Складання студентами особистісного профілю досліджуваного по результатам лабораторних робіт (№1-4).
Захист студентами власних презентацій (ІНДЗ)
Методика №1
«Потреба в досягненні» (за Ю. М. Орловим)
Мета: виявлення ступеня вираженості потреби людини в досягненні успіху в будь-якій діяльності.
Інструкція
Пропонується ряд положень. Якщо ви з положенням згодні, то поряд з його номером на бланку відповіді напишіть «так», якщо не згодні — «ні».
Текст опитувальника
33.Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.
34.Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.
35.Для меня в любом деле важно его исполнение, а не конечный результат.
36.Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
37.По моему мнению, большинство людей живет дальними целями, а не близкими.
38.В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
39.Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
40.Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
41.Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
42.Мои близкие считают меня ленивым человеком.
43.Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
44.Мои родители слишком строго контролируют меня.
45.Терпения во мне больше, чем способностей.
46.Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня слишком часто отказываться от своих намерений.
47.Думаю, что я уверенный в себе человек.
48.Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.
49.Я не усердный человек.
50.Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
51.Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
52.Мои близкие обычно не разделяют моих планов.
53.Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих ровесников.
54.Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
55.Я мог бы достичь большего, освободившись от текущих дел.
Обробка результатів
За кожну відповідь ставиться 1 бал: тільки за відповіді «так» — по положеннях 2, 6-8, 14, 16, 18, 19, 21-23; тільки за відповіді «ні» — по положеннях 1, 3-5, 9-13, 15, 17, 20.
Потреба в досягненнях (ПД) рівна сумі балів за відповіді «так» і «ні». Таким чином, оцінна шкала — від 0 до 23 балів.
Чим більше балів в сумі набирає досліджуваний, тим більшою мірою у нього виражена потреба в досягненнях.
Методика №2
Опитувальник «МАС» (за М.Кубишкіной)
Мета: виявлення прагнення (мотивації) людини до досягнення мети, прагнення до суперництва (азартності) і прагнення до соціального престижу.
Інструкція
Прочитайте уважно кожну з приведених нижче пропозицій і закреслюйте відповідну цифру справа, якщо ви згодні з даним висловом. Прагніть відповідати щиро і точно.
Текст опитувальника
№ п/п | Утверждения | Никогда | Часто | Очень часто | ||
Мне нравится быть в центре внимания | ||||||
Когда я работаю, это выглядит так, как будто | ||||||
я все ставлю на карту | ||||||
Мне важно, чтобы мои результаты | ||||||
были лучше, чем у других | ||||||
Я стремлюсь принадлежать к избранным | ||||||
кругам | ||||||
По отношению к себе я более строг, | ||||||
чем по отношению к другим | ||||||
Я сравниваю свои результаты и успехи | ||||||
с результатами других людей | ||||||
Я дорожу признанием окружающих | ||||||
Неудачи стимулируют меня сильнее, | ||||||
чем успехи | ||||||
Азарт состязания мне чужд | ||||||
Мне нравится выступать перед большой | ||||||
аудиторией | ||||||
Я трачу больше времени на чтение | ||||||
специальной литературы, чем художественной | ||||||
Я готов работать на пределе своих сил, | ||||||
чтобы опередить конкурента | ||||||
Мое честолюбие помогает моим достижениям | ||||||
Я не делаю вовремя то, что необходимо | ||||||
было сделать | ||||||
Я люблю смотреть спортивные соревнования | ||||||
и участвовать в них | ||||||
Похвала и признание окружающих окрыляют | ||||||
меня | ||||||
Трудности и препятствия меня подстегивают | ||||||
и заставляют действовать | ||||||
Я доволен собой, когда мне удается продемонстрировать другим свои сильные качества или выйти победителем из трудной ситуации | ||||||
Я удовлетворен тем положением, которое занимаю, и не стремлюсь к большему престижу | ||||||
Меня радует возможность много и интенсивно работать | ||||||
Мне нравятся сложные задачи (ситуации), когда необходимо максимально мобилизоваться | ||||||
Для меня важно «выбиться в люди» | ||||||
Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе | ||||||
Я сделаю все, чтобы другие не могли меня опередить | ||||||
Я не испытываю желания иметь высокий социальный статус | ||||||
Мои друзья считают меня ленивым | ||||||
Меня удивляют люди, которые тратят все силы и время на то, чтобы обойти конкурентов | ||||||
Случалось, что я завидовал успеху или по пулярности других людей | ||||||
Я обращаю мало внимания на свои достижения | ||||||
В атмосфере борьбы и конкуренции | ||||||
я чувствую себя превосходно | ||||||
Мне хотелось бы быть известным человеком | ||||||
Многое, за что я берусь, я не довожу до конца | ||||||
Я всегда стремлюсь опредить других, достичь лучших результатов | ||||||
Я сделаю все, чтобы добиться уважения | ||||||
значимых для меня людей | ||||||
Я завидую людям, которые не загружены работой | ||||||
Успех других меня активизирует и «подстегивает» лучше и быстрее всего | ||||||
Обробка результатів
Шкала «прагнення до соціального престижу»: враховуються бали зі знаком «+» при позитивних відповідях по позиціях 1, 4, 7, 10, 13, 16, 22, 28, 31, 34 і зі знаком «-» при позитивних відповідях по позиціях 19 і 25.
Шкала «прагнення до суперництва»: враховуються бали зі знаком «+» при позитивних відповідях по позиціях 2, 5, 8, 11, 17, 20, 23 і зі знаком «-»при позитивних відповідях по позиціях 14, 26, 29, 32, 35.
Шкала «прагнення до досягнення мети»: враховуються бали зі знаком «+» при позитивних відповідях по позиціях 3, 6, 12, 15, 18, 21, 24, 30, 33, 36 і зі знаком «-» при позитивних відповідях по позиціях 9 і 27.
За кожною шкалою підраховується сума балів з урахуванням знаків.
Чим більше сума балів за тією або іншою шкалою, тим більше у досліджуваного виражено відповідне прагнення.
Семінарське заняття №1