Опасности, которых следует избегать при медитации

1. Опасности, скрытые в личности

2. Опасности, обусловленные кармой

3. Опасности со стороны тонких сил

22 июля 1920

Неразглашение информации

Все изложенное составляет для нас фундамент знания - знания, которое внушает мудрому учащемуся желание подчиниться необходимым правилам, соответствовать предписанным требованиям и превратить постигнутые ментальные концепции в практический опыт ежедневной жизни. Желание это является мудрым и правильным - следствием всего, что было дано; но в связи с этим придется высказать определенные опасения, показать некоторые возможные опасности и предостеречь учащегося против энтузиазма, который способен завлечь его на пути, могущие затормозить развитие и способствовать наработке вибраций, которые в конце концов придется искоренять. Отсюда возможность задержки с необходимостью повторения работы, которого (если бы это было вовремя осознано) можно было бы избежать.

Определенные заявления и инструкции не могут быть даны в письменном виде учащимся по трем причинам:

1. Некоторые инструкции всегда даются устно, поскольку они рассчитаны на интуицию, а не на осмысливание и логический анализ низшего ума; кроме того, в них есть элементы опасности для тех, кто не готов.

2. Некоторые инструкции являют собой тайны Пути и предназначены главным образом для групп, к которым учащийся принадлежит; они могут быть даны только при совместном инструктаже тех, кто вне физического тела. Они относятся к групповому каузальному телу, объясняют некоторые лучевые тайны и как получать помощь высших дэв для достижения желаемых результатов. Сопутствующие им опасности слишком велики, чтобы позволить их выдать в экзотерической публикации. Устное слово и письменное слово оказывают интересное, но разное оккультное действие. До тех пор, пока среди вас не появится мудрый Наставник в физическом теле, пока Он не сможет собрать вокруг себя своих учащихся, защищая их своей аурой с ее стимулирующей вибрацией, и пока мировые условия не позволят немного расслабиться от нынешних напряженности и неопределенности, невозможно сообщать формы, призывы и мантрамы, носящие специфический характер; невозможно возбуждать центры сверх необходимой эволюционной нормы, за исключением нескольких индивидуальных случаев, когда отдельные ученики (может, бессознательно для себя) подвергаются конкретным процессам, приводящим к значительному усилению скорости вибрации. Последнее осуществляется только по отношению к нескольким лицам в каждой стране и под прямым надзором Учителя через посредство Е.П.Б.

3. Информация о призыве дэв в медитации еще не может быть выдана индивидуумам, хотя начало этому положено в отношении групп, например ритуалами масонов и церкви. Формулы, ставящие низших дэв под контроль человека, пока не будут сообщены. Человеческим существам еще нельзя доверить подобное могущество, так как большинство влечется эгоистическим желанием и не преминет им злоупотреблять для собственных нужд. Мудрые Наставники расы полагают, - как я, кажется, упоминал, - что слишком малое знание несет гораздо меньше опасности, чем слишком большое, и что раса может серьезнее пострадать из-за злоупотребления силами, обретенными начинающими оккультистами, чем из-за отсутствия знания, не порождающего кармических результатов. Силы, стяжаемые в медитации, возможности, открывающиеся благодаря настройке тел после медитации, способности, появляющиеся у каждого проводника в результате произнесения конкретных формул в медитации, манипуляция материей как одна из функций оккультиста (вследствие хорошей настройки проводников, в совершенстве отзывающихся на состояния планов) и достижение каузального сознания - сознания, обладающего способностью включать в себя все меньшие сознания, - все это слишком серьезные наработки, чтобы от них было легко избавиться, и при соответствующем обучении лишь те поощряются наставником, кому можно доверять. Доверять в каком смысле? Доверять в том, что они мыслят в групповых терминах, а не в терминах "я", в том, что они употребляют полученное знание о телах и карме окружающих исключительно для мудрой помощи им, а не для эгоистических целей, и в том, что оккультные силы используются ими для продвижения эволюции, для развития на всех планах тех эволюционных схем, что запланированы тремя Великими Владыками.

Проиллюстрируем:

Одно из действий, совершаемых при регулярной и проводимой под правильным руководством медитации, это перенос сознания низшего "я" в высшее. Он дает возможность видеть на каузальных уровнях, интуитивно распознавать факты в жизни других, предсказывать события и происшествия и знать относительную ценность личности. И разрешается он только, если учащийся способен хранить молчание, быть бескорыстным и стойким. А кто сейчас отвечает всем этим требованиям?

Я пытаюсь дать общее представление об опасностях, возникающих вследствие преждевременного обретения сил в медитации. Я хочу не обескуражить, но настоять на физической чистоте, на эмоциональной стабильности и на ментальной уравновешенности, которых учащийся должен добиться прежде, чем стремиться к большему знанию. Только когда канал открыт перед интуицией и закрыт перед животной природой, человек может мудро продолжать свое дело. Только когда возросла способность сердца сострадать всему, что дышит, любить все, с чем оно соприкасается, понимать самое нежеланное из Божьих творений и сочувствовать ему, работа может продвигаться в нужном направлении, Только если развитие идет равномерно, только если интеллект не слишком опережает сердце и ментальная вибрация не отталкивает высшую вибрацию Духа, учащемуся можно доверить стяжать силы, которые, будучи неверно употреблены, могут привести к катастрофе для его окружения, также как и для него самого. Только если все его мысли вращаются вокруг того, что он намеревается сделать для помощи миру, ему можно разрешить мудро манипулировать мыслительной материей. Только если у него нет иного желания, кроме как выяснить планы Учителя, затем конкретно способствовать тому, чтобы превратить эти планы в проявленные факты, ему можно доверить формулы, которые поставят дэв меньшей степени под его контроль. Риск так велик и опасности, окружающие легкомысленного учащегося, столь многочисленны, что прежде, чем идти дальше, я призвал к осторожности.

Теперь конкретизируем и перечислим некоторые опасности, которых следует опасаться человеку, прогрессирующему в медитации. Одни обусловлены одной причиной, другие - другой, и нам придется точно их сформулировать:

1. Опасности, скрытые в Личности ученика. Их можно, как вы догадываетесь, сгруппировать под тремя заголовками: физические опасности, эмоциональные опасности и ментальные опасности.

2. Опасности, обусловленные кармой ученика и его окружением. Их также можно разделить на три группы:

а. Карма его теперешней жизни, его собственное индивидуальное не-преступи-кольцо, представленное его текущей жизнью.

б. Его национальная наследственность и инстинкты, например те, что связаны с западным или восточным типом тела.

в. Его групповые связи, как экзотерические, так и эзотерические.

3. Опасности со стороны тонких сил, которые вы по незнанию называете злыми; такие опасности заключаются в атаке на ученика с стороны посторонних сущностей на каком-нибудь плане. Этими сущностями могут быть просто развоплощенные человеческие существа; то могут быть обитатели других планов, нечеловеческие существа; позднее, когда учащийся имеет достаточное значение, чтобы привлекать внимание, атака может исходить от тех, кто имеет дело исключительно с материей в ущерб духовному росту, - от черных магов, темных братьев, и иных сил, которые по видимости разрушительны. Такая видимость характерна лишь под углом времени и в наших трех мирах и объясняется, однако, тем, что наш Логос сам развивается и (с точки зрения тех, кто бесконечно более высок и помогает Ему в развитии) имеет свои преходящие несовершенства. Несовершенства природы - как мы их называем - это несовершенства Логоса, которые будут в конечном счете трансцендированы.

Итак, этим утром я очертил для вас материал, который постараюсь изложить в ближайшие дни.

24 июля 1920

Опасности, подстерегающие учащегося медитации, зависят от многих факторов, и все, что можно, это вкратце показать некоторые угрожающие состояния, обрисовать некоторые ведущие к катастрофе возможности и предостеречь ученика против результатов, которые достигаются такими недолжным напряжением, чрезмерным рвением и тотальной отдачей, которые могут привести к неуравновешенному развитию. Тотальная отдача это добродетель, но то должна быть тотальность цели и направленности, а не тотальность единственного метода в ущерб всем прочим.

Опасности медитации это преимущественно опасности, определяемые нашими добродетелями, и в этом и заключается трудность. Это в основном опасности тонкого умственного настроя, который не соответствует возможностям низших проводников, особенно плотного физического. Устремленность, концентрация и решимость это необходимые добродетели, но если они практикуются без различении и чувства времени в эволюции, они могут привести к разрушению физического проводника, что отложит всякий прогресс в какой-то конкретной жизни. Я ясно излагаю свою позицию? Я лишь хочу внушить изучающему оккультизм абсолютную необходимость иметь нормальный здравый смысл одним из своих базовых качеств, плюс хорошее чувство пропорции, обеспечивающее должную осторожность и соотнесение замысленного метода с ближайшей потребностью. Итак, человеку, от всей души берущемуся за оккультную медитацию, я без лишних слов посоветую:

а. Познавать себя.

б. Продвигаться медленно и с осторожностью.

в. Осознавать, что вечность длинна и только то, что возводится медленно, пребывает вовек.

г. Настраиваться на регулярность.

д. Всегда сознавать, что настоящие духовные результаты должны наблюдаться в экзотерической жизни служения.

е. Помнить также, что психические феномены вовсе не показатель успешной медитации. Ее результаты видит мир, который и является лучшим судьей, чем сам стремящийся. А скорее всего о них узнает Учитель, так как следствия на каузальных уровнях очевидны для него задолго до того, как сам человек сознает какой-либо прогресс.

Теперь подробно разберем эти пункты.

Наши рекомендации