Соотношение осознаваемых и неосознаваемых механизмов в личностной организации времени 8 страница

Субстанциональное направление представлено работами многих современных исследователей [16, 33, 129]. Ярчайшим представи­телем субстанциального направления мы бы назвали отечественного астронома, доктора наук Н. А. Козырева с его причинной меха­никой, представляющей собой энергетическую концепцию времени, В которой он рассматривал время не как отношение, а как суб­станцию, заполняющую Вселенную и связанную с выделением и поглощением энергии. Именно время он рассматривал как источник энергии звезд. Если отвлечься от проблемы звезд и обратиться к психическому, то в рамках этой концепции возможно не только влияние времени физического мира на человека, но возможен и обратный процесс — влияние человека на это время, поскольку «время представляет собой самостоятельное явление природы и оно может каким-то образом воздействовать на объекты нашего мира и протекающие в нем процессы (причем не исключено и обратное воздействие состояний объектов и характеристик процес­сов на какие-то свойства времени» [67, с. 413]. Итак, едва ли впервые физик постулирует принципиальную возможность воздей­ствия объекта (а это понятие относится и к человеку с его психи­ческим) и состояний объекта (а для человека — это разнообразные психические состояния) на время. Это утверждение близко к он­тологической концепции философской антропологии, разработан-

________ _____Глава четвертая__________183

ной С. Л. Рубинштейном в книге «Человек и мир». Он рассмат­ривает присущую человеку детерминацию как «самопричинение» и «причинение другому», считая, что человек не только деятель­ностью, но и самим фактом своего существования изменяет бытие, изменяет его своим познанием (познание тоже выступает в новом качестве). По-видимому, это относится и к психике.

Материалистическая философия выделяет несколько темпораль­ных протяженностей: физическое, химическое, биологическое, пси­хологическое и социальное времена, каждое из которых характе­ризуется своими особыми свойствами, делающими невозможным свести одну временную размерность к другой. Однако, с другой стороны, об особенностях течения времени в любом случае судит человек, и лишь то время, которое он воспринял и пережил, ста­новится доступным науке, будь то химия или геология. Поэтому любое изученное нами время в известной степени психологическое, а значит, каждое темпоральное явление, обнаруженное нами хоть раз в каком-либо объекте (от всей Вселенной до летящего к свету комара), является свойством и человеческого времени; и наоборот, все феномены нашего внутреннего Хроноса имеют свое место и в масштабах всего Мира.

Наши представления о времени в чем-то схожи с концепцией, развиваемой физиком, лауреатом Нобелевской премии И. Приго-жиным. Он выделяет только две основные темпоральные протя­женности: время внутреннее и внешнее. «Переход от динамического обратимого по времени описания, характерного для классической механики, к вероятностному описанию осуществляется не через локальное преобразование специального вида, включающего в себя нарушенную временную симметрию. Важную роль в этом переходе' играет новое понятие времени — внутреннее время, которое отлич­но от астрономического времени. Внутреннее время также можно измерить по наручным часам или с помощью какого-нибудь другого динамического устройства, но оно имеет совершенно иной смысл, поскольку возникает из-за случайного поведения траекторий, встре­чающихся в неустойчивых динамических системах» [92, с. 6-7]. Таким образом, можно избежать нагромождения все новых и новых темпоральных протяженностей (время биологическое, биохимичес­кое, метазоологическое, биосоциальное и т. п.), выделив две ос­новные формы: время внешнее и внутреннее. Естественно, что внутреннее время существует в каждой системе (от химической реакции Белоусова—Жаботинского до человека, и от звездной сис­темы до погодного цикла на Земле). В зависимости от степени слож­ности системы внутреннее время будет обладать теми или иными темпоральными качествами (психологическими, социальными, гео­логическими), но эти качества определяются прежде всего струк­турой и свойствами самой системы, а не особенностями новой ка-

184 Активность личности как жизненная темпоральная система__

тегории времени. При всем качественном разнообразии у выделен-. ных таким образом времен будет нечто общее — они являются внутренними по отношению к какой-то внешней системе и должны обладать рядом самостоятельных свойств, что позволяетих изучать по какой-то единой схеме.

И. Пригожий разрабатывал свою концепцию времени для доста­точно простых физических и химических систем, а по поводу столь сложного объекта, как человек, он предположил, что его «внут­реннее время существенно отличается от внешнего времени, отсчи­тываемого по наручным часам, оно соответствует, скорее, возрасту человека» [92, с. 235]. Изучение же временных размерностей еще более сложных систем (психики, социума) не являлось задачей физика И. Пригожина. Но мы можем предположить, что, будучи внутренним, психологическое, личностное время подчиняется ос­новным законам внутреннего времени, а его своеобразие является прежде всего проявлением свойств самой системы — в данном слу­чае своеобразия человеческой личности как активного субъекта.

По отношению к человеку существует концепция индивидуаль­ного времени, предложенная Т. А. Доброхотовой и Н. Н. Брагиной на основе изучения темпоральных особенностей левого и правого по­лушарий мозга. Возможно, понятие индивидуального времени, раз­рабатываемого в рамках их концепции, схоже с понятием внут­реннего времени хотя бы тем, что «индивидуальное пространство и время существуют, пока жив человек и функционирует его мозг. Это пространство и время прерываются вместе со смертью мозга, вместе со смертью правши и левши» [50, с. 195] (по И. Пригожину, внутреннее время человека — именно возраст). Хотя, разумеется, •между этими двумя концепциями существуют и разногласия, свя­занные, в частности, с возможностью или невозможностью обрат­ного хода времени.

Новая научная парадигма, разработанная Международным об­ществом по изучению времени (общество организовано в 1963 г. в Нью-Йорке на конференции по междисциплинарным перспекти­вам исследования времени [146]), также включает в себя ряд постулатов, говорящих о сложности времени и о единстве всех его проявлений. Вот они. 1. Понимание действительности в самой своей основе невозможно без понимания времени. 2. Время не яв­ляется неделимым — оно составное. 3. Время представляет собой иерархию все более и более сложных временных протяженностей. 4. Время — это часть общей эволюции Вселенной, в каком-то смыс­ле эта эволюция и состоит в эволюции времени. 5. Иерархичность времени, каким мы его знаем, отражает и воплощает различные фазы его эволюции [143].

Но при всем при этом личностное время — не просто еще одна из темпоральных протяженностей, внутренних по отношению к

__________ Глава четвертая___185

внешнему окружению; именно оно венчает собой временную ие­рархию, во всяком случае в нашей человеческой концепции мира. Теория личностной организации времени впервые в психологии обосновывает активную роль психики (на самом высшем ее уров­не — уровне личности) в организации времени жизни. В физике подобные концепции разрабатываются уже давно, и базируются они на самых современных данных этой науки. Во-первых, иссле­дование процессов, происходящих в микромире, привело к тому, что экспериментатор со своим оборудованием, приборами, своим видением мира оказался вовлеченным в эти процессы. Как это сформулировал известный физик Ю. Вигнер, «невозможно после­довательно сформулировать физические законы, не принимая в расчет сознание» [153, с. 172]. Во-вторых, это концепции, разра­батываемые в физике макромира: идея бутстрапа (Джеффри Чу), которая постулирует всеобщую глубинную взаимосвязь всех явле­ний во Вселенной, в том числе и взаимосвязь явлений физических и психических; исследования Дж. Хэгелина, предположившего, что включение сознания в физику может происходить через ото­ждествление последнего с геометрией пространства—времени. В рамках последней гипотезы именно возникновение психики и сознания в конечном счете и предопределило эволюцию Вселенной и определило облик мира, окружающего нас сегодня (антропный принцип) (Ю. П. Карпенко [62]).

Более того, физики уже ставят эксперименты, в которых изу­чают влияние сознания на внешнее пространство—время. В каче­стве примера можно привести эксперименты Г. Стэппа по влиянию человека-оператора на протекание физических процессов, в част­ности, на процесс радиоактивного распада, предполагающее участие сознания в редукции волновой функции. Оператор должен был повлиять на процесс радиоактивного распада, который осущест­вился год назад и был автоматически записан на дискету без всякого вмешательства человека. Воздействие удалось. Вывод ав­тора гласил, что до ментального акта (наблюдения, осуществляе­мого человеком) редукции волновой функции не происходит, пото­му что отсутствует соучаствующее в этом сознание и даже для уже происшедшего процесса сохраняется вероятность другого варианта развития событий [152].

В психологии идея активной роли сознания впервые была вы­сказана С. Л. Рубинштейном в рамках его субъектной парадигмы, в которой психическое рассматривается не только как отражение физического мира, но предусматривается творческая роль самой психики человека в мире. «Человек — конечное существо — вклю­чается в мир, в его бесконечное бытие как: 1) бытие, преобразующее реальность и 2) как преходящее в форму идеального существование» [100, с. 341].

;

186 Активность личноети^^как жизненная темпоралъна,я_системд_^^_^

Субъектный принцип в психологии получил также свое развитие в трудах В. А. Петровского, предложившего принцип надситуа-тивной активности — совершенно нового вида неадаптивной актив­ности. Именно эта форма активности позволяет субъекту выйти за рамки причинно-следственных отношений и, в конечном счете, преобразовать их; достигает этого он тем, что ставит перед собой избыточные по отношению к исходных условиям цели. «Речь идет о том, что человек как бы предрешает своей волей то, что факти­чески предрешить не может, и ради этого готов пойти на известные жертвы. Тем самым зависимость от обстоятельств оборачивается Зависимостью от воли действующего» [90, с. 284—285].

Концепция личностной организации времени постулирует ак­тивность человеческой личности в восприятии, переживании, осо­знании и организации времени своей жизни, тем самым выделяя самый высший темпоральный пласт — личностное время. В про­цессе такой личностной активности человек организует время своей жизни, влияя на него. С идеей личностного времени впервые в психологии появилась возможность рассматривать темпоральную активность личности, т. е. влияние понятия психики на такую фундаментальную мировую категорию, как время. До сих пор мы рассматривали такое влияние лишь в ограниченных пределах как организацию личностью времени своей деятельности, своего жиз­ненного пути. Однако время, как мы отмечали выше, едино; и любой обнаруженный феномен является прежде всего общим свой­ством времени, а личность, организующая время своей жизни, об­ладает способностью организовывать свое внутреннее время вообще. Такая организация подразумевает воздействие человека на пере­живание хода времени (ускорение или замедление внутреннего времени), на осознание прошлого, настоящего и будущего своего жизненного пути (сюда могут быть включены в том числе и эле­менты предвидения будущего), наконец, на осуществление пове­денческой и деятельностной активности по преобразованию условий окружающего мира и т. п.

То, что время относительно и существуют условия, которые могут изменять скорость и, может быть, даже направление его течения, в физике известно давно (теория относительности). Правда, до сих пор никто не рассматривал личность как возможный ис­точник таких изменений. Обычно в качестве явлений такого рода рассматривались события космические: околосветовые скорости (при которых собственное время быстро летящей частицы замед­лялось относительно внешнего мира — феномен наблюдался при регистрации времени жизни некоторых солнечных частиц с малым периодом полураспада), поля тяготения очень больших масс (ги­потетические «черные дыры» — массивные звезды, сжавшиеся до километровых или метровых размеров, на поверхности которых

______.._____ _ __Глава четвертая _____ 187

время замедляется, возможно, до полной остановки). Возможно, темпоральные феномены подобного рода также регистрируются при субатомных явлениях [61].

Но так или иначе, в физике постулируется возможность влиять на собственное время системы, изменяя ее свойства; а в психологии категория личностного времени предполагает способность личности организовывать (а значит, изменять и преобразовывать) время своей жизни. Вместе с тем условия, при которых возможно изменение времени, являются неординарными и для физики, и для психоло­гии. Звезда, чтобы изменить течение времени, должна превратиться в самое загадочное явление в Метагалактике, в гравитационный коллапс, возможно, открывающий для нее выход за пределы су­ществующей Вселенной. Элементарная частица — разогнаться до умопомрачительных скоростей и вплотную подойти к световому барьеру. Человек — стать Личностью, той самой, что, по С. Л. Ру­бинштейну, своим действием непрерывно взрывает, изменяет си­туацию, в которой находится, и вместе с тем непрерывно выходит за пределы самой себя[102].

При обычных условиях внутреннее и внешнее время достаточно хорошо синхронизированы и постоянны относительно друг друга. Можно сказать так, наши маленькие личные часики идут в ногу с внешними ритмами, и поэтому в норме большинство особенностей личностного времени незаметно, подавляемое тяжелой поступью Больших часов. Но если гомеостаз отношений по какой-либо при­чине оказывается нарушен, то наши внутренние часы могут «вы­рваться» из-под контроля внешнего времени и проявить какие-то необычные свойства.

Нарушение гомеостаза возможно по двум причинам. Первая — внешняя. Вторая — внутренняя. В первом случае установившиеся отношения «человек—мир» разрушают какие-либо изменения во внешнем мире. Во втором случае их изменяет собственная актив­ность человека. Большая часть реальных случаев необычных тем­поральных переживаний происходит по первой причине. Измене­ния во внешнем мире часто касаются жизнедеятельности челове­ческого организма, например, изменившиеся 'условия начинают угрожать самой жизни человека; в этом случае, если человек в ответ на воздействие не перейдет в какой-либо другой временной режим, он просто умрет. Другие изменения не столь серьезны: из­меняется качество или количество внешних событий (потеря ра­боты, отпуск, переезд и т. д.). Изменения могут происходить и в социальной среде: одни люди вообще уходят из системы взаимо­отношений (из-за собственной смерти), другие изменяют свое от­ношение к человеку, — все это вынуждает индивида менять свое, в том числе и темпоральное, поведение. Изменения во внешней среде обычно рассматриваются как стрессовые и изучаются соот-

188 Активность личности как жизненная темпрральн.ая система___

ветствующими разделами психологии и медицины [64], в которых достаточно подробно рассматривается и характер темпоральных переживаний при стрессе: «остановка времени», «замедление или ускорение времени», «выпадение из времени» и т. п. [41, 131, 132].

Что же касается изменения гомеостаза между внешним и внут­ренним «изнутри», по причине собственной активности, то в лите­ратуре такие случаи почти не представлены, если не считать опи­сания почти фантастических возможностей индийских йогов (ос­тановка времени, продление собственной жизни, омоложение и др.) [95] и мастеров восточных единоборств (японские ниндзя настолько ускоряли внутреннее время, что казались невидимыми в момент выполнения боевых действий для внешних наблюдателей) [52]. Однако только при разрушении гомеостаза изнутри мы имеем право говорить о личностном времени, поскольку сами определили его как внутреннее Время Личности. По большому счету только те темпоральные феномены имеют отношение к собственно личност­ному времени, в которых человек ведет себя как личность, т. е. активно воздействует на мир, преобразует его и разрушает привы­чный уклад, «выходя за пределы самого себя» (говоря словами С. Л. Рубинштейна), самореализуясь по принципу гетеростаза.

Впрочем, поскольку личность есть качество каждого человека, то любое психологическое темпоральное явление развивается в поле личностного времени. Другое дело, что насколько в челове­ке развита личность, настолько она и организует свое время. По К. А. Абульхановой, развитие личности во взаимодействии с миром происходит в несколько стадий. Исходным уровнем является «как бы невыделенность личности из хода событий жизни и из­менения ее условий. (...) Затем, на следующем уровне, личность начинает выделяться, самоопределяться по отношению к событиям;

здесь изменчивость личности заодно с ходом событий уже прекра­щается — личность выступает как все более стабильная. На высшем уровне личность (...) начинает все более последовательно и опре­деленно проводить свою линию в жизни, хотя не обязательно ведущую к успеху или удовлетворению» [2, с. 35-36]. Вместе с развитием личности внутреннее время человека становится все более личностным и свободным.

Для более полного описания свойств личностного времени, ко­торое бы включало и самые редкие, мы провели специальное эм­пирическое исследование необычных феноменов времени. С этой целью мы предъявляли опросник, в котором предлагали респон­дентам описать по специальной схеме имевшиеся в их жизни случаи, «связанные с какими-то необычными переживаниями, или ситуации, когда происходила активация каких-то резервных спо­собностей». Респонденты имели среднее, среднее специальное или высшее образование. Возрастной диапазон также был велик: от 18

____.—._._.___.__. ^„Г.лаво^чеотверпгоя^ _189

до 65 лет. Все испытуемые не имели видимых психических от­клонений: на момент исследования работали или учились, имели семью и вели обычный образ жизни. Из более чем двухсот описаний мы выбрали только те, которые имели отношение к проблеме времени (около 100). У части испытуемых также исследовалась внутренняя модель времени — временная линия, представляющая собой череду мысленных образов прошлого, настоящего и возмож­ного (по методике, описанной в предыдущей главе), и исследовалось неосознаваемое представление о времени по методике Н. Ю. Григо-ровской. Рассказы типа «мне изменила любимая девушка, и с тех пор я потерял веру в человечество — это мое самое сильное пережи­вание» — далее не рассматриваются.

Все изученные нами случаи можно разделить на несколько больших групп.

1. Явления ускорения/замедления внутреннего времени отно­сительно внешнего. Здесь же феномен «выпадения времени».

2. Явления, связанные с получением информации из будущего или прошлого, часто понимаемые как возможность обратного хода времени.

3. Явления альтернативного времени (одновременного прожи­вания человеком в двух временах).

4. Явления возникновения дополнительного времени (прожи­вание лишних, не фиксируемых по внешним часам дней, часов и минут).

Все группы случаев могут подразумевать под собой определен­ные свойства внутреннего времени. Рассмотрим подробнее каждое из свойств.

СВОЙСТВО 1. ИЗМЕНЕНИЕ ХОДА ВРЕМЕНИ (замедление или ускорение внутреннего времени относительно внешнего).

Наиболее часто встречающееся свойство, не противоречит ни одной космогонической теории. В той или иной степени присут­ствовало в переживаниях практически всех наших респондентов (даже в большинстве не относящихся к проблеме времени случаев). Даже можно сказать так: почти любое происшествие, ситуация, отличающиеся для индивида в лучшую или худшую сторону от обыденных, сопровождаются переживаниями изменения хода вре­мени. Однако дальше мы будем рассматривать только те случаи, в которых это переживание играло главную роль.

Опишем некоторые характеристики данного свойства времени.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ. Вопрос не так прост, как кажется. Проще всего определить, что при ускорении субъектив­ного времени человек ощущает его как: 1) возрастание скорости внутренних процессов (успел столько сделать/ подумать/ощутить);

2) растяжение временного промежутка (мое время растянулось);

2) замедление скорости внешних процессов (все как при замедлен-

190 Активность личности как жизненная темпоральная система

ной съемке). А при замедлении, наоборот, 1) ощущение снижения скорости внутренних процессов (ничего не успел сделать); 2) сжатие временных промежутков (не заметил, как столько времени прошло);

3) представление, что во внешнем мире все происходит слишком быстро (все вокруг так и мелькает); 4) осознание того, что за субъективно краткий временной интервал в окружающей реаль­ности произошло слишком много событий (не успел оглянуться, а тут столько всего произошло).

Однако реальные переживания испытуемых часто отступают от этой схемы. Частично это связано с существованием у всех живых существ (начиная с беспозвоночных) двух систем ориентации во времени: «биологических часов», основывающихся на ритмичных внутренних процессах (дыхание, сердечный цикл, ритмика мозга), и системы наблюдения за динамикой внешних процессов («солнце всходит и заходит»), когда о ходе времени судят по изменениям, происходящим в окружающем мире (на этом принципе построена работа любых часов) [49, 133]. Человек, вспоминая и пересказывая случаи из своей жизни, ориентируется То на одну систему отсчета, то на другую. Во-первых, разные люди описывают одно и то же явление в прямо противоположных терминах: одни как «ускорение времени», другие — как «замедление времени». В ситуации, когда собственное внутреннее время движется быстрее, часть испытуемых замечала ускорение времени (ориентируясь на ритм внутренних часов): «мое время резко ускорилось, я успел услышать, как что-то потрескивает, ощутить, как медленно люстра отделяется от потол­ка»; другая часть обращала внимание на замедление (ориентируясь на ритм внешнего мира): «время замедлилось, оно шло, как при замедленной съемке, я успела подробно рассмотреть лицо водителя той машины». Во-вторых, испытуемые не всегда сами понимают, на какой параметр ориентироваться, а значит, что именно произо­шло со временем, то ли оно ускорилось, то ли замедлилось: «я много раз возвращалась к этому случаю и думаю, что тогда для меня время остановилось или убежало».

Случаи, подобные этим, вероятно, объясняются просто — внут­ренней (интернальность) и внешней (экстернальность) ориентацией человека. Кроме того, они не дотягивают до уровня личностного времени, поскольку происходящее не связано с активностью лич­ности как субъекта жизни. Человек остается пассивным на про­тяжении всего переживания, а ход его внутреннего времени изме­няется под действием внешних сил, а не порождается собственной активностью. Хотя сами испытуемые затрудняются в определении темпоральных изменений, экспериментатору удается это сделать без труда по вышеозначенным критериям. Что мы и сделали.

______ _ _Гллва четвертая __ ___ ___ ___ 191

ЗАМЕДЛЕНИЕ ИЛИ УСКОРЕНИЕ. Замедление внутреннего времени. В нашем исследовании встречались лишь единичные слу­чаи. Вероятно, значительная часть такого рода моментов остается незамеченной, поскольку замедление времени часто встречается в ситуациях, бедных внешними событиями (сидел, ничего не делал, не заметил, как столько времени прошло).

О замедлении своего времени испытуемый обычно судил или по субъективному переживанию длительности, или по количеству событий, произошедших извне.

(С. Н., муж., преподаватель, 52 года. Я ждал телепередачу, ничем особенным не занимался, поглядывал время от времени на часы. Глянув в очередной раз (субъективно через 10—15-минутный промежуток), увидел, что прошло уже несколько часов, а передача давно и началась, и кончилась.)

По субъективному переживанию и по ускорению внешних со­бытий.

(Т. Б., жен., научный работник, 33 года. В детстве я как-то раз посмотрела на часы и увидела, как быстро движется минут­ная стрелка (обычно-то движение ее незаметно). Я просто смот­рела на нее, а она неслась. Потом у меня это еще несколько раз получалось. Теперь не получается.)

Кроме замедления внутреннего времени, иногда респонденты описывали ситуации «выпадения времени». Однако большая часть случаев такого рода, на наш взгляд, не имеет отношения к тем­поральным феноменам, потому что имели место состояния нару­шения сознания («у меня были очень трудные роды; говорят, что я была без сознания, при этом что-то говорила, делала, но я ничего не помню; когда очнулась, оказалось, прошло два дня — я просто выпала из времени»). Меньшая часть случаев, скорее всего, пред­ставляет собой разновидность замедления внутреннего времени («только что я находилась на горке на безопасном расстоянии от края, момент, и я уже внизу, ударилась и плачу»).

Ускорение субъективного времени встречается очень часто, раз­нообразно в проявлениях. Под ускорением мы понимали такие переживания, когда во внутреннем мире время двигалось быстрее, чем во внешнем; состояние сопровождалось субъективным ощуще­нием растянутости темпорального промежутка, а также могло за­полняться психическими событиями внутреннего плана (мыслями, образами) и даже поведенческими проявлениями (движениями) в количествах больших, чем это допустимо по внешним часам. Все случаи ускорения времени различались по другому важнейшему свойству внутреннего времени, определенного нами как плотность переживания.

ПЛОТНОСТЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ. Для следующего явления мы взяли название, введенное астрономом Н. А. Козыревым для обо-

192 Активность личности как жизненная темпоральная система__

значения активного свойства времени. Согласно его теории, «у времени, кроме направленности хода, есть еще одно физическое свойство — его плотность» [67, с. 368]. Это свойство, по его мнению, кроме причинно-следственного аспекта, может быть косвенно свя­зано с насыщенностью психологического времени: «возможно, что наше психологическое ощущение пустого или содержательного вре­мени имеет не только субъективную природу, но, подобно ощуще­нию времени, имеет и объективную физическую природу» [67, с. 357].

Личностная организация времени включает в себя четыре со­ставляющих: восприятие, осознание, переживание времени и прак­тическую организацию. В данной работе мы более детально оста­новимся на переживании. А под плотностью переживания времени будем понимать глубину переживания, уровень задействованности в нем всех психологических и психофизических систем, таких как мышление, воображение, двигательная активность.

Малая плотность. Переживание включает в себя только субъ­ективное ощущение, что время ускорилось или замедлилось. В та­ких случаях ускорение сопровождается ощущением, что время тянется очень долго по отношению к какому-нибудь внешнему событию, но это чистое переживание, оно не заполнено никакой психической активностью (ни мыслями, ни действиями). Такое переживание могло возникать в момент опасности, в ситуациях неприятных или болезненных для индивида.

(Ю. Б., муж., преподаватель, 24 года. «При моем первом прыжке с парашютом. В начальный момент свободного падения я потерял, как мне показалось, ощущение времени, и эти 3 секунды показа­лись мне гораздо больше по продолжительности. Но что-то по­думать я не успел».)

В психологической литературе неоднократно описаны времен­ные переживания с данной плотностью: ощущение того, что соб­ственное время растянулось, а внешнее тянется еле-еле, обычно это бывает в ситуациях ожидания, скуки, неприятия и даже болезни [41, 131, 137]. Также и после моментов субъективного ускорения времени иногда испытуемые ощущают потерю энергии, выражаю­щуюся в усталости, переутомлении и т. д. Кстати, именно при малой плотности переживания испытуемые обычно не могут четко определить, что же произошло с их временем: ускорилось оно или замедлилось.

Средняя плотность. Субъективно растянувшийся промежуток внутреннего времени заполняется перцептивными картинами, мыс­лями, образами (картины своей жизни), иногда даже интеллекту­альной активностью (решением задач).

(Г. В., муж., учитель труда, 22 года. «Мне было лет 10, мы с другом катались на лодке, я выпал и стал тонуть. Увидел, как

____. ____Глава четвертая __ ______193

в воде вокруг меня образовалось множество пузырьков, они всплы­вали. Пока я находился в воде, перед моими глазами промелькнуло множество картин. Друзья утверждали, что прошли считанные секунды, но мне казалось, что прошло очень много времени, пока меня вытащили».)

При таких переживаниях испытуемые обычно используют пре­имущественно внутренние ориентиры для определения хода вре­мени (биологические часы). Сохраняется связь течения времени с энергетикой организма.

Возрастание плотности переживания должно включать двига­тельные и поведенческие компоненты. Но на этом уровне подлинное подключение физического плана пока не достижимо, зато появля­ются описания случаев, сопровождавшихся ощущениями тяжести в теле, неподвижности, невозможности пошевелиться, словно ис­пытуемый на каком-то глубинном уровне, почти инстинктивно, пытается успеть что-то сделать в неожиданно растянувшийся про­межуток времени, но пока не может.

(С. Н., муж.,52 лет, преподаватель. «Однажды подо мной на уроке подломился стул, и я упал. В этот момент мое время ускорилось. За мгновение, что я падал, я успел о стольком поду­мать.' Подумал, что это конец занятия, что сейчас ребята будут смеяться, будет шум, даже подумал, как именно я буду восста­навливать дисциплину, но шевельнутся и как-то предотвратить падение не мог».)

Наши рекомендации