Интеракционно-коммуникативные методы

Т. ВЫСОКИНЬСКА-ГОНСЕР (Т. WYSOKINSKA-GASIOR)

Разработка метода психодраматического разыгры­вания ролей принадлежит J. Moreno (1911). С этого времени появилось очень много работ, касающихся применения этого метода. На основе клинических ис­следований авторы либо яростно агитируют за данный метод, либо приводят множество противопоказаний к применению этого необычайно многообещающего, пло­дотворного и интересного метода. Исследовательский вклад самого J. Moreno относится преимущественно к проблемам групповой динамики.

A. Goldstein и соавт. (1966) утверждают, что практика, вероятно, подтверждает связь между психо­драматическим разыгрыванием ролей и изменением поведения и установок. Эти авторы подытожили неко-

1%

торые 'исследования по условиям и результатам при­менения психодрамы. Из приведенных ими данных вытекает, что на изменение установок пациента под влиянием психодраматического разыгрывания ролей положительное воздействие оказывают следующие факторы:

1) предоставление пациенту свободного выбора
относительно как самого участия в психодраматиче­
ской сцене, так и играемой им роли;

2) вовлечение пациента в исполнительскую дея­
тельность;

3) возможность внесения пациентом в игру собст­
венных импровизаций;

4) получение пациентом позитивного подкрепления
после разыгрывания им роли.

A. Ploeger (1973) обращает внимание на роль вербальной и невербальной экспрессии, стимулирован­ной психодраматическим воздействием, для лиц с определенными нарушениями личности, особенно в условиях ее усиления через общее групповое пережи­вание. В исследованиях A. Ploeger (1966, 1972), проведенных в психодраматических группах с по­мощью анализа процесса взаимодействия, установле­но, что «психическая стимуляция» данного метода дает положительные результаты главным образом у лиц с шизоидными чертами личности, в меньшей степени — у пациентов с истерическими ч-ертами и страдающих фобиями.

G. Lentz (1977) отметила, что психодрама как психотерапевтический метод отражает многие про­тиворечия в деятельности психотерапевтической группы, что имеет существенное значение для интенси­фикации лечения. При соответствующем управлении ею возникает связь между психотерапевтическим эле­ментом и элементом игры, что способствует преодоле­нию защитных позиций пациента и ускоряет переход в состояние эмоциональной вовлеченности. Подобным же образом в психодраматическом действии бессоз­нательный жест, движение, эмоции соединяются с сознательным словом, возбуждения и действия — с рефлексией.

Другим опирающимся на разыгрывание ролей пси­хотерапевтическим подходом является техника «за­программированных ролей» G. Kelly (1973). Она заключается в использовании данных первого диагно­стического периода лечения для выработки психотера-

певтическим коллективом основного репертуара жела­тельного для данного пациента поведения и установок. Через запланированное и постепенное его разыгрывание вне непосредственной психотерапевтической ситуации это поведение становится как бы собственным поведе­нием пациента. Автор отмечает — и это является существенным,— что в начальном периоде применения техники как психотерапевт, так и пациент знают, что это только разыгрывание ролей, что создает у пациентов чувство безопасности в трудный период усвоения чуж­дого им вначале поведения. Кроме того, необходимо гарантировать пациентам возможность импровизации и свободу в реализации программы.

В клинике неврозов психодрама является одним из важных вспомогательных методов лечения в рамках комплексной терапии. Во время групповой психотера­пии психодраматические техники применяются в процессе работы над индивидуальной проблематикой пациентов, а форма и частота занятий зависят глав­ным образом от фазы лечения, в которой в данный момент находится пациент, а также от личных пред­почтений группового психотерапевта. В общем, приме­няемая нами психодрама является упрощенным и приспособленным для наших потребностей вариантом классического метода J. Moreno.

Разыгрывание ролей «протагонистом» и «вспомо­гательными актерами» происходит за терапевтическим кругом, чтобы облегчить концентрацию на разыгры­ваемой сцене и уменьшить влияние группы.

Психотерапевты, в принципе, не выбираются паци­ентами для сцен, однако часто принимают в них участие с целью управления и драматизации.

Пациент, входящий в группу, впервые встречается с психодрамой уже на первом занятии, где ему предла­гается провести разговор с «важным лицом в своей жизни» на произвольную тему. Психодрама выполняет прежде всего диагностическую функцию. Во время этого разговора группа получает первые данные о сфере и характере трудностей пациента, о способе их переживания. Сам же пациент имеет возможность познания и переживания метода, часто применяемого в дальнейшем, и получает первую обратную связь о своем поведении от каждого члена группы. Психо­терапевт наблюдает, чтобы эта информация не выхо­дила за пределы впечатлений, касающихся особенно­стей поведения пациента, таких как способ коммуни-

кации, характер отношении со значимым для него лицом.-

Пример.Больной 40 лет, выбирает для психодраматической сценки молодую привлекательную пациентку, которая должна выступить в роли его «шумной, крикливой» жены. Сам он возвраща­ется с работы вместе с двумя детьми, которых забрал из детского сада. Сразу же, не здороваясь с женой, начинает жаловаться на царящий в доме беспорядок, на то, что она не приготовила обед. К жене обращается покровительственно со словами: «слушай, девочка». Жена не обращает внимания на критические замечания в свой адрес и поручает мужу разные дела — закончить варить обед, убрать в доме, сама же уходит с детьми на прогулку. Во время происходящего разговора она свободно сидит в кресле, па­циент же все время стоит. Он также соглашается выполнить по­ручения жены, хотя в его высказываниях и появляется упоминание, что на обед он приготовит «даже мухоморы».

В своих высказываниях некоторые пациенты иден­тифицируют себя с женой, критикуя требовательную позицию мужа, другие усматривают в его поведении проявления подчиненности, податливости, что является неожиданным для пациента, поскольку, как следует из его дополнительных высказываний, от мужчины он ожидает в браке решительного и доминирующего пове­дения. Более глубокий анализ противоречивой инфор­мации и наблюдений группа оставляет на период рас­сказа пациентом своей биографии.

Во время дальнейшего пребывания в отделении па­циент может выбираться другими как вспомогатель­ный актер для разыгрывания различных ролей соглас­но существующей в группе неписанной норме взаимо­помощи; в общем эти предложения он принимает. Кроме того, пациент выступает в роли «протагониста» в связи с проявившимися трудностями в совместной жизни пациентов и выполнением различных ролей в терапевтическом сообществе, в период представления и обсуждения в группе своей биографии, а также в конце пребывания в клинике, когда, опираясь на полученные знания о себе, он начинает пытаться апробировать новые формы поведения.

В случае проявления адаптивных трудностей, кроме психодрамы, применяются также гештальт-техники. Их целью прежде всего является создание условий для выражения и отреагирования пациентом испыты­ваемого им напряжения, привлечение внимания груп­пы к специфическим для него трудностям, попытка понять эти трудности, а также то, что на их сохране­ние может влиять позиция и атмосфера группы; нако-

ней, налаживание более аутентичных контактов и взаимодействия пациента с окружающими.

Пример.Девушка 26 лет, студентка английской филологии, через 3 нед пребывания в клинике обратила на себя внимание группы пониженным настроением, следами слез на лице. Во время групповых занятий высказала ряд верных замечаний, с пониманием исследовала и сопоставляла высказывания, проявляла участие к делам других пациентов, являясь одной из активнейших в группе. Однако группа как будто не оценивает ее вовлеченность и по­мощь, ее упрекают в холодности и стремлении возвыситься над другими, в палате на этой почве возникают конфликты. Больная заверяет, что пытается сблизиться с другими пациентами, но в результате чувствует себя отвергаемой ими. После долгих коле­баний принимает предложение попытаться установить контакт с выбранной ею больной в психодраматической сценке. С легкой обидой в голосе она начала разговор словами: «Какая ты? Я ничего о тебе не знаю, расскажи мне что-нибудь о себе». Робкая попытка другой больной перевести разговор на пациентку кончилась ничем, поскольку последняя быстро сменила тему. И хотя были предприня­ты попытки эксплорации, разговор оборвался.

Психодрама показала особенности типичных для пациентки взаимодействий и причину неуспеха в контактах с окружающими. В представленной сценке у нее проявилась тенденция утвердиться в роли более сильной, лучше информированной, несклонной к парт­нерским взаимодействиям. Психодрама также показа­ла, что пациентка считает опасной для себя ситуацию раскрытия перед другим человеком и группой. Участ­ники поняли, что, уделяя во время занятий повышен­ное внимание пациентке, они тем самым закрепляют ее поведение.

Во время обсуждения биографии пациент, как правило, иллюстрирует ее многочисленными психо­драматическими сценками. Это дает ему возможность отреагировать травматические переживания, позволяет группе и ему самому понять его невротические позиции в свете структур и атмосферы, существующих в основ­ной семейной группе и других группах его жизненного окружения. Психодраматическое разыгрывание ролей также противодействует чрезмерной вербализации, рационализации, позиции бегства и способствует виде­нию пациента в характерном для него действии и взаимодействии.

Пример.Женщина 28 лет, лишенная внешней привлекательнос­ти, испытывает трудности при рассказе о своей биографии, обсуж­дении ее и выслушивании замечаний группы, за исключением темы, связанной с перенесенным ею в детстве туберкулезом и болезнью сердца. Почти полностью замолкает, когда речь заходит о ее редких знакомствах с мужчинами, и отсутствие успеха у них объясняет

болезнью легких. На следующем занятии, согласно уговору, сама обращается к группе с просьбой о помощи и продолжении дискуссии. В сцене с молодым человеком, который в связи с общим пред­ложением пойти на танцы советует надеть подаренные ей бусы, у пациентки внезапно меняется тон голоса, она становится сухой, агрессивной, обижается на своего собеседника. Оказывается, что совет надеть бусы она однозначно расценила как предложение улучшить свой внешний вид.

Психодрама предоставила возможность обсудить основной комплекс пациентки и проанализировать спо­собы его переживания и тип реагирования.

Разыгрывание ролей в целях приобретения новых стереотипов поведения или модификации привычного поведения проводится в рамках групповой психотера­пии в течение трех последних недель пребывания в клинике. Находясь в менее формальной обстановке, пациенты занимают в комнате произвольно выбранные места. Присутствие других больных гарантирует участ­никам группы получение обратной связи, а также возможных предложений относительно других спосо­бов поведения в конкретной ситуации.

Пример.Ежи — пациент, занимающий в группе непоколебимую позицию: ему принадлежит роль лидера, всегда следующего за психотерапевтом. Безошибочно читает его мысли и затем уже самостоятельно управляет активностью группы. Во время обсужде­ния своей биографии выявил трудности в понимании своих оппо­нентов, в принятии даже малейшей критики, открыто проявлял агрессию при одновременной тенденции к длительному застреванию на обидах и даже к мстительности.

В качестве одной из форм упражнения ему было предложено провести «конструктивный спор». Поскольку ему трудно было выб­рать для этого кого-то из пациентов, было решено построить всех участников в ряд, начиная с того, с кем он легче всего мог бы поссориться, и кончая тем, с кем это было наименее вероятно. На первое место пациент поставил тех членов группы, которые когда-то высказывали в его адрес критические замечания. Харак­терные для этого пациента трудности проявились в таких особенно­стях поведения как удлинение продолжительности первой фазы (причем пациент не нападает от своего имени, а повторяет негатив­ные мнения других лиц), а также отсутствие второй и третьей фазы. На последующих тренинговых занятиях пациент продолжил тренинг спора до момента овладения им.

В последнем периоде пребывания в клинике особен­но часто применяется техника обмена ролями, которая непосредственно сталкивает пациентов с социальными последствиями типичных для них реакций относитель­но окружающих и может увеличить способность к эмпатическому переживанию.

На специальных занятиях в первом периоде пребы­вания пациентов в клинике психодрама (кроме панто-

мимы) используется для взаимного познания индиви­дуальной проблематики пациентов, а также для сближения членов группы. Когда группа вступает в фазу «бунта» и борьбы за лидерство, в фазу распре­деления ролей и предпочтений, тогда в целях ускоре­ния, кристаллизации или смягчения этого процесса на специальных занятиях применяются главным образом социодраматические техники. Тогда обращаются к таким темам, как «Педагогический совет и ученики», инсценировки любимых сказок, «Слияние предприя­тий», «Опасная экспедиция». После окончания психо-или социодрамы обсуждаются роли, поведение, степень совместного действия. В последнем периоде пребыва­ния пациентов в клинике психодрама имеет целью облегчить вхождение их во все житейские роли.

Наши рекомендации