ИНТЕГРАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ПРОЦВЕТАНИЯ.. 149 1 страница
ISBN 978-5-91072-035-4
Дети – это наше будущее. В мире нашего завтра хозяевами будут они, и мы уже ничего не сможем изменить, но сегодня их развитие во многом зависит от нас.
Книга «Развитие человека от 0 до 20» прослеживает становление человека начиная с периода внутриутробного развития и заканчивая возрастом 20 лет – моментом вхождения во взрослую жизнь. Книга демонстрирует необычный и очень интересный подход к вопросам воспитания, отношение к окружающему миру. Речь идет о Законах природы, которые мы обязаны соблюдать, желаем мы того или нет, – чтобы не навредить себе. Все зависит только от того, насколько мы хорошо знаем эти законы и их следствия.
УДК 296
ББК 86. 33
ISBN 978-5-91072-035-4
НФ «Институт перспективных исследований», 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................... 5
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА ОТ 0 ДО 20......................................... 11
Интегральный мир........................................................................................ 13
Внутриутробное развитие.......................................................................... 19
Рождение.......................................................................................................... 25
Вскармливание и первая связь..................................................................... 31
От 3 до 6 лет.................................................................................................. 35
Школа для самых маленьких........................................................................ 46
Возраст от 6 до 9 – начало......................................................................... 55
Возраст от 6 до 9 лет – продолжение....................................................... 64
Начало полового созревания....................................................................... 75
Подростковый период ................................................................................. 84
Зависть и насилие......................................................................................... 94
Выбор партнера и профессии.................................................................... 101
Проблемы молодежного периода .............................................................. 108
Правильный подход к выбору
спутника жизни – начало........................................................................... 112
Правильный подход к выбору
спутника жизни – продолжение................................................................ 116
Виртуальная связь........................................................................................ 126
Старший учит младшего ........................................................................... 133
Один и общество.......................................................................................... 141
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ИНТЕГРАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ПРОЦВЕТАНИЯ.. 149
Источник страха......................................................................................... 151
Виды страха.................................................................................................. 157
Фантазии и волшебство – начало............................................................ 167
Фантазии и волшебство – продолжение................................................. 176
Гиперактивность......................................................................................... 183
Депрессия....................................................................................................... 191
Добро и зло.................................................................................................... 198
Воспитание девочек..................................................................................... 210
Раздельное и совместное воспитание...................................................... 220
Реализация методики воспитания
с раннего возраста – начало..................................................................... 229
Реализация методики воспитания
с раннего возраста – продолжение.......................................................... 235
Суд – начало.................................................................................................. 243
Суд – продолжение....................................................................................... 252
Старшие воспитывают младших............................................................ 260
Наказания – начало.................................................................................... 270
Наказания – продолжение.......................................................................... 283
Facebook......................................................................................................... 295
Почитание и оценка .................................................................................. 305
Группа ............................................................................................................ 314
приложение................................................................. 323
Предисловие
Д |
ети – это наше будущее. В мире нашего завтра хозяевами будут они, и мы уже ничего не сможем изменить, но сегодня их развитие во многом зависит от нас.
Книга «Развитие человека от 0 до 20» прослеживает становление человека, начиная с периода внутриутробного развития и заканчивая возрастом 20 лет – моментом вхождения во взрослую жизнь. Книга демонстрирует необычный и очень интересный подход к вопросам воспитания. В ней обсуждаются вопросы развития восприятия ребенка, осознание им самого себя, своего окружения, налаживание первых контактов с другими людьми, и так далее. Шаг за шагом прослеживаются все вехи и переломные моменты роста и взросления человека.
Книга «Развитие человека от 0 до 20» поделена на две части. В первой части дается систематический и последовательный обзор развития человека до 20-летнего возраста, даются практические рекомендации по многим сложным моментам, с которыми сталкиваются сегодня родители, воспитатели и учителя. Это и детская гиперактивность, и нежелание учиться, и проблемы насилия в детском коллективе, и многое другое. Здесь глубоко разбирается сама природа развития ребенка и помощь, которая требуется ему, чтобы реализовать себя, стать полноценной частью общества и, как следствие, обрести счастье.
Вторая часть книги рассматривает общие проблемы возрастных категорий в ракурсе современности, проникает в их глубинные причины и дает исчерпывающий ответ на вызов, брошенный системе воспитания. Кроме того, здесь поднимаются такие важные и интересные темы, как социальные сети, детские страхи, взаимоотношения мальчиков и девочек, сила воображения, понимание добра и зла, наказания, гиперактивность и многие другие.
В ходе бесед вырисовываются черты новой системы воспитания и обучения, отвечающей реалиям сегодняшнего дня. Особое внимание в этой системе уделяется отношениям детей друг с другом. Рассматриваются способы построения детских и подростковых сообществ нового типа, в которых старшие дети обучают и воспитывают младших, принимают ответственность за своих друзей и поддерживают друг друга.
Книга «Развитие человека от 0 до 20» знакомит нас с совершенно новым подходом к окружающему миру. Речь идет о том, что все Законы природы мы обязаны соблюдать, желаем мы того или нет, чтобы не навредить себе. Наше благополучие зависит только от того, насколько мы хорошо знаем эти законы и их следствия.
На наших глазах в мире раскрывается особый закон – закон единства всей природы и человечества. Мы его называем законом «глобального и интегрального мира«. Наш мир с огромной скоростью входит в раскрытие тотальной связи между всеми его частями, и с каждым днем мы все больше это обнаруживаем.
Этот процесс будет развиваться, пока мы не ощутим абсолютную зависимость всех от каждого, и каждого от всех. Настолько, что никому не будет хорошо до тех пор, пока все остальные люди на планете не почувствуют себя хорошо.
И это – новый мир, другое измерение, основанное на принципах абсолютной любви. Нам пока еще непонятно, как можно существовать таким образом. Мы только произносим слова «глобальная», «интегральная», но нам нужно выяснить, что представляет собой эта система.
Принципы воспитания детей, нашего будущего поколения, призванного жить в новом мире, остаются в целом неизменными. Сегодня выясняется, что эти принципы – разрушительные, и из-за них наше общество раздроблено, запутано и беспомощно. И мы не знаем, что делать, и в полной растерянности наблюдаем, как наши дети, совершенно не принимая такого подхода, создают себе альтернативы в Интернете или вне дома, вдали от родителей.
Но если мы сделаем наших детей максимально включенными в этот новый мир, мы приведем их к состоянию максимальной безопасности. Такому человеку ничто в мире не повредит, у него не будет врагов, он будет нормально обеспечен, он начнет ощущать совершенство, гармонию, которая есть в природе, в первую очередь – на уровне взаимоотношений между людьми, – то есть он будет действительно счастлив.
Книга «Развитие человека от 0 до 20» говорит нам об этом.
Вы можете представить себе, что такое действительно возможно?
Книга состоит из бесед профессора Михаэля Лайтмана с Ильей Винокуром, писателем, и Ириной Якович, психологом и психотерапевтом.
Михаэль Лайтман – профессор онтологии и теории познания (философия Ph.D, биокибернетика MSc), основатель и президент Ashlag Research Institute (ARI), некоммерческой организации, цель которой – реализация инновационных идей в образовательной политике для разрешения системных проблем современного образования и воспитания. Им написано более 40 книг переведенных на 17 языков.
Илья Винокур – докторант гуманитарных наук, лектор по теме воспитания, писатель, глава отдела интегрального воспитания и менеджер ассоциации «Растем в радости».
Ирина Якович – профессиональный практикующий психолог, закончила МГУ им. М.В.Ломоносова факультет психологии, действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Сертифицированный психодраматерапевт, работает на телевидении и радио.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
ОТ 0 ДО 20
Интегральный мир
–Я |
много лет работаю в своей практике с детьми и родителями. Работаю 13 лет, учусь, преподаю и пытаюсь соединить всевозможные теории и методики развития человека. Меня больше всего поражает в вашей методике ее универсальность, в основе которой лежат принципы и понятия, которые развиваются и при этом не противоречат друг другу. Меня поражает единство методики. И я бы очень хотела узнать, как можно в рамках одной методики объяснить явления, для объяснения которых существует множество разных подходов.
– Дело в том, что при любом нашем обращении к миру мы раскрываем мир, с которым мы не знакомы. Любое исследование зависит от особенностей человека, его восприятия, круга общения, времени и места, где он проводит свое исследование. Поэтому любое исследование подвержено временным и местным условиям. Наше же исследование исходит из основы, общей для всех, это основа природы – желание наслаждаться, желание наполниться.
Я проверяю это на всем процессе развития природы: изначально возникло желание неживого уровня – и оно привело к возникновению неживой материи. Желание неживого уровня развивалось, пока не породило все виды неживой материи, а затем переросло в желание растительного уровня. Оно породило всевозможные виды растений. Растительный уровень перерос в животный и образовал весь животный мир. А затем появилось желание уровня человек.
Мы видим, как в природе все строится на развитии эгоизма, желании наслаждаться, которое присутствует в каждом человеке и развивается в роде человеческом из поколения в поколение.
– То есть принятый вами подход объясняет не только развитие человека, но и объясняет развитие всей природы?
– Изучая развитие человечества, мы видим, что до нашего времени развитие происходило за счет роста эгоизма, желания насладиться. Человеческий эгоизм заставлял всех нас развиваться, осваивать новое, раскрывать мир, создавать новые общества.
Но сегодня мы находимся на новом этапе развития – мы развиваемся дальше уже не под давлением эгоизма; наш эгоизм как бы достиг своего максимума, то есть мы развиваемся не количественно, а качественно. Наш эгоизм как бы замыкается, становится глобальным и интегральным. Мы все более обнаруживаем себя состоящими поневоле в единой полностью связанной системе. Поэтому наш мир становиться все более непредсказуем. Ведь мы созданы эгоистами, и вдруг оказываемся в таком «месте», где действуют законы полной взаимосвязи.
В прежние времена человек заведомо знал, как он будет жить, он шел по проторенному пути.
Все было известно заранее. Он знал, что женится на дочери соседа, что здесь будет его дом и так далее. А сегодня поколения совершенно оторваны друг от друга, родители не знают, о чем думают их дети, чего они хотят, и не могут понять отношения своих детей к жизни. Потому что дети не просто более развиты, как было между поколениями в прошлом, а они качественно иные – подготовленные природой для существования в интегральном мире. Еще не полностью, так как мы находимся на переходной стадии.
– Это приводит к недостатку терпения. Я вижу детей, у которых с раннего возраста отсутствует терпеливость, в том числе к школе.
– Их эгоизм не просто вырос, а стал иным – и наш мир не может его удовлетворить. И сами дети не знают, где им найти наполнение: куда пойти, какую профессию выбрать, чем заниматься, чем насытить себя? Ребенок находится в состоянии, когда он ни в чем не видит смысла.
– Родители считают, то это «плохое поколение», которое ничему невозможно научить, которое не хочет учиться, у которого нет усердия к работе…
– Даже если ребенок действительно захочет что-то объяснить родителям, что он скажет?! Кем, по-вашему, я должен стать: врачом, архитектором, адвокатом, финансовым контролером? Он изначально видит в этом пустоту, и не просто пустоту, а тюрьму. Он вступает в жизнь, где надо 10-12 часов в день работать, и даже если ты можешь получить приличное материальное вознаграждение, в этом нет для него смысла!
– Они так и говорят: «Я не хочу тяжело работать, чтобы потом отдыхать. Я хочу отдыхать сейчас, я не хочу прилагать усилия!» Разве это называется более развитым поколением? По-моему, предыдущее поколение было развито больше! Мы думали, развивались, хотели чего-то достичь, к чему-то стремились… была цель… А здесь все наоборот, нет стремлений, нет желаний… Это же деградация.
– Желания у наших детей – выше наших желаний, в которых дети обнаруживают пустоту. Все развивается по гиперболе, молодые люди пытаются понять, к чему стоит стремиться, а учителя и родители находятся в растерянности. Они не знают, как решить эту проблему.
– Я не вижу ни одной благополучной системы. В каждой системе не довольны ни дети, ни учителя, ни руководители, ни специалисты. И нет никакой методики…
– Мы вместо поиска методики, пытаемся уменьшить ущерб, успокоить. Наше оружие – «Риталин» (лекарство из группы психостимуляторов). Но если мы обоснуем наше новое отношение к миру, на возникшем вместо индивидуального эгоизма глобальном эгоизме, мы обнаружим, что нам необходимо объединиться – и в этом состоянии мы раскроем добро и новый мир. Нам необходимо уяснить в какой новой своей природе мы оказались.
Мы видим, что новое поколение – потеряно, оно не видит никакого будущего. Даже наркотики и алкоголь скоро перестанут его наполнять. Придет время, когда человек ничем не сможет наполнить себя – в нем возникнет ощущение черной бездны и боли…
– Мы поняли, что будет еще хуже.
– Вот поэтому-то нам уже сейчас необходимо распространять методику существования в новом мире. Объяснять, каким образом мы можем извлечь из природы ее скрытые силы, силы, которые создали нас и которые могут сегодня изменить наши эгоистические качества в альтруистические, к чему мы обязаны прийти в глобальной и интегральной системе.
– Мы видим, с какой легкостью дети объединяются и очень часто родители мешают им, воспитывая соперничество и честолюбие. Я хочу спросить: если существует общая методика, как она объясняет развитие человека? Что оказывает большее влияние на его развитие: окружающая среда, наследственность? Под влиянием чего человек развивается?
– Человек развивается под влиянием двух причин: своих внутренних свойств и окружающей среды. Все зависит от того, насколько внутренний мир человека и окружающая его среда находятся в гармонии между собой. Внутренние свойства человека включают в себя его естественные врожденные склонности, а также то, что он получил в родительском доме до 3-4 лет, до того как стал воспринимать влияние общества.
– До тех пор он еще как животное?
– До 3-4 летнего возраста ребенок не чувствует своей связи с окружением, с товарищами и развивает свои врожденные и приобретенные от родителей склонности. Они составляют его внутренний мир. Но с 3-4 лет он попадает под влияние окружения. И если мы правильно организуем окружающее его общество, оно может исправить все более ранние изъяны в воспитании и научить его правильно использовать свои свойства. Значит, в первую очередь, мы должны воспитывать будущих матерей.
– Сегодня я сталкиваюсь с абсолютной подавленностью родителей. Они не знают что делать.
– Система воспитания должна начинать с родителей, хотя бы с момента возникновения молодой пары и до тех пор, пока они не становятся родителями. Они должны знать о желании человека, об эгоизме и о том, что является основой его развития, чего мы хотим от себя, почему мы испытываем разочарование и опустошенность в нашей жизни, почему в нашем поколении это особенно ярко выражено, к чему стремится молодое поколение в отличие от прошлых поколений. А, кроме того, человек, который становится родителем, особенно мужчина, переживает психологический переворот.
– Да, в нем происходят драматические изменения!
– Как только я становлюсь отцом, а моя жена – матерью, мы оба опускаемся с человеческого уровня на уровень животный! Мы относимся к своему ребенку так же, как животные – и это оберегает его. Природа пробуждает в нас животную защитную силу. И здесь мы должны научить их правильно понимать, что у них на руках растет сегодня совершенно новый человек, который потребует от них, чтобы они правильно развивались. Если родители хотят дать возможность ребенку утвердиться в новом глобальном мире, развить и реализовать его внутренние свойства и склонности, они должны превзойти самих себя.
– Из Ваших объяснений следует, что это не вина родителей. Я участвовала во многих телевизионных программах, посвященных теме воспитания детей и обучения этому родителей. Родители чувствуют, что делают что-то не так и хотят научиться делать это лучше, ведь проблемы возникают постоянно.
– Прежде всего, следует подготовить материал, правильное объяснение, ясную методику, а затем организовать систему, которая донесет эти знания до сведения каждого родителя и научит его. Здесь очень важна роль средств массовой информации, иначе мы теряем следующее поколение.
– Что бы Вы посоветовали молодым родителям сегодня? Как я могу присоединиться к этому процессу? Что мне стоит читать, что я должна учить? Допустим, я нахожусь в процессе подготовки к рождению ребенка?
– Мы живем в таком поколении, что нам всем придется изучать природу глобального интегрального мира. Это не значит, что мы должны глубоко изучить всю науку. Вы учили психологию, но это не значит, что Вы должны обучать родителей, ваших пациентов, всей психологии. Вы должны, используя ее знания, дать ясные, практические советы родителям.
Поэтому мы должны дать людям короткие, простые советы, общедоступные знания о природе человека, его глобальном развитии, к какому этапу мы подходим, что особенного в нашем поколении, какой внутренний переворот оно переживает по сравнению с предыдущими поколениями. Ведь это первое из всех поколений, которое должно подняться на уровень связи между людьми, а не эгоистического использования друг друга. Природа обязывает нас к этому, демонстрируя нам, что мы связаны друг с другом глобальной, интегральной связью.
Мы стоим на пороге глобального кризиса – и это кризис взаимоотношений между людьми. Мы не можем построить единое общество, не можем правильно отнестись ни к экологии, ни к самим себе, ни к человеческому обществу. Все это надо соединить в одну проблему – и здесь мы можем использовать именно родителей. Невозможно достучаться до обычного человека, тем более до правительств и организаций, министерства образования – они не заинтересованы слушать. Но родители, для которых это больной вопрос, слушать готовы.
– У них самая высокая мотивация.
– Родители хотят видеть своего ребенка преуспевающим, жизнерадостным, уверенным, и если мы объясним им, что нужно делать, я думаю, мы достигнем успеха.
Внутриутробное развитие
–М |
не хотелось бы остановиться на воспитании и образовании плода в период его внутриутробного развития. Информации об этом периоде мало, и она публикуется с большой осторожностью. Появляющиеся в последнее время исследования говорят о способности плода воспринимать. Сначала говорили, что он воспринимает звуки. Затем обнаружили, что чем больше он слышит свою семью, тем быстрее узнает ее после рождения. Иными словами, существует некий вид подготовки, которую можно провести с зародышем, находящимся в чреве матери: установить с ним связь, рассказывая о семье. Кроме того, исследования близнецов показали о существовании ощущения связи между зародышами: они чувствуют друг друга. Выходит, что зародыш воспринимает достаточно много, а мы этого вообще не принимаем в расчет.
– Этому не стоит удивляться. Мы делим природу на части, допускаем разрывы между этапами нашего развития, потому что так нам удобнее. Так мы относимся вообще к природе: делим ее на науки, хотя она едина. Тело делим на части и лечим их по отдельности. Так и всю нашу жизнь мы делим на периоды и изучаем их, отделяя друг от друга. Причина этого в том, что такими мы созданы в нашем эгоизме, который отделяет нас друг от друга. Кроме того, такая позиция удобна нашему эгоизму: ведь я чувствую себя выше природы и могу поступать с каждой частью по своему разумению. А если я говорю, что природа – единый механизм, находящийся в едином движении, – то это, прежде всего, обязывает меня изучить ее всю и выполнять ее глобальные и интегральные законы. Поэтому внутриутробный период, вскармливание и другие этапы, вплоть до взрослого состояния являются неразрывно связанными этапами становления человека и полностью влияют друг на друга.
– Но каждый этап мы оцениваем по-разному...
– Однако это система, все части которой соединены такой же неразрывной связью, как органы нашего тела, где каждая клетка связана с остальными. Поэтому, когда мы говорим о зародыше, то разве он принадлежит только матери? Разве он утратил связь со своим отцом?
– Психология ставит большой знак вопроса относительно роли отца в первый год.
– Но в течение истории человечество всегда придавало отцу большое значение: фамилию давали по отцу, наследовали и так далее. Это не случайно...
– Я думаю, такое отношение связано с существованием одной системы в другой. Для того чтобы младенец получал все необходимое, мать создает для него в первые два года особую окружающую среду. Современные исследования показывают, что младенец начинает воспринимать отца как внешнюю, для него с матерью, среду. То есть отец все-таки есть. Но мы несколько забежали вперед. На какие этапы Вы делите внутриутробный период развития плода?
– Мое деление таково: три дня абсорбции семени, в которые оно прикрепляется к стенке матки. Затем начинается период формирования плода. Первый этап его развития заканчивается в 40 дней, включая первые три дня абсорбции семени. По истечении 40 дней, считается, что плод уже существует, он уже человек. У него уже есть будущая форма и заложена будущая самостоятельность. Соответственно, так к нему и надо относиться.
– В полной мере?
– Да, потому что в нем уже есть все.
– В том числе желания и свойства?
– Абсолютно все. Ему недостает развития, чтобы вступить с нами в связь, но он уже существует. К нему следует относиться, как к человеку.
– Но на этом этапе мы обычно даже не знаем о его существовании.
– Мы не знаем, потому что наши органы чувств его не воспринимают. Но это уже законченная форма будущего человека.
– Существует ли возможность воздействовать на эту форму на этапе ее создания?
– Всем: музыкой, стихами, любыми воздействиями, как на взрослого человека. Даже при зачатии, и даже до него.
– Но в течение первых 40 дней женщина даже не знает, что беременна.
– Это не важно, поскольку относится к организации правильной среды для плода. А мы говорим о том, что происходит согласно законам природы. Насколько мы можем их определить и подготовить мать – это уже другая проблема. В общем, внутриутробное развитие делится на три периода по три месяца. Разумеется, месяцы отсчитываются по лунному календарю, потому что женский организм, как известно, связан с Луной, как мужской – с Солнцем.
– Что именно развивается в каждом из трех периодов?
– Самые главные свойства развиваются в течение первых трех месяцев – самое важное развитие происходит на первом этапе.
– Это соответствует медицинским исследованиям развития мозга в течение первых трех месяцев. Поэтому они считаются наиболее опасными, требующими осторожного поведения.
– Женщина должна быть в спокойствии и равновесии. Чтобы плод правильно развивался, она должна думать о нем и относиться к нему, как к живому существу. Она должна разговаривать с ним, как советуют сегодня врачи, петь, играть, вызывать его реакции, ведь у него после 40 дней появляются уже зачатки будущего человека. Чувствовать его личность в себе.
– Как дать женщине возможность представить эту связь, которая проявляется только на чувственном уровне?
– Существует возможность быть в связи с плодом – в знании, ощущениях, коммуникации.
– Ощущать, плохо ему или хорошо?
– Даже больше, чем чувствовать себя, ведь мать живет согласно его желанию!
– Вы сказали, что нужно разговаривать с плодом, включать ему музыку. Какого жанра музыка предпочтительнее?
– Мать почувствует это относительно своего ребенка, его конкретного состояния. Следует лишь пробудить в матери готовность и осознание того, что она находится с плодом в связи, как два человека. Эта связь естественная и такая глубокая, что ее ничем нельзя разорвать. Даже подсознательная мысль матери уже влияет на зародыш.
– То есть она должна знать, что все ею слышимое оказывает на него воздействие. Известно, что все состояния матери сказываются на плоде: стресс, неправильное питание, наркотики, но также и простые переживания. В психологии есть методика, называемая «мать знает»: дайте матери сделать то, что она знает, и этого достаточно. И даже если она ошибается, то это тоже хорошо: из этого она приобретает опыт.
– В природе понятие «мать» означает полную отдачу материнского организма развитию плода: все ее намерения – на пользу плода, она целиком настроена на заботу о нем и не думает о себе. Если мы передадим такое ощущение будущим матерям, подготовив их еще в школе, то сможем, прежде всего, воспитать в них чувствительность к другому человеку, они правильно пройдут все этапы беременности. Тогда они будут лучше понимать и чувствовать не только свой плод, но и других людей. Такое отношение должно касаться всего человечества, ведь все мы находимся «каждый в чреве другого и всех вынашиваем в себе».
– Мне хочется также спросить об отце как о внешнем окружении.
– В природе ступень Отец выше ступени Мать. Он больше определяет свойства плода, а мать их развивает. Мать дает силы, так называемую плоть, а Отец дает основные свойства плоду. Речь идет о подходе к жизни. Многим вещам ребенок учится внутри матери в течение внутриутробного периода и затем во время вскармливания. А от отца ему передаются внутренние свойства. Зарождение плода исходит со ступени Отец через ступень Мать, от которой он рождается. Во всяком случае, Отец – первый и определяющий, именно отец дает каплю семени, которую мать развивает! Отец определяет, что будет у Матери, а ее механизм проводит все, получаемое от Отца, к плоду. То есть Мать – это посредник между Отцом и зародышем. Я не снижаю значение материнской функции, но хочу лишь подчеркнуть, что нельзя не принимать во внимание отца.
– Вы поставили его выше всех!
– Между ними есть очень тонкое и существенное разделение, каждый выполняет свою функцию и не касается области другого.