Нейронные структуры слухового анализатора 11 страница

Чем больше разница между латентными периодами восприя­тия двух глаз (этого можно добиться либо путем увеличения скорости предмета, либо увеличивая оптическую плотность сте­кол), тем более отчетливым становится феномен. По-видимому, отношение яркостей является наиболее важным фактором, од­нако слияние двух сетчаточных изображений в единый предмет затрудняется, когда это отношение становится очень большим. С другой стороны, при неизменном отношении эффект становит­ся слабее, если уровень яркости слишком высок.

Анизейкония. Бывает, что глаза неодинаковы и в одном изображение боль­ше, чем в другом. При слабой анизейконии слияние маленьких объектов происходит, но рельеф не воспринимается. Если вы­звать искусственную анизейконию, поместив между правым глазом и полем зрения увеличительное стекло, то объекты, рас­положенные в правой части поля зрения, будут казаться увели­ченными и удаленными, а объекты в левой части — уменьшен­ными и приближенными. При сильной анизейконии маленькие объекты остаются сли­тыми, но у больших двоятся края.

Нейронные структуры слухового анализатора 11 страница - student2.ru

Рис. 8.7. Феномен Пульфриха. Схема механизма динамического кажущегося рельефа

8.3. Восприятие формы, величины, взаимного расположения, удаленности и направления

Восприятие формы. Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестезического анализаторов.

У некоторых животных наблюдаются врож­денные реакции, так называемые врожденные пусковые меха­низмы поведения, при воздействии объектов, имеющих опреде­ленную форму. Эти врожденные механизмы строго специализи­рованы. Примером может служить оборонительная реакция мо­лодняка семейства куриных на картонный крест, имитирующий силуэт хищной птицы.

Наиболее информативный признак, который нужно выде­лить при ознакомлении с формой, это контур. Именно контур служит раздельной гранью двух реальностей, т. е. фигуры и фона. Благодаря микродвижениям глаз может выделять границы объектов (контур и мелкие детали). Зрительная система дол­жна быть способна не только выделять границу между объек­том и фоном, но и научиться следовать по ней. Это осуществля­ется посредством движений глаза, которые как бы вторично вы­деляют контур и являются необходимым условием создания об­раза формы предмета.

Аналогичный процесс мы имеем в осязательном восприятии. Чтобы определить на ощупь форму невидимого предмета, необ­ходимо брать этот предмет, поворачивать его, прикасаться к нему с разных сторон. При этом рука ощупывает предмет легкими движениями, то и дело возвращаясь назад, как бы проверяя, правильно ли воспринята та или иная его часть. Формирующийся образ предмета складывается на основании объединения в комплекс тактильных и кинестезических ощу­щений.

Зрительное восприятие формы предмета определяется условиями наблюдения: величиной предмета, его расстоянием от глаз наблюдателя, освещенностью, контрастом между яркостью объекта и фона и т. п.

Восприятие величины. Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке гла­за и удаленностью от глаз наблюдателя. При­способление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механиз­мов: аккомодации и конвергенции.

Аккомодация — это изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны. Так, при взгляде на близко расположенные предметы происходит мышечное сокра­щение, в результате чего уменьшается степень натяжения хру­сталика и его форма становится более выпуклой. С возрастом хрусталик постепенно становится менее подвижным и теряет способность к аккомодации, т. е. к изменению своей формы при взгляде на различно удаленные предметы. В результате разви­вается дальнозоркость, которая выражается в том, что ближай­шая точка ясного видения с возрастом отодвигается все даль­ше и дальше.

Аккомодация обычно связана с конвергенцией, т. е. сведени­ем зрительных осей на фиксируемом предмете. Опре­деленное состояние аккомодации вызывает и определенную сте­пень сведения зрительных осей, и наоборот, тому или иному сведению зрительных осей соответствует определенная степень аккомодации.

Угол конвергенции непосредственно используется как индикатор расстояния, как своеобразный дальномер. Можно изме­нить угол конвергенции для данного расстояния с помощью призм, помещенных перед объектом. Если при этом угол кон­вергенции увеличивается, видимая величина объекта тоже увеличивается, а воспринимаемое до него расстояние уменьшается. Если же призмы расположены так, что угол конвергенции уменьшается, то видимый размер объекта тоже уменьшается, а расстояние до него увеличивается.

Комбинация двух раздражителей - величины изображения предмета на сетчатке и напряжения глазных мышц в резуль­тате аккомодации и конвергенции - является условно-рефлекторным сигналом размера воспринимаемого предмета.

Восприятие глубины и удаленности.Аккомодация и конвергенция действуют лишь в очень небольших пределах, на небольших расстояниях: аккомодация - в пределах 5—6 мет­ров, конвергенция - до 450 метров. Между тем человек способен различать глубину восприни­маемых предметов и занимаемого ими пространства на рассто­янии до 2500 метров.

Эта способность оценивать глубину на первый взгляд ка­жется врожденной. В экспе­рименте ребенка-ползунка по­мещали на настил, рядом с ко­торым находился обрыв, где поверх пустого пространства было положено толстое стекло. Эксперимент пока­зал, что ребенок, свободно пол­зающий по настилу, не поки­дает его и останавливается пе­ред стеклом. При более углуб­ленном исследовании выясни­лось, что ребенок реагирует остановкой не на глубину, открывающуюся в обрыве, а на новизну ситуации, связанной с необходимостью перемещения на новую, неизвестную еще поверхность. Останавливает ребенка не глубина, а новиз­на, вызывающая ориентиро­вочную реакцию и задержку движения. Аналогичный ре­зультат имел место, когда за пределами настила под стеклом помещали блестя­щую фольгу— ребенок так­же останавливался на гра­нице двух разных поверхно­стей.

Восприятие глубины и удаленности предметов осу­ществляется главным обра­зом благодаря бинокулярному зрению. При бинокулярной фиксации дальних объектов (например, звезд на небе) зрительные линии обоих глаз параллельны. При этом изображения удаленных предметов видятся нами в одних и тех же местах пространства, независимо от того, падают ли эти изображения на сетчатку правого или левого глаза или обоих глаз. Следовательно, некоторым точкам сетчатки одного глаза соответствуют определенные точки сетчатки другого глаза. Эти симметрично расположенные точки сетчаток обоих глаз называ­ются корреспондирующими точками. Корреспондирующие точ­ки — такие точки сетчатки, которые совпали бы, если бы при наложении одной сетчатки на другую вертикальные и горизон­тальные оси совместились.

Возбуждение корреспондирующих точек сетчатки дает ощу­щение одного объекта в поле зрения. При каждом положении глаз корреспондирующим точкам сетчаток соответствуют строго определенные точки во внешнем пространстве. Графическое изображение точек пространства, обеспечивающих видение од­ного объекта при данном положении глаз, называется гороптером.

Если изображение предмета падает в оба глаза на различ­но удаленные от центра сетчатки некорреспондирующие, или диспаратные, точки, то имеет место один из двух эффектов: воз­никновение двойственных изображений (если диспаратность то­чек достаточно велика) или впечатление большей или меньшей удаленности данного объекта по сравнению с фиксируемым (если диспаратность невелика). В последнем случае появляется впечатление объемности, или стереоскопический эффект.

Этот эффект можно наблюдать с помощью стереоскопа - аппарата для раздельного предъявления двух картин левому и правому глазу. Эти картины образуют стереопару, которая получается при раздельной съемке двумя фотокамерами, расположенными на расстоя­нии, равном расстоянию между глазами. Таким образом, полу­чаются диспаратные изображе­ния, при рассматривании кото­рых возникает рельефное изо­бражение.

Если в стереоскопе предъяв­ляют два изображения, разли­чия между которыми настолько велики, что не обеспечивают слияния изображений, то воз­никает своеобразный эффект: то одна, то другая фигура по­являются в чередующейся по­следовательности. Это явление известно как бинокулярное со­ревнование. Иногда при этом два объекта выступают в фор­ме, представляющей собой ком­бинацию обеих фигур. Напри­мер, рисунок изгороди, предъ­являемый одному глазу, и ри­сунок лошади, предъявляемый другому, могут вызвать впечат­ление, что лошадь прыгает че­рез изгородь.

Восприятие глубины может достигаться благодаря вторич­ным признакам, являющимся условными сигналами удален­ности: видимая величина пред­мета, линейная перспектива, загораживание одних предме­тов другими, их цвет.

Хорошо известны рисунки, дающие двойственное восприя­тие глубины (рис. 8.8.). В некоторых ситуациях тот факт, что интерпретация глубины может полностью менять­ся на обратную, имеет исклю­чительное значение. Так, при посадке самолета может случиться, что восприятие посадочной полосы пилотом будет перевернутым по глубине. Подобное явление наблюдается ночью или во время тумана, когда не видны те детали обстановки, которые служат для пилота условными сигналами, помогающими адекватному отражению удаленности предметов. Одним из таких сигналов является яркость огней на посадочной полосе (известно, что яркие источники света кажутся располо­женными ближе, чем тусклые), и достаточно неудачного соче­тания световых сигналов, чтобы возникло перевернутое воспри­ятие глубины.

Один из важных моментов пространственного различения - это восприятие направления, в котором находятся объекты по отношению к другим объектам или наблюдателю. Направление, в котором мы видим объект, определяется местом его изображения на сетчатке глаза и положением нашего тела по отношению к окружающим пред­метам.

Нейронные структуры слухового анализатора 11 страница - student2.ru

А

Нейронные структуры слухового анализатора 11 страница - student2.ru

Нейронные структуры слухового анализатора 11 страница - student2.ru

Нейронные структуры слухового анализатора 11 страница - student2.ru

Нейронные структуры слухового анализатора 11 страница - student2.ru

Нейронные структуры слухового анализатора 11 страница - student2.ru

Б

Рис. 8.8. Двойственные рисунки

Для человека характерно вертикальное положение тела по отношению к горизонтальной плоскости земли. Это положе­ние, созданное общественно-трудовой природой человека, явля­ется исходным для определения направления, в котором человек распознает окружающие предметы. Поэтому в пространствен­ном видении, в том числе и восприятии направления, помимо зрительных ощущений, большую роль играют не только кинестезические ощущения движений глаз или рук, но и статичес­кие ощущения, т. е. ощущения равновесия и положения тела. При бинокулярном зрении направление видимого предмета определяется законом тождественного направления. По этому закону, раздражители, падающие на корреспондирующие точки сетчатки, видятся нами в одном и том же направлении. Это на­правление дается линией, соединяющей пересечение зритель­ных линий обоих глаз с точкой, соответствующей середине расстояния между обоими глазами. Иными словами, изображения, попадающие на корреспондирующие точки, мы видим на пря­мой, идущей как бы от одного «циклопического глаза», находя­щегося посередине лба.

Известно, что на сетчатке глаза образуется перевернутое изображение тех предметов, на которые мы смотрим. Переме­щение наблюдаемого объекта вызывает перемещение сетчаточного изображения в обратном направлении. Однако мы воспри­нимаем предметы, и движущиеся и неподвижные, не в искаженном виде, а такими, какими их передает на сетчатку оптическая систе­ма глаз. Это происходит благодаря сочетанию зрительных ощу­щений с тактильными, кинестезическими и другими сигналами.

Интересные данные были получены в опытах, в которых ори­ентация изображений на сетчатке глаз испытуемых намеренно искажалась с помощью специальных оптических приспособле­ний. Последние давали возможность получать изображения, перевернутые как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Оказалось, что спустя некоторое время наступает адаптация и мир, видимый испытуемыми, перестраивается, хо­тя и не полностью.

Подобное приспособление оказалось невозможным у живот­ных. Так, к глазам кур прикрепляли призмы, переворачивающие изображение слева направо, и изучали способность птиц кле­вать зерна. У кур этот навык резко нарушался, и даже после трехмесячного ношения очков никакого реального улучшения навыка не наблюдалось. Сходные данные были получены на земноводных. Очевидно, врожденные зрительные реакции у жи­вотных на расположение предметов не могут изменяться под влиянием обучения, если требуется, чтобы животное усвоило реакцию, антагонистическую инстинктивной.

Восприятие направления, в котором находятся объекты, возможно не только с помощью зрительного, но и с помощью слухового и обонятельного анализаторов. Для животных неред­ко звук и запах - единственные сигналы, действующие на расстоя­нии и предупреждающие об опасности.

Восприятие направления звука осуществляется при бинауральном слушании. Основу дифференцировки направлений звука со­ставляет разность во времени поступления сигналов в кору голов­ного мозга от обоих ушей. Звуки могут локализоваться не только в левом и правом направлении по горизонтали, но и по направле­нию вверх и вниз. Экспериментальные данные показали, что в по­следнем случае для восприятия пространственного расположения звука необходимы движения головы испытуемого. Таким обра­зом, механизм локализации звука учитывает не только слухо­вые сигналы, но и данные других анализаторных систем.

Зрительные иллюзии. Всегда ли восприятие дает нам адекватное отражение предметов объективного мира? Описаны многочисленные факты и условия ошибок в вос­приятии, главным образом зрительные иллюзии.

Нейронные структуры слухового анализатора 11 страница - student2.ru

Нейронные структуры слухового анализатора 11 страница - student2.ru

Рис. 8.9. Иллюзия стрелы. Она основана на принципе сходящихся и

расходящихся линий: стрела с расходящимися нако­нечниками кажется длиннее, хотя фактически обе стрелы одинаковой длины.

Нейронные структуры слухового анализатора 11 страница - student2.ru

Рис. 8.10. Иллюзия железнодорожных путей. Линия, рас­положенная в более узкой части пространства, заключенного между двумя сходящимися прямыми, кажется длиннее, хотя на самом деле обе шпалы одинаковой длины.

Нейронные структуры слухового анализатора 11 страница - student2.ru

Рис. 8.11. Переоценка вертикальных линий. Высота ци­линдра кажется больше, чем ширина полей, хотя они равны.

Нейронные структуры слухового анализатора 11 страница - student2.ru

Рис. 8.12. Иллюзия веера. Параллельные линии вследствие влияния фона ближе к центру кажутся выпуклыми, а дальше от центра – вогнутыми.

Нейронные структуры слухового анализатора 11 страница - student2.ru

Рис. 8.13. Иллюзия пересечения. На одной прямой лежат линии АХ, а не ВХ, как кажется.

Нейронные структуры слухового анализатора 11 страница - student2.ru

Рис.8.14. Иллюзия концентрических окружностей. Представленные на рисунке концентри­ческие окружности воспринима­ются как спираль из-за того, что короткие отрезки прямых (изо­бражены белым) пересекают эти окружности в местах их пересече­ния с фоном.

Зрительные иллюзии были об­наружены и у животных. На практическом использовании зри­тельных иллюзий основана мас­кировка, которая для бесчис­ленного множества зверей, рыб, птиц и насекомых является защит­ным приспособлением. Один из эф­фективных способов маскиров­ки— мимикрия — слияние с фо­ном, другой способ маскировки состоит в использо1вании дефор­мирующего рисунка, в такой сте­пени нарушающего очертания жи­вотного, что его нельзя различить и опознать. Пример деформирую­щего рисунка - яркие полосы зебры, благодаря которым с опре­деленного расстояния невозмож­но выделить контур животного.

Все эти явления убеждают в том, что существуют какие-то общие факторы, вызывающие воз­никновение зрительных иллюзий. Выдвигались различные объясне­ния ряда наблюдаемых зритель­ных иллюзий. Так, иллюзия стре­лы объясняется свойством цело­стности восприятия: мы восприни­маем видимые нами фигуры и их части не отдельно, а в некотором соотношении и свойства всей фи­гуры ошибочно переносим на ее части (если целое больше, то больше и его части). Аналогич­но можно объяснить и иллюзию веера. Переоценка вертикальных линий объясняется тем, что движения глаз в вертикальной плос­кости требуют большего мышеч­ного напряжения, чем движения в горизонтальной плоскости.

8.4.Монокулярные пространственные признаки

Пространственные признаки, которые могут восприниматься не только двумя, но и одним глазом, называются монокулярнымипризнаками. Большинство моноку­лярных пространственных признаков статичны (т. е. это те признаки простран­ства, которые воспринимаются при условии, что и наблюдатель, и находящиеся в поле его зрения объекты неподвижны), но есть и такие признаки, которые прояв­ляются только тогда, когда либо есть движение (наблюдателя, окружающих пред­метов или того и другого), либо тогда, когда изменяется характер движения глаз­ных мышц. Восприятие неподвижных сцен, фотографий и иллюстраций, так же как и восприятие произведений живописи и графики, осно­вано на статичных монокулярных признаках, которые называются пикторальными, или картинными, признаками и передают глубину и расстояние изобразитель­ными средствами, т. е. создают иллюзию объема на такой двухмерной поверхности, какой является, например, фотография.

Интерпозиция(частичное загораживание, или перекрытие).Интерпозицией называется неполная маскировка, или перекрывание одного объекта другим. Если один объект частично закрыт другим, наблюдателю кажется, что тот объект, который виден целиком, находится на более близком расстоянии (см. рис.8.15.). Интерпозиция дает больше информации об относительной удаленности, когда речь идет о знакомых объектах. В качестве статического признака она очень эффективна, но с ее помощью можно составить представление только об относительной глубине.

Нейронные структуры слухового анализатора 11 страница - student2.ru

Рис. 8.15. Интерпозиция

Воздушная перспектива. Как правило, рассматривая какой-либо пейзаж, мы менее четко видим те предме­ты, которые удалены от нас, чем те, которые находятся поблизости. Этот моноку­лярный источник информации, называемый воздушной перспективой,является следствием влияния на свет мельчайших частиц, содержащихся в атмосфере. Свет, проходя через атмосферу, содержащую взвешенные твердые частицы, нары воды и прочие примеси, рассеивается, что приводит к уменьшению четкости деталей и светимости ретинальных изображений объектов. Поскольку свет, который отража­ется от более удаленных предметов, проходит более длинный путь в атмосфере, нежели свет, который отражается от предметов, расположенных ближе к наблюда­телю, более удаленные предметы воспринимаются менее четко, и чем дальше от наблюдателя они находятся, тем сильнее проявляется этот эффект «дымки». Воз­душная перспектива может служить признаком удаленности или глубины, и преж­де всего в тех случаях, когда речь идет об очень удаленных предметах.

Благодаря воздушной перспективе удаленные предметы меньше контрастиру­ют с фоном, чем предметы, расположенные поблизости. Стимулы, резко не контрастирующие с фоном, как правило, кажутся расположенными дальше, чем стимулы, контраст которых с фоном выражен более четко. Следовательно, кажущийся контраст является источником пространствен­ной информации. А это значит, что поддающаяся оценке информация о кажущей­ся глубине и удаленности, которую можно получить с помощью воздушной пер­спективы, определяется уменьшением контрастности в результате увеличения расстояния, с которого ведется наблюдение. Теперь понятно, почему в ясную по­году такие крупномасштабные объекты, как здания или горы, кажутся менее удаленными, чем в пасмурный день.

Светотень. Как правило, наибольшей светимостью обладает та поверхность, которая ближе к источнику света. По мере удаления от источника света светимость поверхностей уменьшается и возрастает их затененность. Чередование света и тени также спо­собствует восприятию глубины отграниченных поверхностей.

К трем годам дети уже привыкают к тому, что свет падает сверху, и на основа­нии освещенности умеют отличать выпуклости от вогнутостей (т. е. возвышения от углублений). Более того, цыплята, подобно людям, реагируют на раздражители так, как будто они освещены светом, падающим сверху, и эта реакция позволяет предположить, что если их способность интерпретировать затененность и светимость как пространственный признак не является врожденной, то уж во всяком случае развивается на очень ранних стади­ях филогенеза.

Затененность и форма.Правильная интерпретация наблюдаемой затененно­сти и светимости поверхности может также явиться источником информации о форме объектов. Как прави­ло, если трехмерный объект освещен светом от единственного источника, взаим­ное расположение затененных и освещенных участков подчиняется определенным общим закономерностям. Поскольку те поверхности, которые расположены бли­же к источнику света, оказываются наиболее освещенными, форма объекта влияет на чередование освещенных и затененных участков. В результате этого поверхно­сти, обращенные к источнику света, кажутся светлее, а противоположные им – темнее.

Кроме того, характер распределения света и тени на объекте способствует вос­приятию свойств его поверхности. Так, постепенный переход от света к тени мо­жет быть признаком ее искривления, а внезапный, резкий переход от света к тени - свидетельством таких изменений, как острый край или угол. Затененность явля­ется основным источником пространственной информации.

Элевация.Как правило, линия горизонта располагается в поле зрения выше (по вертикали), чем передний план. Соответственно, если в поле зрения наблюдателя на разной высоте находятся два объекта и ему кажется, что они оба лежат ниже линии горизонта, то более удаленным ему будет казаться тот объект, который располагается выше. Элевация(иногда также называемая высотой расположения в поле зрения) может играть определенную роль в восприятии как относительной, так и абсолют­ной удаленности. Она также выступает и в качестве пространственного признака, когда речь идет о восприятии плоскостных изображений, создатели которых стремились передать эффект глубины.

Линейная перспектива.Восприятие глубины на основании плоскостного изображения в значительной ме­ре облегчается за счет использования линейной перспективы(нередко называемой просто перспективой). Линейная перспектива предполагает планомерное уменьшение величины удаленных предметов и расстояний между ними.

Типичный пример линейной перспективы — железнодорожные рельсы. Хотя рельсы параллельны, кажется, что вдали они сходятся в некой точке, ко­торая называется точкой схода.

Градиент текстуры. Многим естественным (покрытым травой или деревьями) и искусственным (до­рогам, полам, тканям) поверхностям свойственна определенной формы микро­структура, обычно воспринимаемая как зернистость, или текстура. Плотность подобных текстур изменяется не­прерывно, т. е. поверхностям присущ определенный градиент текстуры, который в зависимости от физического взаиморасположения этих объектов и поверхностей, определяет структуру отражаемого ими оптического потока. Иначе говоря, когда мы смотрим на какую-либо текстурированиую поверхность, по мере ее удаления от нас ее текстура начинает казаться более тонкой, а образующие ее элементы — относительно мелкими и теснее примыкающими друг к другу, или более уплотнен­ными. Точно так же, как и в случае с линейной перспективой, кажущаяся величина элементов и промежутков между ними с увеличением расстояния уменьшается. В соответствии с этим восприятие такой текстурированной поверхности, как при­родный ландшафт, дает возможность достаточно надежно оценить удаленность.

На основании информации о текстуре таких плоских поверхностей, можно также судить о глубине и удаленности.Градиент, или постепенное изменение величины, формы или пространственного расположения элементов, образующих паттерн текстуры, дает нам информацию об удаленности. Глаз воспринимает изменение текстуры поверхности как происходящее с постоянной скоростью.

Как следует из рисунков 8.16. – 8.18., роль изменения текстуры в качестве источника зри­тельной информации настолько велика, что даже простые двухмерные рисунки создают иллюзию пространства.

На рисунках - примеры кажущейся глубины, создаваемой постоянным и переменным градиентами текстуры.

Изменение градиентов текстуры обозначает зрительно воспринимаемый обрыв (см. рис.8.16. )и угол (см. рис. 8.17.).

Изменение градиента текстуры усиливает впечатление кажущейся глубины «сетчатой» или «проволочной» комнаты (см. рис. 8.18.).

Примеры, представленные на рис. 8.16. – 8.18., свидетельствуют о том, что и прерыви­стость текстуры, и ее неравномерные изменения передают такие особенности по­верхности, как искривленность, создают впечатление зрительного обрыва, а также являются источником информации о геометрии реальной поверхности объекта и ее наклоне относительно фронтальной линии наблюдателя. Градиент текстуры наряду с интерпозицией и линейной перспективой может быть полезен при оценке кажущихся размеров объектов. В идеальном случае, когда все элементы текстуры идентичны, физически одинаковые объекты, загораживающие или покрывающие одинаковое число текстурных единиц (рис.8.19.), Примеры, представленные на рис. 8.16. – 8.18., свидетельствуют о том, что и прерыви­стость текстуры, и ее неравномерные изменения передают такие особенности по­верхности, как искривленность, создают впечатление зрительного обрыва, а также являются источником информации о геометрии реальной поверхности объекта и ее наклоне относительно фронтальной линии наблюдателя. Градиент текстуры наряду с интерпозицией и линейной перспективой может быть полезен при оценке кажущихся размеров объектов. В идеальном случае, когда все элементы текстуры идентичны, физически одинаковые объекты, загораживающие или покрывающие одинаковое число текстурных единиц (рис.8.19.), воспринимаются как равновели­кие, хотя их ретинальные изображения отличаются по величине вследствие разной удаленности от наблюдателя.


Нейронные структуры слухового анализатора 11 страница - student2.ru

Нейронные структуры слухового анализатора 11 страница - student2.ru

Нейронные структуры слухового анализатора 11 страница - student2.ru

Нейронные структуры слухового анализатора 11 страница - student2.ru

Рис.8.16. Рис. 8.17.

Нейронные структуры слухового анализатора 11 страница - student2.ru

Рис.8.18.

Нейронные структуры слухового анализатора 11 страница - student2.ru

Рис. 8.19.Кажется, что диски расположены на разных фронтальных плоскостях. Поскольку они загораживают равное число текстурных единиц, кажется, что они равны по величине, но по-раз­ному удалены от наблюдателя.

Относительный размер. Признак удаленности, называемый относительным размером,применим в тех слу­чаях, когда две похожие или идентичные формы разной величины рассматривают­ся одновременно или непосредственно одна за другой. В таких ситуациях больший по величине объект кажется расположенным ближе к наблюдателю.

Чтобы правильно интерпретиро­вать этот признак удаленности, не требуется ни специального научения, ни опыта общения с объектами. Скорее, можно сказать, что в некоторых ситу­ациях изображения объектов одина­ковой формы, но разного размера, - вполне достаточные стимулы для того, чтобы возникло ощущение глубины.

Пикторальное (картинное) восприятие.Линейная перспектива, градиент текстуры и относительная величина — все это частные случаи проявления общего принципа геометрической оптики примени­тельно к связи между изображением на сетчатке и расстоянием от наблюдателя до объекта: величина ретинального изображения пропорциональна расстоянию от наблюдателя до объекта. Непосредственным следствием совместного действия этих статических монокулярных признаков является то, что при увеличении рас­стояния от объекта до наблюдателя изображение объекта на сетчатке уменьшает­ся. Будучи учтенным при создании плоских, двухмерных композиций, этот прин­цип легко позволяет создать впечатление глубины и удаленности. Использование в фотографии или в живописи статичных монокулярных признаков, описанных выше, — интерпозиции, затененности и линейной перспективы — делает возмож­ным пикторальное (или картинное) восприятие— восприятие глубины на основе плоскостного изображения.

Наши рекомендации