ИНТЕГРАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ПРОЦВЕТАНИЯ.. 149 2 страница

– Кто-то важен более, а кто-то менее?

– Невозможно без любого из них. Для развития ребенка имеет большое значение, находится ли отец рядом с матерью или нет, а также характер их отношений определяет отношения и в будущей семье ребенка с его супругой.

– На эту тему как раз есть исследования. У отца много косвенных функций.

– Именно отцовские свойства передаются детям, чтобы они реализовали их в будущем. Мать больше определяет детство, а отец проявляется в человеке, когда он сам повзрослел и становится отцом.

– Исследования говорят о способности младенца с первых дней чувствовать, что у него есть две среды. Мать – это одна среда, которую он чувствует, находясь с матерью в полном симбиозе: он и она – один мир. Но есть и вторая среда – отец. Когда он слышит голос отца или отец берет его на руки, это очень важно, так как связано с ощущением уверенности. У детей присутствие или отсутствие отца связано с чувством защищенности и уровнем достигаемого результата. Удивительно, но, играя с папой в ту же игру, что и с мамой – без соревнования между ними, – ребенок достигает лучших результатов. Это трудно объяснить, но это так.

– Все, что мать требует относительно ребенка, отец обязан выполнять. Но сам он связывается с ребенком через мать, пока не начинается с 3 лет период воспитания – тогда мальчик обязан быть в окружении мальчиков и мужчин, включая отца.

– Есть различие между мальчиками и девочками?

– Забота о девочках лежит полностью на матери, а отец должен быть за ней. При уходе за мальчиками ребенок с первого дня должен чувствовать и мать, и на ее фоне отца, а затем с 3 лет перейти под воспитание отцом и воспитателями. То, что наши мальчики в течение всех лет взросления в школе воспитываются женщинами, их разрушает!

– Я абсолютно с этим согласна: они не чувствуют себя мужчинами. Вся воспитательная система управляется женщинами, и с точки зрения психологии это создает у мальчиков ощущение сопротивления этой системе.

– Подведем итог. Мы говорили о необходимости относиться к природе как единой совокупности. Будучи эгоистом, человек делит реальность на множество пластов. Но сама по себе реальность совершенная и полная – лишь мой эгоизм этого не видит. Мы говорили, что зародыш формируется в течение первых 40 дней. Чувствуем мы его или нет – это уже человек. Внутриутробное развитие состоит из трех периодов по три месяца, и процесс развития направлен от внутренних частей к внешним. Мы также говорили о важности роли матери, мать полностью посвящает себя заботе о зародыше, чувствуя его, как свою часть. И отца мы не забыли – он добавляет к внутренней материнской среде свой внешний круг. Отец дает зародышу внутренние свойства, а мать их развивает. Таким образом они дополняют друг друга в зарождении и воспитании ребенка.

– Отец очерчивает внешние границы окружения, и дети должны это чувствовать.

– Все, что женщина требует относительно зародыша, отец должен выполнять. Мальчики чувствуют отца больше, чем девочки, отец доминантен относительно сына, а мать – относительно дочери. Но об этом мы поговорим в следующих беседах.

Рождение

–С

егодня мы поговорим о том, что имеет непосредственное отношение к жизни человека, о первом этапе в его жизни – о процессе рождения. Вы рассказали о том, что у зародыша имеется большая возможность восприятия, а также о связи, которая формируется между ним и матерью, что посредством нее он уже получает доступ к окружающей среде, хотя еще находится в ее утробе.

– Еще находясь в утробе матери, зародыш имеет возможность быть связанным со всей окружающей ее средой, и таким образом готовится к встрече с миром в целом.

– Понимание этого приходит постепенно, поскольку в то, что существует такое удивительное продолжение, в научных кругах еще недостаточно верят. И более того, психология говорит о матери как о посреднике. Но, в сущности, она становится посредником между зародышем и миром намного раньше.

– Хорошо, тогда, может быть, начнем с родовых схваток? Есть ли у них какое-то особое значение с духовной точки зрения? Нам известно, что медики считают, что роды начинает плод.

– Он высвобождает определенные гормоны, которые фактически и способствуют началу процесса его рождения.

– Я хотел бы еще добавить о связи зародыша с внешним миром посредством матери. Здесь речь идет не только об окружающей среде. Потому что впоследствии, на протяжении всех лет взросления, начиная с младенческого возраста и далее, в конечном результате он видит жизнь глазами своих отца и матери, поскольку воспринимает их впечатления от жизни и принимает их ценности. Избавиться от этого у него уже нет возможности. Разумеется, затем окружение, друзья, двор и, может быть, что-то еще, оказывают на него свое влияние, но в любом случае это происходит уже над тем, что положило основу его восприятия.

– В психологии имеются параллельные понятия, говорящие как о схеме отца, так и о схеме матери. Но прежде нигде не упоминалось о периоде до рождения. Этот аспект является совершенно новым.

– Я думаю, что мы быстро это обнаружим, поскольку сейчас эта область знания развивается с достаточно большой скоростью. В отношении же родовых схваток – их развивает мать, которая будто бы желает изгнать плод. Но она хочет сделать это при условии, что зародыш установит свою готовность к существованию вовне. Он на самом деле выделяет определенные вещества и уже находится в положении «головой вниз», оказывая давление на шейку матки, чтобы выйти наружу. Он действительно желает избавиться от своего состояния и покинуть мать, потому что уже не способен получать через нее существование.

– Вопреки тому, что находится в удивительном месте, называемом «лоно матери».

– Оно уже становится враждебным по отношению к нему.

– Поэтому, если плод не покидает утробу матери после 40-й недели беременности, положение считается опасным.

– Неожиданно появляются выталкивающие силы, противоположные тем, удерживающим, которые были в продолжение всех дней беременности. Ведь если прежде лоно матери оберегало плод, не прекращая заботиться о нем, чтобы он только оставался внутри, теперь оно становится «враждебным» ему и обязано вывести его наружу. Сейчас мы впервые видим, что сила любви Высшего (матери) по отношению к низшему (ребенку) как бы становится противоположной самой себе.

– Чтобы изгнать его?

– Да, и благодаря этому, плод обретает силу противодействия, которую ему передает мать и способен существовать самостоятельно вне ее. Это происходит именно потому, что он чувствует от нее это побуждение, а именно то, как сила ее любви облачается в силу давления. Ее отталкивание становится будто бы враждебным, и тем самым она передает ему еще одну линию поведения. И эта «отрицательная» сила также служит ему во благо.

– Младенец переживает массу впечатлений. Психологию очень занимают впечатления младенца. В ней придается большое значение тому, что, находясь в утробе матери, младенец был сжат и ощутил давление со всех сторон. По сути, у него нет иного выхода.

– И благодаря этому он выходит в мир. От матери также требуются большие силы и огромное давление. Ребенок приобретает добавку эгоизма и поэтому он может находиться вне утробы матери и противостоять враждебной среде. Он также обретает все муки рождения и отношение своей матери, ее свойство преодоления, и чувствует прибавку мощной силы. А, значит, он уже готов к существованию вне ее организма. К этому можно еще добавить, что во время родов открытую трубку (пуповину) перекрывают, а закрытая (рот) открывается. «Ртом» зародыша является пуповина, а человек получает питание через рот. Таким образом, в теле человека имеется несколько мест, посредством которых осуществляется связь и наполнение от других тел: через рот, через пуповину, через родовой путь. И зародыш как бы поднимается с места, находящегося между ног матери, до ее груди. И там он питается молоком матери. Да, он переходит на грудное вскармливание и начинает быть связанным с ее грудью. Иначе говоря, уровень груди – это уже иной уровень связи с матерью, на котором ее кровь превращается в молоко.

Связь с матерью приобретает более высокий информационный характер: в матери кровь обращается в молоко, переходит в ребенка, и вновь в нем молоко обращается в кровь.

– Из всего этого процесса следует однозначная рекомендация, что роды должны протекать естественным образом.

– Да, известно, что, как для матери, так и для плода это полезно для здоровья, несмотря на всю болезненность этого процесса.

– Что же происходит во время этого процесса?

– Выделение гормонов, обмен силами. Так о ребенке, родившемся посредством кесарева сечения, можно сказать, что в некотором смысле он будто бы и не родился, поскольку не прошел естественный процесс родов. Точно так же и мать находится в состоянии, как будто бы она еще не родила. Ведь она не избавилась от плода самостоятельно, не оказывала на него давление и не вытолкнула его наружу. Иначе говоря, оба они еще находятся в неполной связи.

– Во внешней связи?

– Нет, получается как раз, наоборот, в излишне внутренней. И это мешает развитию ребенка и вместе с тем как бы отражается на продолжении отношения к нему его матери.

– По этому поводу существуют как раз мнения психологов. Ведь есть много процессов, происходящих в родовом канале. Еще до того, как у женщины начинаются боли, младенец проходит множество состояний, продвигаясь через нечто, подобное тискам. Имеются описания многих из этих процессов, включая физические. Например, открываются кожные поры, или зародыш выходит из состояния «рыба» и его легкие начинают развиваться. Психологи говорят о том, что родовой канал – это первое место, куда он попадает, выходя из воды, где у него не было ощущения границ своего тела. И вдруг, оказавшись зажатым, младенец очень хорошо чувствует границы своего тела, благодаря тесному соприкосновению с внутренней поверхностью родового канала. Этот контакт во время продвижения вызывает в нем первое ощущение состояния, когда он уже находится снаружи, а не в воде, открывает ему первые внутренние ощущения и выстраивает схему тела, которая впоследствии развивается.

– Да, он начинает приводить в действие все органы чувств.

– И вот он родился! Как, по-Вашему, нужно ли разлучать новорожденного с матерью сразу после родов? Сегодня в больницах есть разного рода подходы в противоположность естественному: тотчас же положить младенца на живот роженицы.

– Разумеется, новорожденного необходимо сразу же положить к матери, он должен чувствовать только ее, ему нужно ощутить мать, ее запах, причем немедленно, до всех процедур – первое прикосновение к матери. Ребенку это первое ощущение в мире – ощущение матери крайне необходимо, как животному.

– В этом отношении психология полностью согласна с Вами. Она отмечает развитие ощущений запаха и осязания у младенца. Многих женщин интересует вопрос: «Должен ли новорожденный спать вместе с мамой?»

– Я рекомендую брать пример с животных. Почему мы не учимся у них? Чем мы от них отличаемся? Ведь в соответствии с нашим телом мы относимся к животному уровню. Поэтому, разумеется, младенец должен быть рядом с матерью, спать рядом с ней. До двухлетнего возраста он должен чувствовать мать и, возможно, ее помощниц.

– Каким должно быть восприятие младенцем роли отца?

– Только через мать. Он не оказывает влияния на младенца, как во время беременности, так и после его рождения. У него нет никакой связи с ним, никаких контактов. Все отношения между ними возможны только через мать. Он может находиться рядом, но не более того.

– Имеет ли значение поддержка мужчины во время родов, в ходе самого процесса?

– В природе такого отношения не существует. Нам известно, что в роли помощниц у рожениц всегда выступали женщины-акушерки, а мужчины никогда не приближались к месту, где женщина рожала.

– В первый год жизни ребенка в нем происходят особенно большие изменения…

– Разумеется, мы видим на себе, что в той мере нашего взросления в нас происходит все меньше изменений. Так что, безусловно, мы наблюдаем эти изменения в первый год жизни ребенка, в возрасте нескольких недель и даже нескольких дней. Мы также желаем видеть эти изменения. А затем уже только раз в неделю происходит какое-то маленькое изменение, скажем, по достижении ребенком одного года, а в возрасте двух лет изменения происходят реже, уже один раз в месяц.

– В психологии исследования этого явления есть, в основном, у Э.Эриксона, психолога в области психологии развития. Он описал все развитие человека, начиная с периода вскармливания и до старости, разделив его на 8 этапов. Эриксон был первым, кто заговорил обо всем жизненном пути как о виде развития. Однако он разделяет первые этапы на год, два года и три.

– Мы определяем период вскармливания от рождения и до достижения возраста двух лет. И последующие этапы, начиная с возраста три года и шесть лет.

– Итак, сегодня мы говорили о важности естественных родов, о важности боли в процессе родов, о состояниях, которые проходит зародыш, о его развитии, о связи с матерью, о переходе в связи с ней на более высокий уровень.

Вскармливание и первая связь

–К

акова суть связи между родителями и ребенком?

– Это возможность дать ребенку ценности жизни, которые подтолкнут его к развитию в знании, понимании, ощущении, что существует нечто выше нашей жизни – жизнь вне животного тела, в связи с другими, в общем чувстве понимания, уступок, общности и любви. В таком случае жизнь ощущается безграничной. Такое воспитание откроет ребенку глаза то, что скрыто от взрослых. Он слышит о свободе выбора, перспективах и целях исторического общественного развития, понимает и связывает состояния человечества и свои состояния в прошлом и в настоящем. Он смотрит на жизнь умно и сверху.

– Вопрос в том, насколько и в каком возрасте он это понимает?

– На самом деле это не важно, так как в любом случае оставляет в нем отпечаток. Возможно, он не понимает, но у него создается впечатление, что мир большой, и все открыто. Он чувствует, что причастен к нему, включен своей судьбой в судьбу мира. Он слышит о проблемах экологии и экономики, о мировом кризисе, о том, что развитие началось много тысячелетий назад, и сейчас все должно измениться.

– Это очень широкое мировоззрение.

– Очень широкое. В результате он иначе смотрит на другие явления: он тянется к играм и развлечениям, как любой ребенок, но впечатление от расширенных границ не дает ему сузиться.

– Но маленького ребенка это не пугает? В первые годы жизни мы стараемся оградить ребенка от раздражений, с которыми он не может справиться.

– Каких именно, например?

– Например, насилие. Важно, чтобы он не видел таких примеров. Как правило, мы даем ребенку знания о мире постепенно, согласно его способности с ними справиться. Мы не открываем ему сразу все. А Вы говорите о чем-то очень широком.

– Мы видим на практике, что в последовательном обучении ребенка нет ограничений. Ребенок воспринимает и впитывает информацию о мире естественно.

– Вы советуете продолжать вскармливание даже до двух лет. Все психологические методики согласны, что вскармливание естественно, потому что устанавливает связь между матерью и ребенком. Сегодня обнаруживают, что это именно то расстояние, которое ребенок воспринимает, тот голос и запах, который он помнит. Но в год или полтора ребенок физически отдаляется от матери – он уже ходит, бегает, хватает. Что тогда дает ему кормление грудью?

– Именно тогда он должен быть связан с матерью, ибо может начать отдаляться.

– Верно, это именно такой этап.

– А необходимость и реализация постоянной связи объединяет их затем на всю жизнь. Два года – это не просто календарное время, а 24 месяца, в течение которых в ребенке происходят большие изменения. Этот период очень важен, и прекращение вскармливания ранее 24 месяцев вызывает нежелательные последствия в будущем.

– Но даже врачи рекомендуют прекратить кормление грудью, потому что это мешает развитию зубов. Я не уверена, что это правильно, но есть такое возражение. Природа требует от ребенка отдалиться от матери, а мы якобы силой возвращаем его к ней? В современном мире мы достаточно рано требуем от ребенка самостоятельности. А согласно тому, что Вы говорите, возможно, ему действительно необходимо до двух лет сохранять тесную связь с матерью.

– Каким бы ни был современный мир, он не меняет природу. Мы придумали различные средства связи, наполнили мир всевозможными приспособлениями, но сами остались теми же.

– Вы имеете в виду нашу сущность?

– Да. Особенно это касается нашего морального развития от эгоизма к альтруизму. Я думаю, ребенку необходим этот период от рождения до двух лет, чтобы укрепиться в базисных ощущениях. Если его отдаляют от матери, он очень страдает. Ему противопоказано отдаление от матери, ведь до двух лет ребенок не понимает, что существуют другие дети.

– Но сейчас ребенка в три месяца отдают в ясли. У многих семей нет другого выхода.

– Трудно видеть то, что сейчас происходит, как жестокий мир вынуждает нас бросаться нашими детьми. Это неправильно: нельзя ребенку отрываться от матери, хотя бы до двухлетнего возраста.

– Что он получает в течение этого периода?

– Он получает от матери то, что недополучил в своем утробном развитии. Так заложено природой, что вскармливание является непосредственным продолжением беременности. Одновременно вслед за внутриутробной связью он получает теперь извне, но от матери, через мать, множество внешней информации, а также ее запахи, звуки, ощущения. Между ними существует такая внутренняя коммуникация. Она естественным образом не оставляет места ни для кого иного, кроме матери. И только после двух лет ребенок обретает готовность принимать информацию, связь с посторонними людьми. А до этого все воспринимает только через мать.

– И не раньше? То есть должно быть именно 24 месяца?

– Да. Он лишь вышел наружу, но связан с матерью так, будто все еще находится в ней.

– Что же делать матери, которая не может кормить? Можно восполнить этот недостаток с помощью кормилицы?

– Да, но общаться ему нужно с матерью.

– Но что делать в современном мире, когда нет кормилиц, а есть специальное детское питание?

– Я уверен, что это вызывает нераскрытые нами негативные последствия. Это, безусловно, наносит ребенку вред. Возможно, это является причиной появления столь многих проблем в последних поколениях. Нет замены матери и ее молоку – в крайнем случае, молоку кормилицы.

– Подведем итог. Мы говорили, что интегральное воспитание оставляет в ребенке особое впечатление, с которым он затем идет по жизни, используя свое отношение к миру, как иммунитет от неправильного отношения ко всему окружающему. Он не оторван от жизни, а наоборот, включен в нее как действующая часть, причем в нем есть некий «внутренний стержень», который правильно направляет его по жизни. Даже если он падает, то быстро поднимается, так как знает направление движения. Кроме того, интегральное воспитание дает ребенку широкое мировоззрение, поскольку с раннего возраста ему открывает мир. Это воспитание естественно, подобно природе, а потому воспринимается ребенком легко и просто. Мы также говорили о важности вскармливания до первых двух лет, когда ребенок благодаря прямой связи с матерью получает от нее то, что не получил в утробе. Кроме физического наполнения, он получает крепкую связь с матерью, чего так не хватает современному миру.

От 3 до 6 лет

–М

ы рассматриваем использование интегральной методики воспитания, анализируем развитие ребенка с нулевого возраста и пытаемся понять, как правильно с ним обращаться, какие внутренние процессы он проходит. Мы хотим взглянуть на реальность сквозь развитие маленького человека. До сих пор мы проанализировали периоды развития ребенка до трех лет и дошли до того момента, когда он начинает осознавать, что вокруг него существует мир. Многие родители сталкиваются в этом возрасте с проблемой установления границ. В психологии есть такое понятие, как «terrible two» – «ужасный двухлетний возраст». Это первый сложный возраст, когда дети все время говорят «не хочу», и ни с чем не соглашаются. Потом это повторяется уже в подростковом периоде. Родители говорят о том, что они постоянно вынуждены говорить ребенку «нет», ограничивать его и это неприятное ощущение по сравнению с тем «раем», который был до этого. Это не просто для родителей, и вопрос в том, как правильно себя вести? Как относиться к установлению границ и воспитанию авторитета родителей в возрасте 2-3 лет?

– Я думаю, что начинать надо раньше. Ребенок понимает и чувствует такие вещи с первого дня рождения. Если родители откладывают воспитание каких-либо свойств или навыков до определенного возраста, и лишь потом начинают их формировать, ребенок не может с этим согласиться, в его разуме и привычках природой зафиксировано, что должно быть иначе, в естественном порядке, которого мы не знаем. Он не понимает, почему люди, которые прежде позволяли ему что-то делать, вдруг перестали это позволять. Он как будто попал в другой мир и теперь от него требуют чего-то, что он не в состоянии понять.

– Это значит, что начинать надо раньше? Вы советуете устанавливать для детей рамки в более раннем возрасте?

– Если ты хочешь в чем-то ограничить ребенка, ты должен сделать это с самого начала, при его первом соприкосновении с предметом или явлением. Если ребенок привык что-то трогать и вдруг ему говорят, что этого делать нельзя, он не понимает, почему сейчас стало нельзя, ведь сначала его приучили трогать и пользоваться этим. Если разрешали, значит, приучили, что можно и даже надо.

– То есть Вы говорите, что не надо бояться проявления своего авторитета в более раннем возрасте?

– Напротив, этим вы облегчаете ему естественное принятие ограничений. Если ребенок знает, что можно, а что нельзя, это уже не является для него ограничением, он в этом живет. А если то, что было можно, вдруг стало нельзя, это вызывает возмущение. Мы тоже с этим не согласны. Я достигаю пятнадцати-шестнадцатилетнего возраста, и мне говорят: «Ты должен идти в армию! Ты должен работать! Ты должен, должен, должен…» С какой стати я должен?! Я знаю, что я должен ходить в школу, а после школы я свободен, делаю что хочу. И вдруг я должен себя кормить, стирать, строить дом, заводить семью… Я должен?! Я не хочу жить в таком мире.

– С какого возраста ребенок понимает, что ему что-то запрещают или к чему-то обязывают?

– Если ранее это разрешалось, а теперь запрещается. Он должен слышать ограничения в любом возрасте относительно любого, нового в его жизни, явления. Может быть, ребенок еще не может понять, но он постоянно, с нулевого возраста, должен слышать твое отношение к тому, что он делает. Надо все время разговаривать с ребенком, чтобы он слышал: «Это правильно, а это нет, это хорошо, а это плохо, это можно, а это нельзя» – и почему. Таким образом, ты строишь вокруг него рамки, окружение, оболочку, в которой он существует, и он с этим соглашается. Ты формируешь его отношение к миру, показываешь, что можно делать и в какой форме, – и это касается всего. Существование границ не покажется ему потом странным, чужим и жестоким, как будто раньше он был свободен, и вдруг его отправляют в тюрьму.

– У этого вопроса много сторон и существует много связанных с ним теорий. Вы считаете, что они могут нас только запутать?

– Изначально отношение к любому вопросу должно быть ровным, неизменным и последовательным.

– Это на самом деле логично. Если ребенок к чему-то привыкает, в дальнейшем это не окажется для него неприятным сюрпризом.

– Он вообще не почувствует трудностей ни в каких ограничениях.

– В сущности трудности возникают у родителей. Это желание дать ребенку все – создать ему «рай», наполнить все его потребности.

– Я помню, как к нам в гости приехала семья моего брата. Его сын – ровесник моей младшей дочери. Моя дочь, ей было два года, на высоком детском стуле сидела вместе со всеми за столом на протяжении двух часов, как это было принято у нас, а сын моего брата баловался, не знал, куда себя деть, и переворачивал все вокруг. Они смотрели на мою дочь и моего сына, которому было семь или восемь лет и не понимали, как дети могут так долго спокойно сидеть за столом? Это привычка, они не ощущали в этом трудности, а сын моего брата не мог высидеть ни минуты. Кому же трудно в таком случае, если надо проявить терпение?

– Потому что нет привычки.

– Поэтому мы должны привить детям привычку выполнять то, что затем им придется выполнять в жизни.

– Каким образом интегральное воспитание рекомендует это воспитывать в детях? Наказывать?

– Ни в коем случае не должно быть никаких наказаний, только привычка. Ребенок должен учиться этому у взрослых.

– А если он не хочет?

– Этого не может быть. Ребенок хочет подражать взрослым, и если он знает, что так поступают взрослые, и они дают ему понять, что это хорошо, он постепенно привыкает. Понятно, что ты не усаживаешь его рядом с собой на целый день, но он знает, что это делается в такой форме, и у него нет другого выхода. Он учится у взрослых и соглашается с этим, он не воспринимает это как ограничение, не борется против этого, его природа начинает работать, чтобы принять это и выполнять. Ведь иначе он будет страдать. Так что организм принимает ограничения.

– А если ребенок сделал что-то неправильно, или ты хочешь приучить его к определенному поведению – как надо себя вести, если не наказывать?

– Надо повторить происшедшее, обсудить его и объяснить. Он должен понять, что это нежелательно.

– Что ему сказать? «Ты поступил плохо, неправильно, ты всем помешал?» Какое объяснение ему надо дать?

– Надо повторить ситуацию.

– Повторяющееся объяснение это правильное объяснение?

– Да, конечно, иначе ребенок не поймет.

– То есть необходима последовательность.

– Я могу объяснять что-то ребенку тысячу раз, и он не поймет. Я должен вернуться к его поступку и объяснить, что правильно, а что нет. Если я повторяю точно такую же ситуацию, то он понимает, что я ему вообще говорю. Ведь мы говорим о трехлетнем возрасте.

– Но в 2-3 года дети зачастую проявляют непокорность по отношению к требованиям взрослых.

– Это признак того, что взрослые неожиданно требуют от детей того, к чему они не подготовили их прежде. Не надо ждать сюрпризов. Конечно, ребенок разобьет стакан, что-то сломает – это примеры, на которых он учится. Но чтобы он проявлял непокорность? Этого не должно быть. Мы должны учиться на примере окружения. Если мы правильно используем окружение и ребенок начинает понимать, что его поступки нравятся или не нравятся родителями или окружающим, то у него нет выбора. Покажите ему это мягко, но последовательно, от всех окружающих.

Это подобно воспитанию навыков гигиены, он видит, что это нравиться взрослым, и делает это.

– Ребенка следует каким-то образом поощрять? Сказать ему, что тебе нравится, как он себя ведет?

– Да, его надо хвалить и поддерживать, чтобы он знал, что тебе это нравится.

– А если он ведет себя неправильно, надо показать, что ты огорчен?

– Да, надо выразить сожаление, но не наказывать. Ребенок не понимает наказания, он не сможет правильно связать его со своим поступком. Надо постоянно возвращаться и объяснять все происходящее. Ребенок должен понять свое действие, а иначе это не воспитание.

– Это очень важно для родителей. Сегодня все направления психологии рассматривают возраст 2-3 лет как очень трудный, но Вы говорите, что все зависит от предыдущего воспитания.

– Это зависит от предыдущего воспитания и от того, относятся ли к ребенку, как к взрослому.

– Есть американские методики, которые говорят о распорядке дня, о создании четких границ и о том, что ребенок должен привыкнуть к определенным рамкам. А есть методики, которые говорят о том, что все определяется самим ребенком.

– Нет, это неправильно. Ребенок должен все время ощущать рамки, и не случайно сказано: «Щадящий свою розгу ненавидит своего сына».

– Что Вы думаете по поводу связи между братьями в этом возрасте?

– Надо правильно использовать их общество и влияние друг на друга, но это отдельная проблема. Что касается ребенка, мы должны развивать с ним такие отношения, чтобы он считал себя нашим товарищем.

– Товарищем своих родителей?

– Чтобы он сожалел, когда они расстраиваются, и радовался, когда они радуются. Иначе между ними будет постоянная конфронтация.

– Если родители ставят себя выше ребенка, то они влияют на него гораздо меньше? Как могут родители, с одной стороны, быть авторитетом для своего ребенка, а с другой стороны, его товарищем?

– Как ученик-товарищ. Я отношусь к нему как к равному, обучаю его и ожидаю от него того же, что он получает от меня: внимания, любви и уважения. Вы увидите, насколько в трехлетнем возрасте ребенок становится взрослым, начинает понимать, что сказать, что ответить и как себя держать. И не надо бояться, что мы строим из него какой-то искусственный образ. Все зависит от того, как мы будем себя вести. Кстати, здесь очень важно разделение в отношении к девочкам или к мальчикам.

– С какого возраста?

– С трех лет наверняка, может быть, раньше. Мальчиков должны воспитывать мужчины, а девочек – женщины. Дети начинают чувствовать, что у мужчин и женщин разное отношение к жизни, разное поведение, разные рассказы – все совершенно иное.

Наши рекомендации