Тема 13. Организационно-управленческие особенности деятельности юриста
13.1Организационно-управленческая деятельность юриста: стили руководства, стили общения, влияние на эффективность взаимодействия.
13.2 Методы принятия решения.
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
1. Антонян Ю. М., Еникеев М.И., Эминов В.Э Психология преступления и наказания. М., 2000.
2. Баранов П.П., Еурбатов Н.И. Юридическая психология. Ростов н/Д.,2004.
3. Бартол К. Психология криминального поведения. СПб., 2004.
4. Блээкборн Р. Психология криминального поведения. СПб., 2004.
5. Бобриков И.А. Воздействие преступников на свидетелей и потерпевших. Методы его преодоления: Учебное пособие. Курск: РОСИ, 2000.
6. Бронников А.Г. Тайные способы связи преступников: Учебно-методическое пособие. Пермь, 1996.
7. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2003.
8. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М.: Университет, 2000.
9. Горюнов В.Е. Татуировки кистей рук: Учебное пособие. Челябинск, 1999.
10. Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. 2-е изд. перераб. и доп. М., 1989.
11. Димитров А.В. Введение в юридическую психологию: Курс лекций. М.: Моск. психол. – соц. ин-т, 2003.
12. Еникеев М.И. Юридическая психология. М.: Норма, 2002.
13. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности.//Психологический журнал. 1997. №6.
14. Знаков В.В. Классификация психологических признаков истинных и неистинных сообщений в коммуникативных сообщениях.//Психологический журнал. 1999. №2.
15. Кудрявцев И. А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1999.
16. Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2000.
17. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. М.: Владос, 2002.
18. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология. М., 2002.
19. Образцов В.А. Серийные убийства как объект психологии и криминалистики. М., 2003.
20. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М., 2001.
21. Ревская Н.Е. Психология и педагогика: Конспект лекций. СПб.: Альфа, 2001.
22. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. СПб.: Питер,2002.
23. Романов В. В. Юридическая психология. М.: юрист, 2002.
24. Сафуанов Ф.С. Аффект: судебно-психологический экспертологический анализ.//Психологический журнал. 2001. №3.
25. Столяренко А.М. Юридическая педагогика: Курс лекций. М.: Экмос, 2000.
26. Хохряков Г. Ф. Парадоксы тюрьмы. М., 1991.
27. Христенко В.Е. Психология поведения жертвы. Ростов н/Д., 2004.
28. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Юриспруденция, 2004
29. Шмыков В.И. Психология личности осуждённых //Юридическая наука и практика: пути развития и совершенствования: Сборник статей / Пермский университет. Пермь, 2003. С.288-293.
Планы семинарских занятий
Цель семинарских занятий данного курса: обеспечить изучение студентами основ общей, социальной и собственно юридической психологии, сформировать навыки психологического анализа в определённых правозначимых ситуациях. Правовое регулирование является формой социальной регуляции, оно подчинено социальным и психологическим закономерностям. Знание социально-психологических закономерностей – важнейшее условие эффективного правотворчества, правоприменения и правоохранения.
Семинарские занятия предполагают контроль знаний и самостоятельной работы студентов. Однако, в зависимости от подготовленности и заинтересованности группы, предусмотрены и иные (активные) формы проведения семинарских занятий:
· доклады студентов по проблемным вопросам;
· отчёты студентов по самостоятельной исследовательской работе прикладных направлений юридической психологии;
· реферативные сообщения по теоретическим проблемам;
· психотехнические упражнения (деловые игры) с целью демонстрации профессионально-важных качеств юриста;
· обсуждение монографий, доктрин, концепций зарубежной юридической психологии;
· изучение и психологический анализ материалов из архивных уголовных дел;
· просмотр и психологический анализ видеоматериалов следственных действий.
Для подготовки к семинарским занятиям разработаны планы семинарских занятий с контрольными вопросами, перечнем предполагаемых тем реферативных сообщений и рекомендуемой литературы.
В качестве задания для самостоятельной подготовки возможно предложить следующие рекомендации:
1.Составить словарь терминов и понятий.
2.Проанализировать и проработать рекомендуемые психологические упражнения и задачи по данной теме.
3.Составить план ответа на вопросы семинара (зачёта, экзамена):
-дать оценку значимости вопроса;
-указать основные работы авторов, которые рассматривают данный вопрос;
-выделить главные идеи вопроса;
-подготовить основные аргументы, подтверждающие эти идеи;
-определить возможные варианты применения знаний по психологии в практической деятельности юриста;
-выделить основные, спорные и неочевидные положения вопросов, которые выносятся на обсуждение в реферативных сообщениях, и дать им психологический комментарий.
Часть I. ОБЩАЯ
Тема 1. Введение в курс юридической психологии
1. Предмет, задачи, принципы психологии.
2. Психика как отражательная деятельность мозга. Отличительные черты психического отражения.
3. Развитие психики в процессе эволюции. Сознание как высшая форма психики. Признаки сознания человека. Методы исследования в психологии (основные, вспомогательные).
Методы исследования в юридической психологии.
4. Структура и отрасли психологии. Основные категории психологии.
5. Психологические проблемы юридической деятельности. Цели и задачи курса «Юридическая психология».
Темы рефератов.
1. Психика и сознание в теории отражения.
2. История развития психологии.
3. Развитие психики в процессе эволюции
4. Основные психологические школы. Применение знаний различных направлений психологии в юридической деятельности .
5. Методы психологического исследования профессиональной деятельности юриста. Сущность и система методов юридической психологии.
Л и т е р а т у р а
Основная:
1. Бартол К. Психология криминального поведения. СПб., 2004.
2. Блээкборн Р. Психология криминального поведения. СПб., 2004.
3. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2000. С.225. «Краткие юридические профессиограммы».
4. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М.: Университет, 2000.
5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986.
6. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. М.: Владос, 2002.
7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: в 2 т. Ростов–н/Д.: Феникс,1996.
8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.
Дополнительная:
1. Кондаков И.М. Метафизика души в произведениях русских мыслителей XVIII-XIX вв.//Психологический журнал. 1999. №6.
2. Петровский А.В., Петровский В.А. Категориальная система психологии.//Вопросы психологии. 2000. №5.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.
4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995
5. .Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985.