Тема 7. Психоаналитическое направление в психологии.
Вариант 7.
1. Психоанализ З.Фрейда и его влияние на развитие психологии личности.
2. Представители психоанализа, обосновывающие ведущую роль социальных факторов.
3. Соотнесите основные положения психоаналитических концепций и их авторов:
а) бессознательное стремление к власти, как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях;
б) концепция о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп;
в) концепция «рыночного социального характера», определяющего влияния социокультурных факторов на жизнедеятельность людей.
1) А. Адлер;
2) К.Г.Юнг;
3) Э.Фромм.
Методические рекомендации
В первом вопросе важно отметить, какие проявления психики оказывают ведущее влияние на поведение человека с позиций фрейдизма. Какова роль инстинктов, проявляющихся как бессознательные психические импульсы? Что есть «бессознательное»? Охарактеризуйте основные элементы психики человека. Каково значение механизмов психологической защиты, как определяющих понимание мотивов поведения человека.
Во втором вопросе следует рассмотреть основные положения таких психологов как А.Адлер (обоснование бессознательного стремления к власти, как основного побуждения людей); К.Юнг (концепция о коллективном бессознательном, воздействующем на отношения социальных групп); К. Хорни (концепция невротического характера); Э. Фромм (концепция социального рыночного характера).
При ответе на третий вопрос недостаточно лишь указать верный вариант, необходимо обосновать свой выбор и дать характеристику названного психоаналитического направления.
Литература
Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов /Под ред. В.Н.Лавриненко.- 5изд.,- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение-Владос, 1994.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
Психологический словарь (Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. М.: Прогресс/Универс, 1994.
Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного/Пер. с нем. – М.: Канон, 1994.
Тема 8. Психическая структура личности и практика делового общения.
Вариант 8.
1. Проанализируйте особенности психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда и действие механизмов психологической защиты.
2. Охарактеризуйте роль «коллективного бессознательного» в аналитической психологии К.Юнга.
3. О каком механизме психологической защиты идет речь в определении.: «эта разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение». Приведите пример проявления этого феномена в деловом общении.
Методические рекомендации
В первом вопросе следует рассмотреть модель психической структуры личности. Укажите, воздействие каких философских теорий повлияло на формирование этой концепции. Охарактеризуйте области человеческой психики. Назовите функции, выполняющие такие механизмы психологической защиты как: сублимация, проекция, рационализация, вытеснение, подавление. Каково их проявление в деловом общении.
Во втором вопросе важно указать, в чем отличие научной позиции К. Юнга от ортодоксального фрейдизма. Дайте определение содержанию и психологическому значению понятия «коллективное бессознательное». В чем сущность понятия «архетип», как регулятора психической жизни. Охарактеризуйте типологию личности К. Юнга, включающую интровертивную и экстравертивную установки психики личности.
В третьем вопросе следует прокомментировать названный вид психологической защиты и соотнести его с другими механизмами. Укажите, какие функции им выполняются.
Литература.
Психология и этика делового общения. Учебник/Под ред.Лавриненко В.Н. ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М.: Политиздат, 1974.
История психологии. ХХ век. – М.: Академический проект, Екатеринбург. Деловая книга, 2002.
Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.