Процедуры и методы социально-психологических исследований
Социально-психологическое исследование – это вид научного исследования, с целью установления в поведении и деятельности людей, психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные группы, а также психологических характеристик этих самых групп.
Специфика социально-психологического исследования:
1. Использование данных об открытом поведении и деятельности людей в группах, и характеристик сознания этих людей (установок, ценностей, мнений, и т.д.).
2. Социальный контекст исследований, влияющий на отбор, интерпретацию и изложение фактов.
3. Неустойчивость и постоянные изменения социально-психологических явлений.
4. Культурная обусловленность и относительность социально-психологических закономерностей.
5. Работа с реальными и конкретными объектами (люди и группы).
В социальной психологии выделяют 3 уровня исследования:
1) Эмпирический (сбор первичной информации);
2) Теоретический (объяснение полученных данных, соотнесение с результатами других исследований, и построение концептуальных моделей);
3) Методологический (рассматривает системную организацию социально-психологических явлений, определяет операции, при помощи которых происходит отбор и анализ эмпирических данных).
Андреева Г.М. выделяет 4 уровень: процедурный. Включает в него систему знаний и методов, приемы исследований.
Эти уровни создают основу для составления программы исследования. Программа задает логику исследования. Программа социально-психологического исследования включает в себя несколько этапов:
1. Постановка проблемы, определение объекта и предмета.
2. Предварительный теоретический анализ объекта исследования.
3. Постановка целей и задач.
4. Определение рабочих понятий.
5. Постановка рабочей гипотезы.
6. Определение выборки или испытуемых.
7. Описание методов сбора информации, обработки данных, варианты их интерпретации и т.д.
Методы социальной психологии:
Существует несколько классификаций методов. Можно использовать классификацию Ананьева В.Г.:
1. Организационные:
1.1. Лонгитюдный (одна и та же группа испытуемых, с помощью одних и тех же методов исследуется на протяжении долгого промежутка времени).
1.2. Сравнительный (происходит сравнение группы по признаку либо с нормой).
1.3. Комплексный (используются методы с разных наук).
2. Эмперические:
2.1. Наблюдение
2.2. Эксперимент
2.3. Тесты
2.4. Анкетирование
2.5. Беседа
2.6. Интервью
2.7. Экспертная оценка личности
2.8. Анализ продуктов деятельности
2.9. Социометрия
2.10. Контент-анализ
3. Методы обработки данных:
3.1. Качественный (описание явлений)
3.2. Количественный (статистика).
4. Интерпретационные:
4.1. Генетический (исследование явления в развитии)
4.2. Структурный (изучение компонентами разных явлений или одного явления).
В социальной психологии популярностью пользуется классификация А.Л. Свенцицкого (он выделил 3 группы методов):
1. Эмпирические
2. Методы моделирования (математические моделирования, Марковские цепи и т.д.).
3. Методы управленческо-воспитательного воздействия (эта группа методов является достаточно важной, что связано с усилением роли социальных проблем).
Поэтому Журавлев А.Л. предложил классификацию методов социально-психологического воздействия:
1. Оптимизирующие:
- социально-психологические термины
- формирование благоприятного климата
- комплектование совместных групп
2. Интенсифицирующие:
- приемы рациональной организации труда;
- комплектование сработанных групп.
3. Управляющие:
- психологический отбор и расстановка кадров
- планирование жизнедеятельности группы.
4. Развивающие:
- Групповая подготовка, обучение и воспитание.
5. Профилактические:
- коррекция психологических свойств человека и группы.
6. Динамические:
- аттестация
- самоаттестация
7. Информирующие:
- психологическое консультирование.
Основные тенденции социально-психологических методов:
1. Повышение надежности методов, за счёт формализации процедур измерения, использование процедур шкалирования, т.е. речь идет о стандартизации существующих методов и алгоритмизации самого исследования.
2. Компьютеризация методов:
- разработка компьютерных аналогов существующих методик исследования.
- создание компьютерных технологий сбора эмпирической информации.
3. Комплексное использование методов сбора эмпирической информации (сочетание различных приемов, использование различных источников информации).
4. Усиление значения методов, минимизирующих субъективное влияние исследователя на процесс сбора информации (применения технических средств фиксации исследований в естественных условиях и т.д.).
5. Разработка «провоцирующих» методов сбора информации.