Конфликтность как качество личности.
Тип конфликтной личности | Поведенческие характеристики |
Демонстративный | Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя хорошо. |
Ригидный | Подозрителен. Прямолинеен и негибок. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение недоброжелательности со стороны окружающих воспринимает как обиду. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышено чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям. |
Неуправляемый | Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Отличается плохо предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на общепринятые нормыобщения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. В неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать деятельность,последовательно претворять планы в жизнь.Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало уроков. |
Сверхточный | Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, создавая впечатление придирок. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Может разорвать отношения с друзьями из-закажущейся обиды. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь болезнями (бессонница, головные боли и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе. |
«Бесконфликтный» | Неустойчивая оценка в мнениях. Внутренне противоречив. Обладает легкой внушаемостью. Зависит от мнения окружающих. Характерна некоторая непоследовательность в поведении.Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Излишне стремится ккомпромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Почти не задумывается над причинами и последствиями поступков как своих, так и окружающих. |
9. Переговоры: виды, функции, динамика.
1. Понятие "переговоры"- это процесс взаимного информирования, просвещения, адекватного использования власти, в ситуации взаимной выработки обещаний, в результате выполнения которой интересы сторон, вовлеченных в конфликт, будут каким- то образом удовлетворены.
Виды переговоров.
1. О создании новых условий и принятия новых обязательств. Результат - новое соглашение.
2. О продлении соглашений и обязательств.
3. О нормализации отношений.
4. О перераспределении обязательств.
5. По достижению побочных эффектов.
Функции переговоров:
- информационная;
- коммуникативная;
- регуляция и координация действий;
- функция контроля;
- функция отвлечения внимания (чтобы выиграть время);
- функция пропаганды - используются для улучшения восприятия со стороны.
- оттягивание времени.
Этапы переговоров:
1. Подготовительный - собираю информацию об оппоненте.
2. Предварительный анализ - попытаться создать варианты решения. Создание атмосферы сотрудничества.
3. Этап переговоров, целью которого является обмен информацией.
4. Определение вариантов и взаимного соглашения.
5. Согласование деталей, сроков, контроля.
6. Этап выхода из переговоров.
10. Разрешение конфликтов: модель посредничества.
Посредничество -это участие специалистов в коммуникативном процессе, направленно на создание такой ситуации, которая способствует смягчению обстоятельств и возникновению согласий.
Типа посредников.
Медиатор -это тот посредник, который помогает разрешить конфликт между участниками.
Психолог -разрешение конфликта, в котором участники связаны долгосрочными отношениями.
Принципы работы посредника:
Цель:
- вывести из состояния вражды;
- создать условия, чтобы люди могли взаимодействовать;
- найти и согласовать взаимовыгодные решения.
Принципы:
- принцип процесса - посредник несёт ответственность за процесс, отвечает только за взаимодействие;
- принцип безоценочности - посредник не в коем случае не должен оценивать решения участников;
- принцип нейтральности - он не склоняется к чей-то позиции;
- принцип конфедициальности;
- принцип добровольности - в посредничество нельзя загнать...
- принцип процедурности - отражает работу посредника - он организовывает сам процесс;
- принцип сотрудничества;
- принцип ориентации на "выиграл-выиграл".
Этапы посредничества:
-1) вступительный этап - знакомство, налаживание отношений с участниками; понять готовность людей к работе посредников; определить регламент; рассказать об ожиданиях; рассказать об уровне ответственности каждой стороны.
- 2) этап презентации - людям рассказать суть конфликта. Посредник должен выслушать обе стороны, равноправно. Ответ. Формулировка требования к процедуре
- 3) этап дискуссия по выработке тем (#1) - о чем будет разрешаться конфликт. Выразить конструктивно эмоции; блокировать эсколацию - не дать эмоциям выйти из себя. Результат - понимание того, что волнует участника. Принятие решения т необходимости следующего этапа;
- 4) кокус - индивидуальная работа с каждым участником;
Необходим, когда участники конфликта не до конца откровенны. Подготовить людей к дальнейшим переговорам. Нужно выявить индивидуальные интересы. Выявление информации.
Нельзя: сочувствовать, оценивать, навязывать свои выводы и решения, давать излишнюю информацию.
-5) выработка реальных решений:
Согласовать вопросы, по которым будем решать вопрос, помочь оценить предложения на реалистичность, помочь участникам правильно понять, проверить, на сколько предложения соответствуют интересам сторон.
-6) подготовка варианта соглашения (обоюдного, которое люди захотят выполнять).
Оценить четкость, ясность решения. Оценить, что они будут делать после работы посредника.
Обсудить проблему не выполнения соглашения.
-7) Выход из переговоров - этап завершения посредничества.