Наблюдательная модальность и ее маркеры.
Цель человека, находящегося в наблюдательной модальности — это расширение или изменение внутренней картины мира или внутреннего мира в целом. Говоря на обычном языке — это модальность наблюдения с целью внутреннего запоминания. Выразительные средства, с помощью которых протагонист обозначает модальность своего поведения как наблюдательную, на первый взгляд, небогаты, но весьма значимы для партнера. В принципе, это пауза внимания, во время которой протагонист слушает, смотрит, чувствует телесно, принюхивается или пробует на вкус. Однако чаще всего протагонист обозначает свою паузу внимания определенными словами, например:
— Что еще вы хотите мне сообщить? (вопросительный взгляд) (пауза внимания) (наб)
Для наблюдательной модальности характерно отсутствие адекватной (с точки зрения внешнего потока событий) внешней реакции со стороны протагониста. У его партнера возникает вопрос: «Почему он так внимательно на меня смотрит (слушает, трогает, обнюхивает) — и никак не реагирует?» В этом смысле можно сказать, что чистая наблюдательная модальность в большинстве случаев не является адекватной для коммуникации — за некоторыми исключениями, когда собеседник показывает, что ожидает именно ее, как в следующих примерах:
— Слушай меня, и учись, пока я жив, Нафанаил!
— (молча смотрит во все глаза) (наб)
— Тебя интересует мое мнение, Ядвига?
— (придвигается к протагонисту и поворачивает к нему свое ухо) (наб)
Для наблюдательной модальности характерно молчаливое участие протагониста во внешней ситуации как бы «для себя», в качестве постороннего наблюдателя. Интересно, важно, поучительно — но непосредственного участия не принимаю — таков слушатель на лекции, зритель на спектакле.
Переживания, внутреннего отреагирования в наблюдательной модальности не происходит. Здесь лишь собирается внутренний материал, на основе которого возможна последующая внутренняя работа (а может быть, сразу будет самовыражение, или внешнее действие) — но пока ее нет.
Для наблюдательной модальности характерны уточняющие вопросы, показывающие личный, глубокий характер внимания протагониста, выходящий за рамки его чисто внешних сюжетов:
— Мне хотелось бы понять для себя, зачем вам так много золота? (пауза) (наб)
— Мне так страшно бывает вечерами в одиночестве — что бы вы мне посоветовали, Будимир? (пауза) (наб)
Для наблюдательной модальности характерны неподвижные позы, внимательный, сосредоточенный взгляд: поглощающий, засасывающий, отслеживающий, считывающий, запоминающий.
Типичные для наблюдательной модальности роли это Наблюдатель, Свидетель, Исповедник.
Упражнение 1. Определите психологические модальности трансляций в следующих диалогах и пяти элементарных диалогах по своему выбору.
1. — Ты мне не нравишься, Евтихий, сегодня.
— ? (вопросительно смотрит на протагонистку)
2. — (интимно) Как ты ко мне относишься, Домна?
— (пожимая плечами) Как все, так и я.
3. — (гневно) Что, Тимур, индюком-то выступаешь?
— (скромно) Я что, я ничего...
4. — (с немым восхищением смотрит на партнера, любуясь им)
— (гордо выгибает спину и задирает голову демонстрируя себя)
5. — (прикрыв глаза, сам себе) Что-то неважнецкие мои дела...
— Что случилось, Варлам?
6. — (буднично) Мы сегодня идем на концерт Анания.
— (радостно) Ах, я так рада — мне он даже снился сегодня.
7. — ? (вопросительно смотрит на партнера)
— (отрешенно погружается в себя)
8. — Как вам понравился последний концерт группы «Окурок»?
— Очень! Ананий — Одиссей рока!
9. — (значительно) Ты мне снился, Давид.
— Правда? (смотрит вопросительно)
10. — (вежливо) Заходите, Эраст Федорович.
— Тут у вас во дворе такая лужа, прямо гоголевская — я чуть не утонул, право слово!
Ответ. 1. дем; наб. 2. дем; внеш. 3. дем; внеш. 4. наб; дем. 5. внут; внеш. 6. внеш; дем. 7. наб; внут. 8. внеш; дем. 9. дем; наб. 10. внеш; дем.
Упражнение 2. В следующей сценке определите психологические модальности трансляций героев.
Манефа и Варсонофий
Летний вечер. Место молодежной тусовки у памятника Пушкину. Выпускница школы Манефа 16 лет разговаривает с уверенным в себе фасонистым Варсонофием, 20 лет.
Варсонофий. (обращаясь к Пушкину) Повезло тебе, классик — столько сочинений о тебе пишут каждый год.
Манефа. Нет, Варсонофий, это же скучно — без конца одно и то же: образ Онегина, образы Лариных.
Варсонофий. (Манефе) (важно) Скука — это образ мысли!
Манефа. (плохо понимая, смотрит на Варсонофия вопросительно).
Варсонофий. (с подвохом) Вот как ты думаешь, Ананию бывает скучно?
Манефа. (наивно) Конечно нет — все время концерты, фанаты достают...
Варсонофий. Вот! А почему — а потому, что у него нет скуки внутри! (гордо выпрямляется и задирает голову вверх).
Манефа. (понимая мысль Варсонофия) А-а.
Варсонофий. (обращаясь к Пушкину) И тебе, наверное, скучно не было — пирушки, дуэли, бабы без счета...
Манефа. (возмущенно) Он стихи писал! «Деревню», «Друзьям», эти... станции... нет, «стансы!»
Варсонофий. (задумчиво, как бы сам себе) «На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн»
— ну точно как сейчас — а эти волны — мы! И «Окурок».
Манефа. Ой, так хочется Анания послушать! «Окурок» — это супер, по-моему.
Варсонофий. (таинственно) Жизнь полна неожиданностей.
Манефа. Ну да билетов не достанешь — толпы... Может, мороженое съедим?
Варсонофий. Ты уже два съела — питон какой-то мороженый!
Манефа. (понуро) Да, я — сладкоежка.
Варсонофий. (с намеком) А целоваться любишь?
Манефа. (наивно) Наверное — но пока еще точно не знаю.
Варсонофий. А хочешь — вместо мороженого? (наклоняется и приближает свои губы к лицу Манефы)
Манефа. (простодушно) Что? (смотрит на Варсонофия вопросительно)
Варсонофий. (распрямляясь и поднимая взгляд на Пушкина) Ты плохо воспитываешь молодежь, классик, особенно школьниц. Они не понимают, что может быть лучше мороженого!
Манефа. (испуганно; сама себе) Ой! Я догадалась, кажется.
Варсонофий. (констатирует) Сексуальности в тебе — ноль.
Манефа. (скромно) Ну, маловато — но все-таки есть, мне кажется, немножко.
Варсонофий. А что тебя привлекает — «жар холодный числ»?
Манефа. Нет, математика — это неинтересно. Вот Ананий — это да, всем понятно.
Варсонофий. (таинственно) А ты бы хотела посмотреть на него — сблизи?
Манефа. О! Да разве на концерт попадешь?
Варсонофий. (загадочно) В жизни бывают случайности — и дары судьбы, между прочим.
Манефа. ? (заинтересованно глядя на Варсонофия, ждет продолжения)
Варсонофий. (торжественно) «Окурок» у меня в кармане!
Манефа. ? (не понимает)
Варсонофий. (шикарным жестом достает из кармана два билета и показывает их Манефе) А?!
Манефа. (не веря своему счастью) На сегодня?! Варсонофий, ты — гений! (бросается ему на шею и забыв про все, целует куда попало)
Варсонофий. (сам себе; под впечатлением) Нет, все же какая-то сексуальность наблюдается.
Манефа. Бежим скорее, а то опоздаем! (хватает Варсонофия за руку и бежит)
Варсонофий. (бросается вслед за Манефой)
Конец
Упражнение 3. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору: а) во внешней модальности и б) в демонстративной модальности.
1. — Вам сколько лет, барышня?
2. — Неужели вам правда не понравилась наша заливная рыба?!
3. — Расскажите о своем детстве, Долмат.
4. — Почему грустишь, Жанетта?
5. — Подвинься, Диана.
Ответ.
1а) — Восемнадцать. (внеш)
1б) — Зрелость уже на подходе. (дем)
2а) — Обычно в такую рыбу добавляют соль и перец.
2б) — Она похожа на монахиню.
3а) — Сейчас не время, извини.
3б) — Я жил у бабушки — ну как сыр в масле катался.
4а) — Живот болит.
4б) — Мне приснился ужасный сон.
5а) — (двигается в указанном направлении)
5б) — Ты почему меня так не уважаешь, Дарий — мне же обидно!