Самостоятельная работа по теме. Разделение на группы. Подготовка к дискуссии на тему «Функциональные органы как единица анатомии человеческого духа».
Разделение на группы. Подготовка к дискуссии на тему «Функциональные органы как единица анатомии человеческого духа».
Итоговый контроль знаний.
Приведите примеры изучения функциональных органов в экспериментальной психологии.
5. Домашнее задание для уяснения темы занятия:
Тесты:
1. Функциональный орган – это:
1) прижизненно складывающаяся система функций и реализующих их морфологических субстратов.
2) система знаний, умений, врожденных, но особенных для каждого индивида.
3) орган, контролируемый головным и спинным мозгом, который, в свою очередь, контролирует всю функциональную систему в целом.
4) психическая составляющая человеческой души.
2.Термин «функциональный орган» предложен:
1) Б.В. Зельцем.
2) Е.С. Бюргером.
3) А.А. Ухтомским.
4) В.С. Выготским.
3.Функциональный орган– это:
1) морфологическое образование.
2) философское образование.
3) энергийное образование.
4) духовное, а отчасти и психическое образование.
4. К числу функциональных органов относят:
1) образ.
2) мысль.
3) воспоминание.
4) действие.
5) желание.
5. Ухтомский считал функциональные органы виртуальными механизмами так как они:
1) двулики.
2) проецируются только в мир.
3) проецируются только на самого индивида.
4) осуществляются не последовательно и целиком даны внешнему наблюдателю.
Ситуационные задачи:
1. Среди ученых нет единства во взглядах на вопрос: с чем человек приходит в жизнь. Некоторые ученые отрицают наличие у человека инстинктивных форм поведения. Согласны ли Вы с этим? Какое значение имеет для понимания человеческого развития различение инстинктивных, наследуемых и врожденных форм поведения?
2. Что общего между двумя описанными ниже формами поведения? Что они иллюстрируют?
1. Оса-пелопей прикрепляет свои ячейки к стене и покрывает их общим земляным покровом. Что произойдет, если перед этим завершающим актом строительства снять гнездо со стены? Начнет искать его или строить новое? Ничуть не бывало. Пелопей является с ношей земли, садится на место, где только что было гнездо, и прикрепляет земляной ком к голой стене.
2. Американская крыса-неотома не только сооружает довольно сложное жилье в земле, но и устраивает у входа целую систему защиты: отгрызает колючки кактусов и втыкает их в землю остриями вверх. Но допустим, что у крысы таких колючек нет. Дадим ей что-нибудь заменяющее их: гвозди, например. Наша крыса не реагирует на эти предметы. Оказывается, данное поведение «включается» только при наличии колючек кактуса (Д.А.Жданов).
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
1. Психика как функциональный орган деятельности.
2. Современные представления о психическом.
7. Рекомендованная литература по теме занятия:
основная:
1.Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2011. - 583 с.
2.Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.
- дополнительная:
1. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
Занятие № 8
Тема: «Психология деятельности».
2. Форма организации занятия: семинарское интерактивное занятие.
3. Значение изучения темы:формирование представлений о психологии деятельности, понимания необходимости знания сменяющих друг друга поочередно видов деятельности человека, закрепление базовых предметных категорий, формирование профессиональной позиции.
4. Цели обучения:
- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2), способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8).
- профессиональная:готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).
- учебная: знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие, широкий спектр методов психологии, позволяющих исследовать, корректировать, развивать психологическую реальность; уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека, осуществлять самоанализ собственной деятельности, оценивать собственное эмоциональное состояние; владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, навыками саморегуляции, управления собственной деятельностью.
5. План изучения темы: