Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
Не предусмотрено.
Занятие № 35
Тема: «Слово как единица мышления и речи».
2. Форма организации занятия: практическое интерактивное занятие.
3. Значение изучения темы:формирование представлений о понятиях мышление, речь и слово; знакомство с работой Л.С.Выготского, Ж.Пиаже о соотношении понятий мышление и речь.
4. Цели обучения:
- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2), способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8).
- профессиональная: готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).
- учебная: знать теоретические позиции учений о соотношении понятий мышление и речь; уметь использовать знание теоретических позиций для решения практических задач;
5. План изучения темы:
Контроль исходного уровня знаний.
Не предусмотрено.
Основные понятия и положения темы.
1. Какие мыслительные действия подразумеваются ниже?
1) В химическую лабораторию для опознания поступило неизвестное вещество. Исследователь брал пробы данного вещества и приводил их во взаимодействие с другими веществами. В зависимости от того, вступало или не вступало данное вещество в реакцию, а также от характера результатов реагирования, исследователь определил, какое именно вещество поступило в лабораторию.
2) Школьник не справился с домашней задачей по геометрии, хотя необходимый теоретический материал знал. Побеседовав с учеником, учительница установила причину: условия задачи были даны не в абстрактных геометрических фигурах, как это чаще всего бывает, а в изображении здания.
3) На экзамене преподаватель предложил студенту-историку определить по описанию конкретной жизненной ситуации, к какой общественно-экономической формации относится представленное в тексте явление. Студент с заданием не справился, хотя признаки искомой формации он изложил несколькими минутами раньше.
4) Соотнося результаты изучения условий геометрической задачи с ее требованиями, учащийся сначала обнаружил, что отрезок, данный в условии задачи как катет треугольника, является одновременно гипотенузой по' отношению к другому треугольнику. Затем он установил, что данный отрезок является еще хордой по отношению к окружности. Эти два «открытия» и привели к актуализации и применению знаний, необходимых для решения задачи (Л.Н.Ланда).
2. Выскажите ваше мнение по существу спора.
На студенческой научной конференции разгорелся спор, в котором студенты утверждали, что абстрагирование — важнейшая операция человеческого мышления, что она — необходимое условие постижения сущности явлений, образования понятий и теорий. Они доказывали: без способности человека к абстрагированию не было бы периодической системы Д.И.Менделеева, эволюционного учения Ч.Дарвина, не были бы открыты научные законы, невозможным было бы и решение практических задач. Оппоненты же «охлаждали» их пыл примерами, показывавшими, что абстрактно отражать действительность — значит отражать ее бедно, поверхностно, односторонне, умозрительно, формально и совершать ошибки в решении практических задач. При этом они апеллировали к высказываниям Г. Гегеля, которые приводились в решении предыдущей задачи.