Осмотр Агентом продаваемой квартиры
После контакта с потенциальным Клиентом-продавцом (по телефону или лично), в
ходе которого потенциальный Клиент интересовался ценой продажи своей квартиры,
расценками на услуги компании, Агент под предлогом того, что точная оценка
квартиры не возможна без ее осмотра, договаривается с потенциальным
Клиентом-продавцом о встрече в квартире для ее осмотра.
Какие цели ставит себе Агент, направляясь на встречу со своими будущими
Клиентами в продаваемой квартире? Далее я их перечислю в порядке важности:
· произвести благоприятное впечатление на потенциальных
Клиентов, чем заложить основу будущего сотрудничества;
· ознакомиться с продаваемой квартирой для ее более точной оценки;
· удостовериться в наличии права продажи у потенциального Клиента;
· уточнить условия продажи;
· принять решение о перспективах сотрудничества;
· сделать эскиз планировки квартиры и описание параметров квартиры;
· наметить мероприятия по подготовке квартиры к продаже.
При осмотре квартиры нельзя ничего упустить, потому что второй возможности
побывать на квартире может больше не представиться, а просить продавца,
например, померить размер стены кухни вдоль фронта шкафов - это проявить
непрофессионализм, создать для него неудобства (нет рулетки, нужно специально
ехать, а сейчас живет далеко), вызвать недовольство продавца и рисковать
потерять его доверие. В то же время осмотр должен быть проведен динамично, за
максимально короткое время.
По пути к дому осмотрите подходы к нему, местоположение мусоросборника,
загрузочных окон магазина на первом этаже, конфигурацию дома снаружи. Запомните
наличие уступов на фасаде. Это пригодится, когда Вы будете делать эскиз
планировки квартиры.
Очень важно то первое впечатление, которое возникает у потенциального Клиента от личной встречи с Агентом. Поэтому прежде чем Агент нажмет на кнопку звонка, он
должен принять профессиональный вид: прикрепить бейдж (пропуск, служебное
удостоверение) с фотографией к одежде на груди надеть одноразовые бахилы.
Продавец открывает дверь и видит АГЕНТА ПО ПРОДАЖЕ НЕДВИЖИМОСТИ, полного
решимости исполнить свою работу. У продавца возникает первое неизгладимое
впечатление от встречи с Профессионалом.
Вспомните врача, который при посещении больного на дому приходит в белом халате. Казалось бы, какой в этом смысл, какая уж тут стерильность, если врач носит этот
халат под пальто. А этим своим никому не нужным халатом врач подчеркивает,
прежде всего, свой профессиональный статус. Жаль, что врачи при этом не надевают
бейдж и одноразовые бахилы. Думаю, со временем и у них это станет нормой.
Но Агента в бахилах продавец запомнит наверняка и всех другая приходящих агентов
он уже будет сравнивать с Вами, и это сравнение, поверьте, будет не в их
пользу. Вы будете единственным, кт проявил подлинное уважение к продавцу, к его
квартире, к своей профессии. Кроме того, одноразовые бахилы дают Вам возможность
не носить с собой тапочки и не надевать чужие. Не знаю как Вы, а я испытываю
неприятное чувство, надевая чужую обувь.
Войдя в квартиру, Агент представляется (ФИО, должность, компания), показывает
бейдж (пропуск, служебное удостоверении), знакомится с тем из продавцов, с
которым договаривались о встрече по телефону, просит представить его другим
участникам показа, смотрит в глаза обязательно здоровается со всеми за руку (и с
женщинами тоже, но более мягко, приветливо!), благодарит за предоставленную
возможность осмотреть квартиру. Имя-отчество всех участников показа нужно
обязательно записать и запомнить, поскольку каждый вопрос к ним желательно
предварять обращением по имени-отчеству.
Только после этого Агент приступает к осмотру квартиры, в ходе которого задает
правильные вопросы, получает нужные ответы и обязательно делает записи для
памяти. Собранные сведения нужны Агенту, прежде всего, для того, чтобы принять
решение о перспективах сотрудничества с продавцом и быть максимально готовым к
ответу на будущие вопросы покупателей и их представителей (контрагентов) при
показе квартиры, по возможности, не вовлекая в переговоры Клиента-продавца.
Узнав от продавца при назначении встречи адрес, Агент должен заранее, до
посещения квартиры, сделать ксерокопию страницы подробной карты района, где
расположен дом с продаваемой квартирой, включая ближайшие станции общественного
транспорта (станция метро, железной дороги, скоростного трамвая и т.д.).
Опрашивая продавца при осмотре квартиры, желательно пометить на плане района и
записать данные объектов инфраструктуры: детские сады, школы, поликлиники,
магазины, автостоянки и т.д.
Агент, находясь в квартире, должен познакомиться с правоудостоверяющими
документами на квартиру и документами, удостоверяющими личность продавца.
Узнать:
· связана ли продажа квартиры с покупкой другой, альтернативной;
· показывали ли квартиру потенциальным покупателям, есть ли , у
продавца предшествующий опыт сотрудничества с риэлторами;
· как давно принял решение о продаже квартиры;
· налоговые ожидания продавца;
· как быстро после продажи квартира может быть освобождена и передана
покупателю;
· кто вместе с продавцом будет участвовать в принятии решения о
совершении сделки продажи квартиры;
· кто сейчас проживает в квартире, и не сдана ли она внаем;
· какие соседи живут сверху и в соседних квартирах.
Уточнить параметры квартиры для определения цены продажи. Составить эскиз планировки квартиры, сделать несколько обмеров (например, фронта расстановки кухонной мебели, коридора в его узкой части, глубины встроенного шкафа), с помощью компаса определить ориентацию комнат по сторонам света.
Задача упрощается если у Клиента есть план квартиры, выполненный БТИ. Выяснить:
· была ли в квартире перепланировка и узаконена ли она;
· что продавцы демонтируют в квартире после продажи;
· тип перекрытий в доме;
· когда производился капитальный ремонт дома с заменой труб;
· подлежит ли дом капремонту или реконструкции;
· не спаренный ли телефон (проверяется по квитанциям оплаты за телефон).
Выбрать окно или балкон для размещения рекламного плаката о продаже квартиры. Знакомясь с правоудостоверяющими документами, Агент делает выписки для памяти: реквизиты документа, срок действия. В паспорте продавца обязательно нужно
проверить адрес регистрации, зарегистрированный брак, наличие детей, срок
действия паспорта исходя из возраста продавца, соответствие фотографии возрасту.
По ходу осмотра квартиры обязательно, не надеясь на свою па мять, нужно записать
все полученные сведения и отметить устранимые изъяны квартиры в каждой комнате.
Это позволит Агенту в последствии, опираясь на свои записи, подготовить для
Клиента-продавца письменные Рекомендаций по подготовке квартиры к продаже.
Агенту полезно иметь стандартную форму опроса продавца, которая сокращает время
опроса и дает гарантию того, что ни один вопрос не будет забыт.
Такие записи удобно делать на основании эскиза планировки квартиры, где все
комнаты пронумерованы. Если у продавца есть план БТИ, то не проблема срисовать
планировку квартиры с плана. Если плана БТИ нет, то Агенту придется сделать
эскиз самостоятельно. Большинство Агентов такие эскизы не делают, а зря! Не
делают, прежде всего потому, что не умеют. И тем самым не используют мощное
средство воздействия на продавца в преддверии принятия им решения о найме
риэлтора. Надеюсь, мне удастся убедить таких Агентов в том, что это не только не
трудно, но и очень полезно.
Многие, рисуя эскиз планировки квартиры, начинают от входной двери и далее по
часовой стрелке. В результате эскиз разъезжается, пропорции помещений совместить
бывает довольно трудно. Получившийся в результате этих усилий рисунок Агенту
бывает стыдно кому-то показать. Но несколько простых приемов, а главное—
практика, помогут Вам освоить это нехитрое, но очень полезное дело.
Общий принцип создания эскиза планировки: от общего к частному! Сначала
габариты квартиры, потом габариты отдельных комнат, в конце - детали. Агент в
месяц в среднем посещает около 20 квартир. Уверяю Вас: за месяц Вы приобретете
необходимый навык, если будете регулярно практиковаться. Не опускайте руки - и
навык рисования эскиза планировки квартиры придет!
Прежде всего, Вам понадобится планшет с зажимом, лист белой бумаги формата А4.
Чтобы не отвлекаться на очинку, советую приобрести чертежный карандаш, в
который вставляются тонкие грифели. В нем также есть ластик, очень полезный для
этого дела.
Эскиз планировки квартиры рекомендую начинать с определения её
габаритов—периметра по внутренней поверхности внешних по отношению к квартире
стен. Наибольшую сложность представляют выступы стен по фасаду. Здесь легко
ошибиться. Действительно, переходя из комнаты в комнату на глаз трудно
определить, что стена «ушла». Но если Вы осмотрели дом на подходе к нему, то
Вы, заранее зная о наличии уступов, наверняка их найдете. Проще всего это
сделать, отследив линию стыка между стеной комнаты и потолком, поскольку в
квартире из-за расставленной мебели угол стыка между полом и стеной обычно не
проглядывается. Если и это не позволяет определить уступ, то, в конце концов,
можно не полениться и выглянуть из окна.
Начните с плана самой большой комнаты. Согласитесь: вид на комнату от двери не
дает представления о пропорциях комнаты, то есть об отношении её ширины к длине.
Проблему можно решить измерением длины стен, но на это у Вас не будет времени,
да и нужды нет в такой точности.
Есть куда более простой, а главное быстрый способ.
Займите в комнате положение напротив угла, где с потолком граничат поперечная, и продольная стены комнаты. В этой точке стояния продолжение вертикально линии
угла между поперечной и продольной стенами должно делить угол на потолке
пополам, то есть нужно достроить биссектрису (помните из школьного курса:
Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам, делит угол...).
Шаг третий. Не меняя точку стояния, мысленно проведите по потолку горизонтальную линию от угла поперечной стены, к которому Вы еще не обращали свое внимание, до пересечения линией между потолком и продольной стеной (см. рисунок). Вид на угол комнаты 2») Это и есть наша искомая точка. Ту же горизонтальную линию Вам может помочь провести карандаш, горизонтально расположенный в вытянутой руке на уровне глаз. Главное, запомнить местоположение искомой точки на линии стыка продольной стены и потолка. Вам в этом деле может помочь положение искомой точки
относительно мебели стоящей вдоль продольной стены, а можно взять и просто
нарисовать положение точки прямо на стене карандашом на обоях. Тем самым Вы
«отложили» длину торцевой стены комнаты на продольной стене.
На рисунке «Пропорции комнаты» изображена продольная стена с искомой точкой,
отложившей на ней длину поперечной стены. Не сложно мысленно разделить длину
продольной стены на два, три или четыре равны части и прикинуть положение
искомой точки относительно этих частей длины продольной стены. Это поможет
более точно определить пропорции комнаты или соотношение длины поперечной и
продольной стены.
Шаг пятый. Теперь нужно все то же перенести на план комнаты (см. рисунок). В центре листа нарисуйте прямоугольник/размером со спичечный коробок: примерно 4 на 6
сантиметров). Продольную стену разделите на 2-3-4 части (как в предыдущем шаге).
Проверьте соотношение длины стен, проведя диагональ под углом 45° от дальнего
угла поперечной стены к продольной. Если с диагональю проблема, тоже самое можно
проделать с помощью карандаша, измерив им поперечную стену и «отложив» размер на
продольной. Проверьте положение искомой точки и, если нужно, перенесите
продольную стену на рисунке. Лишние линии сотрите ластиком. Эскиз плана первой
комнаты готов.
Шаг шестой. То же проделайте с остальными помещениями квартиры, по возможности соблюдая пропорции и взаимное положение помещений. Если в квартире есть Г-образное помещение (коридор), то его нужно нарисовать как два прямоугольника. Различные выступы стен, арки и ниши, балконы и лоджии можно пока игнорировать. У Вас должно получиться нечто похожее на рис. «Эскиз планировки (начало)».
Шаг седьмой и последний. Добавьте на эскизе толщину внешних, по отношении к квартире, стен. Нанесите выступы и ниши, балконы, лоджии. Наметьте границу оконных и дверных проемов в стенах. Протрите в этих местах проемы ластиком. Нарисуйте окна, двери, сантехнические приборы, мойку и плиту на кухне, встроенные шкафы. В каждой
комнате в одном из углов в кружочке, разделенном горизонтальной чертой впишите номер помещения и жилую площадь. Поставьте на план компас и под восхищенным взглядом продавца эффектно нарисуйте стрелку с обозначением направления на Север.
Сделайте несколько замеров рулеткой, для чего можно взять в себе в помощники
продавца: длина стены на кухне с фронтом шкафов, ширина прихожей, глубина
встроенного шкафа. Под эскизом напишите адрес квартиры. Если есть время,
закрасьте стены. Постоянные упражнения позволят затрачивать на эскиз планировки
не более 5 минут.
Все, что я до этого описал об эскизе планировки квартиры - это теория, а она без
практики мертва. Первые несколько эскизов рекомендую срисовать с планов БТИ
разных квартир. Эскиз должен быта, примерно вдвое больше плана БТИ.
Впоследствии, после первых пяти выездов на квартиры, стоит доработать (или
перерисовать) эскиз уже в офисе. Впоследствии, по мере появления навыка, Вы уже
будете быстро рисовать эскиз приемлемого качества прямо на квартире; И это
будет у Вас вызывать законную гордость профессионала. Уверен, у Вас не вызовет
затруднений исполнение 20-го эскиза планировки квартиры.
В конце посещения квартиры нужно «продать» Клиенту встречу в офисе (назначить дату и время) для определения цены продажи квартиры и цены услуг, оговорив
обязательное участие обоих супругов и других лиц, которые будут принимать
решение о продаже квартиры.
В завершение встречи Агент констатирует (еще раз проговаривает) достигнутые
договоренности, проверяет правильность записи продавцом места, даты и времени
проведения встречи в офисе, передаёт свою визитку продавцу, прощается, снимает
одноразовые бахилы, сует их в заранее приготовленный полиэтиленовый пакет и про
сит продавца выбросить. Делается это для того, чтобы продавец подумал, что
бахилы могут быть использованы Агентом повторно.
Если продавец отказывается от встречи с Агентом в офисе, а встреча в квартире -
первый личный контакт Агента с потенциальным Клиентом, то ситуацию может
изменить небольшая предварительная презентация Агентом себя как профессионала,
компании и риэлторской услуги. Продавец готовится совершить, возможно, самую
свою большую сделку в жизни, он полон опасений и сомнений он сам стремится как
можно больше узнать о компании и Агенте. А Агенту важно сделать так, чтобы
продавец захотел посетить офис компании, чтобы больше узнать о компании,
предлагаемой услуге, и возможно стать его Клиентом.
Этой цели и служит предварительная презентация. При этом не стоит чрезмерно
консультировать потенциального Клиента о технологии будущей продажи квартиры,
деловых обыкновениях, о мероприятиях по подготовке квартиры к продаже и показу
покупателям, называть точную цену продажи и цену услуг. Все это желательно
отложить до встречи в офисе компании для заключения Договора об оказании
риэлторских услуг.
Полную презентацию настоятельно рекомендую проводить в офисе компании, поскольку «у себя дома» Агент получает большое психологическое преимущество. Кроме того, если потребуется, в офисе можно получить консультацию юриста, менеджера,
директора. Встреча в офисе - это своего рода фильтр, через который просочатся
только самые заинтересованные клиенты. А поскольку, приехав в офис компании,
клиенты уже вложили свой труд в получение информации о порядке продажи
квартиры, вероятность «покупки» ими риэлторской услуги возрастает многократно.
После посещения квартиры полезно еще раз осмотреть снаружи дом, в котором
расположена продаваемая квартира, выбрать окно для размещения плаката с
извещением о продаже, выбрать места для расклейки объявлений о продаже
квартиры, познакомиться с местоположением помеченных на схеме района объектов
инфраструктуры, пройти или проехать до ближайшей к дому станции метро.
Агент может быть сколь угодно убедительным в течение первого контакта с
продавцом по телефону, и ему в таких случаях часто удается обойтись без,
казалось бы, не очень нужное на первых порах посещение квартиры продавца,
который еще не принял решение нанять Агента, и сразу «продать» встречу в офисе
компании. Эти Агенты могут быть еще более убедительными при личной встрече с
продавцом в офисе компании. Но большинство продавцов уходят от них, так и не
приняв решение нанять Агента. Происходит это потому, что Агент сначала должен
продемонстрировать свой профессионализм в присутствии всех лиц, принимающих
решение о продаже, а значит, и найме Агента. Впечатление, произведенное Агентом
на продавца при личной встрече, невозможно заменить никакими самыми правильными
словами. Только убедившись в профессионализме Агента, продавец приходит на
встречу в офис не только для того, чтобы узнать, по какой цене может быть
продана его квартира и какова цена риэлторских услуг, но и с уже
сформировавшимся намерением нанять Агента.
Нарушение Агентом этой технологии мешает продаже услуги.
Продажа риэлторской услуги в офисе компании
Подготовка к встрече.
Сразу после посещения квартиры, пока в памяти свежи впечатления, нужно
подготовить для продавца Рекомендации по подготовке квартиры к продаже. После
консультации с юристом Агент готовит перечень документов, которые нужно получить
от продавца при встрече в офисе и документов, которые необходимо будет получить
впоследствии в процессе подготовки сделки. До встречи в офисе Агент связывается
с продавцом по телефону, перечисляет документы и лиц, присутствие которых
желательно при переговорах. Повторюсь, очень важно присутствие при встрече
жены/мужа продавца других лиц, принимающих решение о продаже квартиры.
Успех продажи услуги Клиенту в офисе компании во многом за висит от тщательности
подготовки Агента. Лучше перенести встречу с продавцом на другое время, чем
прийти на неё неподготовленным».
Что мы продаем?
Главная трудность в продаже риэлторской услуги состоит том, что услуга по своей
природе нематериальна. Услугу нельзя пощупать, нельзя показать образец услуги,
сравнить с другими услугами. Клиент должен принять решение, руководствуясь своим
жизненным опытом и опираясь на сведения, полученные от Агента, которому в этот
момент еще не очень-то и доверяет. И определяющим здесь всегда является
жизненный опыт Клиента. Поэтом все, что говорит Агент для Клиента, вторично.
Куда важнее то, что Клиент видит. В этот момент он выбирает, прежде всего,
Агента, по том компанию, и, исходя из полученных впечатлений, принимает решение
заказать риэлторскую услугу.
Поэтому так важен этикет встречи: Клиенту нужно дать время осмотреться,
освоиться в незнакомой обстановке. Несмотря на то, что для Клиента получаемая от
Агента информация вторична, Агент должен услугу Клиенту описать, а главное,
подчеркнуть те выгоду которые получает Клиент от сотрудничества с Агентом:
· время; Включает в себя трудозатраты Клиента на самостоятельную продажу
квартиры.
· деньги; Агент наверняка продаст дороже.
· безопасность; Профессионализм и добросовестность Агента.
В интересах Агента быть максимально убедительным. Но как этого добиться в
условиях, когда Клиент следит за тем как говорит Агент, а не за тем, что он
говорит? Три важных фактора усиливают восприятие Клиентом информации, получаемой
от Агента: темп, визуализация и внутренняя убежденность Агента.
Темп - нужную информацию, сведения, важные для принятия Клиентом решения, нужно
сообщать ему короткими блоками, содержащими один - два значимых аргумента,
после чего оставлять Клиенту время на обдумывание и обсуждение.
Визуализация - максимально насытить презентацию графиками, схемами, фотографиями
и рисунками.
Внутренняя убежденность - пожалуй, самый важный фактор влияния Агента на
Клиента. Её, внутреннюю убежденность, невозможно симулировать. Она либо есть, либо её нет.
В 2000 году в нашей компании тревожными темпами стали расти затраты на оплату
объявлений о продаже квартир в газетах, которые компания оплачивала авансом за
Клиентов. Исследование проблемы показало, что Агенты и Менеджеры стали менее
требовательны к готовности Клиентов продавать квартиры, и заключали Договоры об
оказании услуг даже тогда, когда было понятно, что продать квартиру не удастся.
В безудержном увеличении объема выходящих в газетах объявлений-пустышек Агенты
видели для себя выгоду в возможности обращения по этой рекламе «свободных»
покупателей, которым можно будет продать риэлторскую услугу.
Но меня такая тенденция ни чуть не порадовала. Поэтому я собрал Менеджеров,
обсудил с ними сложившуюся ситуацию, после чего объявил, что клиентская политика
компании меняется: через месяц все объявления будут оплачивать Клиенты. А
потому Менеджерам нужно собрать Агентов и объявить им об этом, а Агенты, в свою
очередь, должны провести переговоры с Клиентами и убедить последних оплатить
рекламу продажи их квартир. Менеджеры были возмущены. Вот их аргументы: так
поступают все риэлторские компании (публикуют «пустышки»), мы окажемся
неконкурентоспособны, клиенты никогда не согласятся платить авансом, мы
потеряем Агентов, которые в таких условиях не смогут успешно продавать свою
риэлторскую услугу. Я терпеливо выслушал всех, но остался глух к их аргументам
и напомнил о месячном сроке на внедрение изменений в клиентскую политику
компании.
Через неделю собираю Менеджеров - опять «плачь Ярославны на великой стене
Путивля»: Клиенты не соглашаются, Агенты ропщут, мы предупреждали. В ответ я
гну свою линию: Время пошло, через месяц Агенты или Вы будете платить из своего
кармана за объявления, если не сможете убедить Клиентов оплатить рекламу
продажи их квартир.
Прошла еще неделя. Собираю Менеджеров с тем же вопросом: Как идут переговоры с клиентами? И опять у Менеджеров все та же песня. Лишь один Менеджер по фамилии Феоктистов не присоединился к хору плакальщиков, сидит, помалкивает. Я его спрашиваю: А у Вас как дела? У меня, отвечает он, все клиенты заплатили.
Остальные Менеджеры к нему разом резко так повернулись всем телом и единым
порывом выдохнули: Врешь! А он показал документы, подписанные Клиентами, назвал
полученные суммы. Как же так получилось у одного Менеджера, и не получилось у
других? Я на том же собрании Менеджеров расспросил Г.Феоктистова о его передовом
опыте, об аргументах, которые были использованы Агентами в переговорах с
Клиентами. Со слов Г.Феоктистова следовало, что он вызвал всех Клиентов и
сказал: У нас все Клиенты платят за рекламу — и все Клиенты заплатили. Тут уж
меня взяли сомнения: Как же он за неделю встретился с тремя десятками клиентов,
при этом умудрился и свои текущие обязанности выполнить?, и я высказал свое
недоумение. Менеджер объяснил: Я с каждым Агентом поучаствовал в переговорах с
одним его Клиентом, а дальше уже Агенты вели переговоры с другими своими
Клиентами самостоятельно.
Тут все стало на свои места. В чем таилась причина успеха? Феоктистов - бывший
офицер, оказался в привычной среде: приказ получил - приказ исполнил. В такой
схеме нет места для сомнений. А его железобетонная внутренняя убежденность
передалась Агентам, а от них, в свою очередь, Клиентам.
Так и Агент, встретившись с Клиентом для продажи услуги, прежде всего, должен
быть уверен в том, что ее купят. Выезд на квартиру перед встречей с Клиентом в
офисе компании, профессиональный осмотр квартиры, короткая презентация
компании, себя и услуги - все это Агент делает, прежде всего, для себя
любимого . Тем самым он взращивает в себе внутреннюю уверенность в успехе
переговоров о продаже услуги Клиенту. И уже опираясь на эту свою уверенность,
Агент успешно продает эту самую услугу.