ГЛАВА 15 Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости

Предварительный обзор

Знаете ли вы?

Что представители различных теорий развития значительно расходятся в том, что следует считать средней взрослостью?

Что экономические условия, принадлежность к определенному классу общества и исторический контекст оказывают влияние на то, как люди воспринимают среднюю взрослость?

Каковы различия между моделью перехода и моделью кризиса (подходы к периоду средней взрослости); какие мифы связаны с моделью кризиса? Какие краткосрочные и долговременные физические и эмоциональные изменения связаны со средним возрастом? Что происходит во время менопаузы? Что обозначает термин «климактерический»?

Что происходит с сексуальностью и половой активностью в течение средней взрослости? Каким главным болезням подвержены взрослые люди среднего возраста; какова связь между их появлением и несовершенными навыками ухода за своим здоровьем? Каковы ведущие причины смерти в среднем возрасте?

Как стрессогенные жизненные события влияют на здоровье в период средней взрослости?

Каковы различия между текучим интеллектом и кристаллизованным интеллектом и как они изменяются в среднем возрасте?

Каковы последствия изменений интеллектуального функционирования для средних взрослых?

Как описательное и процессуальное знания относятся к компетентности, как они способствуют компенсации замедления работы когнитивных функций? Как взаимодействуют когнитивное функционирование, научно-технический прогресс и устаревание профессиональных знаний и навыков?

Это главные темы главы.

В предыдущих главах объектом нашего внимания были такие этапы человеческой жизни, как детство, отрочество, юность и ранняя взрослость. Мы рассмотрели возрастные ступени, поднимаясь по которым ребенок становится личностью с от-

Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости 647

носительно устойчивым взглядом на мир и определенными чертами характера. Мы также остановились на тех социальных вехах, которыми отмечается вхождение юношей и девушек в мир взрослых: расставание с родным домом, вступление в брак, обретение статуса родителя, упрочение карьеры. А что же дальше?

Средняя взрослость (начало которой произвольно можно отнести к 40-летнему возрасту) вместе с поздней взрослостью может составлять более 50% жизненного пути человека. Бросает ли она новые вызовы или это период времени, когда человек продолжает воплощать в жизнь решения, принятые ранее, возможно, внося некоторые коррективы, приспосабливаясь к чему-то? Можем ли мы говорить о непрерывности человеческого развития в эти годы? Являются ли Таня Харрис или Джастин Джонс в 50 лет такими же людьми, какими они были в возрасте 30 лет? Если нет, то что заставило их измениться, насколько сильны эти изменения и какие сферы они затронули? Обретают ли эти люди мудрость и аккумулируют новый опыт или их взгляды на жизнь сузились? Какое влияние оказывает неизбежное биологическое старение организма на психологическое функционирование человека?

Как и в ранней взрослости, лейтмотивом средних лет становится тема непрерывности, изменчивости и их взаимодействия. Мы начнем с обзора, в котором опишем популярные мифы о людях средних лет, например миф о «кризисе среднего возраста». Затем мы проанализируем изменения сенсомоторных навыков и других биологических факторов, а также биологические и психологические аспекты половой жизни. Далее мы рассмотрим проблему болезни и здоровья. И наконец, мы остановимся на том, что происходит в среднем возрасте с интеллектом и когнитивными способностями, сделав акцент на вопросе о снижении и сохранности некоторых функций.

Наши рекомендации