайте стерильной больничной обстановки, подчеркивающей факт болезни, а также догматической и негибкой атмосферы, характерной для некоторых семей, колледжей, религиозных организаций и общин. Избегайте любого окружения, от которого исходят осуждение, гнев и высокомерие вместо любви, поддержки и внимания. Если подобные условия — все, что вам доступно (скажем, вы оказались в больнице), постарайтесь найти среди персонала таких людей, которые в своей работе отступают от традиционного подхода и способны с сочувствием относиться к вашим нуждам.

Возвращение домой

Нежный мир вокруг меня сияет и сверкает.

Спасибо за мое возвращение в мой чудесный дом!

Его милые стены

Приветствуют меня, согревают меня,

Обнимают меня как добрые руки любящей матери.

Как давно в этом знакомом доме начиналось мое путешествие!

Теперь здесь все другое и в то же время такое же, как прежде.

Слова, написанные после переживания духовного кризиса

Впредыдущих главах говорилось о том, что делать во время преобразующего процесса, и предлагались советы тем, кто проходит через этот опыт, равно как и окружающим их людям. Но вот наступило время, когда человек возвращается к повседневной жизни — либо после относительно мягкого духовного пробуждения, либо после всепоглощающего кризиса. Чего можно ожидать от этого переходного этапа? Каковы блага и проблемы этого периода? Как вы можете участвовать в дальнейшей интеграции переживаний, меняющих всю вашу жизнь? И каких долговременных изменений можно ожидать в будущем?

Этот период можно назвать возвращением домой. На этой стадии люди нередко ощущают в себе новый дом — внутренний источник спокойствия и силы. Кроме того, они часто открывают или переоткрывают для себя значимые элементы в окружающем мире, которые становятся для них источником поддержки, например: отношения с близкими людьми, знакомую обстановку или привычные виды деятельности. Однако поскольку в результате духовного кризиса многое в жизни человека может измениться, этот период также не лишен своих трудностей.

Некоторые из наиболее общих изменений включают в себя устранение многих сложных личных проблем, появление в жизни новых положительных сторон, сдвиг в системе ценностей и повышение значимости духовного измерения. Это те награды, которые приносит людям преобразующий процесс. Им может казаться, что они родились заново или омолодились; они чувствуют себя совсем не так, как в начале путешествия, так как обрели более здоровые взаимоотношения с собой и с миром.

Чувство обновления может появиться сразу, и тогда некоторые люди переживают внезапное разрешение кризиса и быстрый, легкий переход к новому и эффективному образу жизни. Однако у большинства бывает переходный период, во время которого они испытывают некоторую неуверенность в себе и в своем месте в мире.

В целом, ничто из тех разнообразных и порой драматических переживаний, которые мы описывали, не имеет никакой ценности, если только человек не приносит их с собой в обычную реальность и не применяет в своем поведении и деятельности в повседневной жизни. Многие духовные традиции предостерегают, что трансцендентные сферы способны зачаровывать и что у нас может возникнуть искушение отказаться ради них от мира повседневности.

Возможно, некоторым людям подходит уход от мира во имя исключительных поисков духа. К этой категории относятся серьезные кандидаты на жизнь в ашрамах или монастырях. Однако большинство из нас находят свое подлинное призвание в работе, в отношениях с другими людьми и в повседневных делах. Переживаемое преобразование личности позволяет нам открывать глубокий мистический смысл в простых обыденных вещах. И мы можем начать понимать, что любое значительное духовное достижение начинается с нашего отношения к ближнему.

Возвращение к повседневной жизни не подразумевает отказа от чего бы то ни было. Напротив, оно предполагает привнесение всего, что мы обрели во время своего путешествия в областях бессознательного, в тот мир, где мы живем двадцать четыре часа в сутки. Тем самым мы соединяем эти два мира и обнаруживаем, что импульс Божественного присутствует всюду. Мы учимся искать и находить его во всем вокруг нас, в каждом действии, которое мы совершаем, и в каждом человеке, с которым мы встречаемся.

В своей книге «Герой с тысячью лиц» Джозеф Кэмпбелл мастерски описал проблемы, возникающие при таком новом вступлении в жизнь. Как мы уже говорили в шестой главе, элементы мифа о путешествии героя отражают внутренние переживания человека в ходе преобразующего процесса. Герой оставляет свой дом, безопасное место в знакомой ему реальности и предпринимает путешествие, которое уводит его в страну тайны и приключений. Здесь его ждут многие испытания и посвящения. Когда завершается последнее испытание, герой возвращается туда, откуда он начал свое путешествие. Обстановка и действующие лица там могут быть все теми же, но сам герой сильно изменился. Теперь он наделен мудростью и пониманием, обретенными в ходе многочисленных испытаний, с которыми он сталкивался на своем пути. Но герою, полному новых прозрений, трудно приспосабливаться к старому миру. В своем описании возвращения героя Кэмпбелл подмечает и некоторые из переживаний, с которыми сталкиваются люди, возвращающиеся к повседневной жизни после духовного кризиса:

«Первая проблема возвращающегося героя — как после переживания тешащих душу видений самоосуществления принять реальность преходящих радостей и страданий банальностей и кричащих непристойностей жизни? Зачем возвращаться в подобный мир?.. Для завершения своего путешествия, возвращающийся герой теперь должен пережить столкновение с миром».

Например, человек, возвращающийся в привычную ситуацию, может обнаружить, что культура и отдельные люди не воспринимают его новых качеств. Рождающийся заново герой должен входить в

«…ту, на долгое время забытую атмосферу, в которой люди, являющиеся частями, воображают себя целыми. Ему приходится противостоять обществу своим разрушающим эго и спасающим жизнь знанием и получать в ответ разумные сомнения, жестокие обиды и растерянность хороших людей, не способных его понять.»

Ввиду масштабности преобразующих переживаний многим людям оказывается трудно принять, казалось бы, незначительные аспекты обыденной реальности. Кроме того, они могут испытывать весьма серьезные проблемы из-за того, что окружающий повседневный мир зачастую не слишком восприимчив к их новообретенным открытиям.

В данной главе мы рассмотрим этот переходный период между духовным кризисом и устойчивым существованием и предложим некоторые практические советы, призванные сделать «возвращение домой» более легким. Мы также изложим некоторые соображения о том, как жить после завершения этого промежуточного периода.

Наши рекомендации