ИНТЕГРАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ПРОЦВЕТАНИЯ.. 149 13 страница
– Я считаю, что система воспитания в перспективе частично будет виртуальной и частично реализуется в маленьких дискуссионных группах. Желательно, чтобы это было близко к дому, в каждом районе. Нужно, чтобы были воспитатель для мальчиков и воспитательница для девочек. Все, что касается развития природных наклонностей и профессии, они бы получали через Интернет, а то, что относится к учебе и внутреннему развитию, к области воспитания, получали бы в группе.
– Значит, воспитание дети будут получать в группе, в связи между собой.
– С помощью воспитателя или воспитательницы.
– Воспитатели должны будут вызывать обсуждение определенной темы. Нужно чаще затрагивать тему о чувственном восприятии и о взаимоотношениях. О чем, скажем, больше станут говорить девочки в сравнении с мальчиками?
– Это – целое море вещей. Разумеется, они будут говорить о разном. Воспитателям нужно идти вместе с ними, плыть по течению в том направлении, которое детям интересно. Но вместе с тем необходимо немного менять направленность разговора, придавая ему развитие, чтобы он не вертелся по замкнутому кругу, а был целенаправленным. Что мы сейчас выясняем, зачем, что Вы об этом думаете? Обсуждение с девочками происходит точно так же, как и с мальчиками, только тема немного другая, или та же тема, раскрываемая другим образом с иным подходом.
– Каким должен быть иной подход воспитательницы во время беседы с девочками? Чем отличается обсуждение с девочками от обсуждения той же темы с мальчиками?
– Скажем, если бы мы посадили в отдельные комнаты группу мальчиков и группу девочек, и могли бы наблюдать за ними через скрытое окно. При этом в обеих группах обсуждалась бы одна и та же тема. Ну, так как Вы себе это представляете?
– Я считаю, что у мальчиков возникнут несколько идей, и они придут к какому-то заключению.
– У мальчиков будет больше прямых ответов и выводов из сказанного. Они не станут повторяться. А как поведут себя девочки?
– Я представляю себе, что каждая из них пожелает говорить, высказать свою точку зрения, даже если это мнение уже высказывалось раньше.
– Их нужно будет ограничить во времени.
– Замечательная идея! Отвести каждой из них определенное время на ответ и ударять в гонг с приятным звучанием.
– В группе женщин – это делать обязательно.
– У девочек обычно много обид в случае, если им не предоставили возможность высказаться.
– Разумеется, они также не поймут друг друга, потому что подход, срез будет совершенно иным.
– Как, например, срез по прямой линии и по кругу.
– Девочки обменяются между собой мнениями, а мальчики постараются прийти к решению и как можно меньше говорить.
– Иначе говоря, если мы хотим прийти в группе девочек к какому-то заключению, им будет очень тяжело это сделать?
– Мы вообще не ставим это целью.
– Значит, целью является дать им выразить себя?
– Да, и также прийти к ощущению, что у них есть некое общее чувство, общее понимание, сближение в общем ощущении, к которому они пришли посредством обсуждения. А о чем они говорили – не важно. Для мальчиков самое главное – принять решение, вне зависимости от того, поняли ли они друг друга.
– То есть они придут к какому-то заключению.
– Другими словами, у мальчиков нет требования быть в некоем эмоциональном соучастии друг с другом. Целью обсуждения является не это, а достижение чего-то конкретного, установленного, не находящегося между ними.
Раздельное и совместное воспитание
–М |
ы поговорим о воспитании мальчиков и девочек, попытаемся всесторонне осветить эту непростую тему и ответить на вопрос, должно ли это воспитание быть совместным или раздельным. На самом деле, мы уже давно думаем о том, как воспитывать настоящую личность, пытаемся работать с группами детей. В самом начале этой работы я попросил поискать результаты исследований на тему различий в развитии и воспитании мальчиков и девочек, и к моему огромному удивлению, таких исследований просто не нашлось.
– Да, действительно, их почти нет. Я просмотрела все, что удалось найти. О раздельном воспитании, его преимуществах или недостатках вообще нет ничего. Да и примеров такого воспитания очень немного, ведь в основном дети везде находятся вместе. Есть исследования о личностном развитии девочек и мальчиков, но только индивидуальном, нигде не исследовались группы мальчиков и девочек. Мне кажется, что нет понимания, почему, собственно, необходимо раздельное воспитание.
– А почему нужно совместное?
– Потому что оно соответствует идее равенства.
– Да, но ведь даже если мы все находимся вместе, то все равно есть различия между мужчинами и женщинами: в выборе профессий, в разных склонностях, стремлениях и так далее. В очень многих областях мужской и женский подход сильно отличаются.
– Но сегодня даже это пытаются скрыть, например, на работе…
– Потому что есть интерес в этом, а не потому, что нет различий.
– Мне кажется, что были какие-то исследования о различиях в мозге мужчин и женщин, но результаты как-то быстро скрыли.
– Еще в период моей учебы я слышала об исследованиях развития мозга мужчин и женщин и математических способностей двух полов. Было обнаружено, что начиная с 12 лет, мальчики показывают более высокие результаты в математике. Это пытались объяснить разницей в методах воспитания и обучения, отношением со стороны общества, которое больше поощряет к учебе мальчиков, но очень быстро все это стали замалчивать. Мне кажется, что ученые просто боятся…
– Боятся заглянуть вглубь и раскрыть причины. В этом проявляется вся несерьезность нашего подхода к вопросу. Казалось бы, взрослые люди, понимающие жизнь, должны понимать и разницу между мужчиной и женщиной, и различное предназначение каждого из полов в целом и в воспитании детей в частности. Но вместо этого начинают что-то скрывать.
– Может быть, не совсем понимают, поэтому и играют.
– Дело не в том, что не понимают, а в том, что не хотят понять. Особенность методики интегрального воспитания как раз в том и состоит, что она стремится полностью раскрыть все отличия, а затем эти раскрывшиеся противоположные свойства соединить вместе. Ведь именно в таком соединении противоположностей рождается гармония природы, и именно оно является оптимальным для каждого из свойств, так как в природе вообще все, в конечном счете, сводится к одному единому свойству. Если мы рассматриваем отдельно мужчин и женщин, то, конечно, у каждого есть свои предпочтения и особенности, но если с самого начала наша цель – раскрыть различия для того, чтобы наилучшим образом соединить их вместе, то тогда эта противоположность не будет вызывать в нас страх.
– Из истории мы знаем, что в предыдущих поколениях, даже в семьях наших дедов и прадедов, было очень мало женщин, обученных грамоте. Их образование и воспитание существенно отличалось.
– Да, это было на протяжении тысяч лет, и является результатом такого развития эгоизма, которое ставит мужчину выше женщины. Но если мы хотим идти по пути исправления, то совершенно ясно, что не может быть никакого другого подхода, кроме взаимного дополнения. В такое взаимное соединение каждый должен привнести то особенное, что есть только в нем.
– То есть в любом случае объединение и взаимное дополнение – это основная задача. Что означает это объединение?
– Это такое взаимное дополнение, когда через мужчину женщина и через женщину мужчина могут достичь единения в обществе и ощутить совершенство бытия.
– Давайте объясним поэтапно.
– Мы в нашем воспитании должны привести человека к такому состоянию, когда он осознает свою высокую миссию в этом мире, понимает, что может выйти за пределы животной жизни, подняться на уровень интегрального единения со всей природой и почувствовать другую, скрытую от нас часть действительности. Человек должен знать, что именно этот подъем даст ему ощущение полной и вечной жизни. Все это можно достичь в этом мире, если мы будем правильно использовать те средства, которые нам даны. И основное место, где человек может прилагать свои усилия, это именно в отношениях между мужчиной и женщиной. Так же как в этой жизни через связь между мужчиной и женщиной рождается новое поколение, так и духовное соединение мужчины и женщины рождает новую, более высокую ступень ощущения гармонии, на которую они вместе поднимаются.
– Как воспитывать в мальчике мужчину, который понимает свое мужское предназначение, а в девочке – женщину? Я бы хотела сначала задать еще один вопрос. Мужчины и женщины должны прийти к одной и той же цели?
– Да, но вместе, в единении друг с другом.
– Их высшая цель – одна, и она достигается через объединение в нашем материальном мире?
– Да, только совместно.
– Но сегодня в обществе есть разные взгляды на отношения полов. Например, есть женщины, которые не хотят выходить замуж и даже решают завести ребенка без мужа.
– Их можно понять.
– Они не чувствуют необходимости в мужчине в своей жизни. А Вы говорите о том, что совершенно обязательно, чтобы мужчина и женщина соединились вместе.
– Для достижения духовности это необходимо. Природа не позволит нам развиваться без этого. Мы будем много страдать из-за своего несоответствия природе именно в семейной жизни, то есть там, где должна рождаться новая духовная ступень.
– То есть человек все-таки обязан создать семью.
– Да, но семью в ее исправленном виде. Есть мужской и женские образы, противоположные силы, которые, несмотря на свою противоположность и благодаря ей соединяются вместе, и результатом этого соединения является рождение новой ступени нашего существования.
– Я бы все-таки хотел поговорить о воспитательном аспекте этой темы. Можно ли сказать, что неправильный подход к воспитанию девочек и мальчиков как раз и приводит к таким отрицательным явлениям в обществе, как многочисленные разводы?
– Даже если исключить все неправильное воспитание, все равно мы бы пришли к такому состоянию, как сейчас. Оно обусловлено нашей природой – гордыней, желанием властвовать над другим, особенно над другим полом. А ощущение своей зависимости от него еще больше подгоняет, усиливает желание освободиться и ощутить власть. Все это результат нашего растущего эгоизма. Поэтому правильное воспитание должно начинаться с самого малого возраста. Мы должны привить детям, в особенности мальчикам, понимание, что женщина занимает в жизни очень важное место. Но нужно понимать, что важно не только продолжить род. Понятно, что без женщин человечество просто вымрет. Но ведь женщина – это не инкубатор для вынашивания нового поколения. В нашей сегодняшней жизни, построенной для удобства эгоизма, мужчина действительно не нуждается в женщине. В супермаркете он может купить готовый обед, бытовая техника сделает всю работу по дому. Сегодня мужчина даже может позволить себе быть отцом и не жить вместе со своими детьми, это происходит сплошь и рядом. И получается, что он большую часть суток проводит на работе, а в остальное время продолжает играть в игры этого мира, оставаясь на всю жизнь ребенком. Он даже по-детски остается больше привязанным к матери, чем к жене. И все это – результат неправильного воспитания.
– Но если мы говорим о том, что в воспитании очень важно, чтобы один пол понимал значение другого, то почему Вы выступаете за раздельное воспитание?
– Именно поэтому.
– В чем же его преимущество?
– Мы должны понять одну закономерность: чем больше мы выделяем противоположности и изучаем их, тем легче нам понять, как наилучшим образом мы можем их соединить и что мы приобретаем через соединение. Сказано: «Преимущество света – из тьмы», то есть мы должны поставить противоположности одну против другой, понять, в чем состоит их противоположность и почему они созданы такими. Всегда в одной форме есть нечто, чего нет в другой, а другая обладает тем, что полностью отсутствует у первой, и поэтому ни одна из них не сможет, в конечном счете, ни в чем достичь успеха, если не дополнит свои свойства свойствами второй, противоположной себе формы. Мы еще должны объяснить это людям. Все болезни современного общества – депрессии, наркотики, душевные заболевания – в основном происходят из-за того, что мужчины не получают необходимого дополнения от женщин. Мужчина нуждается в поддержке, одобрении, помощи, в ощущении дома и семьи. А вместо этого он остается до конца своих дней зависимым от матери.
– Вы имеете в виду биологическую мать?
– Не важно, мать это или жена. Он зависим от женщины, которая рядом с ним. Он не столько привязан к Отцу, а именно к матери и женщине. От женщины он получает потребность, желание, передает ей и получает от нее. Мужчина существует между двумя женщинами – матерью и женой, а то и третьей – тещей. Благодаря такому своему положению, он может осуществлять соединение противоположностей, и только таким образом он может существовать и развиваться духовно – между двумя женскими силами. Отсюда становится ясно, насколько и в нашем мире мужчина нуждается в поддержке со стороны женщины.
– Мне непонятно, каким образом раздельное воспитание может способствовать пониманию такого высокого взаимодействия, которое Вы сейчас описали?
– Мы выстроили для себя искусственный мир со всевозможными удобствами и игрушками для взрослых и существуем в нем искусственно. Живя в таком мире, мы много лет накапливали, выращивали в себе огромное внутреннее желание к чему-то высокому – такое глубокое ощущение чего-то недостающего. Сегодня это проявляется в большом количестве депрессий, в уходе в наркотики, во вспышках агрессии, в самоубийствах и других явлениях современного мира. Мы должны понять, в чем корень всего этого. А корень в том, что человек чувствует себя маленькой шестеренкой в огромном механизме, как еще показывал в своих фильмах Чарли Чаплин.
– Маленькой и одинокой шестеренкой, то есть чувство одиночества здесь имеет очень большое значение.
– Находясь в таком состоянии, ни мужчина, ни женщина не могут понять всей важности правильных отношений и высокой цели своего соединения. Мы не воспитаны в этом духе. Сегодня мужчина не может быть с одной женщиной, жить в одной семье, вместе с детьми, хотя по своей природе он именно так и создан.
– Мужчина так создан?
– Человек не создан ни для одиночества, ни для постоянной смены партнеров и семьи.
– В прошлом были популярны рассуждения биологов о том, что в мужчине от природы заложено стремление к максимальному распространению семени, и это лежит в основе его полигамности. Отсюда все модные теории, которые оправдывают поведение современных мужчин.
– Это верно, но вовсе не означает, что мужчине не нужен дом. У него есть сильнейший инстинкт иметь свою женщину, свой дом и семью.
– В дополнение.
– Да.
– Интересно, что сегодня есть немало исследований о растущем одиночестве среди женщин и депрессиях, связанных с этим. Можно ли сказать, что то же самое происходит и с мужчинами?
– У женщин это больше проявляется потому, что предназначение женщины – это семья и дети. По своей природе она хочет быть рядом с мужчиной, и это стремление у нее проявляется гораздо сильнее. Женщина все-таки больше нуждается в семье. Мужчина остается ребенком, даже став взрослым. Он по-детски продолжает играть, и в игре забывает обо всем остальном. В женщине же с самого малого возраста начинает проявляться желание к семье и дому. Несмотря на то, что сегодня общество помогает женщине и настраивает ее на самостоятельность, независимость от мужчины, природу не обманешь, и внутреннее женское стремление быть рядом с мужчиной и создать семью ничем не заменимо. Поэтому женщины гораздо более подавлены, несмотря на все те возможности для развлечений и разнообразных занятий, которые сегодня предоставляет общество. В конечном счете, это все только для того, чтобы как-то восполнить ощущение пустоты, вызванное отсутствием семьи.
– То есть Вы считаете, что оба пола сегодня ощущают внутреннюю пустоту, и именно на это мы должны нацелить воспитание?
– В ближайшее время мы будем обязаны решать эту проблему.
– Решать именно с помощью воспитания.
– Да. Это можно делать уже сегодня, например, через телевидение. Нужны воспитательные передачи, направленные в основном на детей с самого раннего возраста, в которых мы бы объясняли детям, да и взрослым, что правильные отношения – это дополнение друг друга.
– Но все-таки, почему необходимо раздельное воспитание, для того чтобы прийти, в конечном счете, к дополнению друг друга? Каким должно быть воспитание, чтобы не было того ощущения одиночества, которое присутствует сегодня у многих?
– Поскольку сегодня воспитание бесполое, да и вообще это не воспитание, а всего лишь образование, то получается, что у мужчины нет никакой ответственности, он меняет женщин и не чувствует необходимости в постоянной спутнице жизни.
– Так же, как меняются его учительницы в классе.
– Возможно, и так. Он не чувствует разницу между разными женщинами. И такая недооценка и пренебрежение к женщине рождаются именно из совместного пребывания мальчиков и девочек в школе. Если бы они были разделены, то больше ценили бы противоположный пол, тянулись бы к нему, ощущали бы его особенность и отличие от себя. А сейчас это как-то привычно…
– То есть как бы само собой разумеющееся и неинтересное?
– Уровень интереса зависит от воспитания, но само нахождение вместе стирает особенность противоположного пола…
– Считается, что при совместном обучении дети могут лучше изучить, понять друг друга. Я, например, слышала как девочки-пятиклассницы, говоря о мальчиках в своем классе, отзывались о них уж очень отрицательно, но, тем не менее, были увлечены обсуждением, как мальчишки себя ведут, как они выглядят, что говорят, какую реакцию вызывают и так далее. Считается, что это дает им возможность изучать друг друга.
– Ну, и что они выносят из этого? Что толку от такого изучения, если потом они не могут построить семью, если мужчина в возрасте 30 лет не перестает менять женщин, не желает строить семью, так как не понимает для чего. Что толку от такого изучения друг друга? И если вы начнете расспрашивать такого мужчину, то убедитесь, что нет у него совершенно никакого понимания женщины.
– Значит, Вы считаете, что настоящего изучения и понимания мы не добиваемся.
– Нет, конечно. И женщины не понимают мужчин. Для того чтобы действительно понять другой пол, должна быть воспитательная работа. Это очень не просто. Здесь нужен подход психолога, взгляд на мир мужчины и женщины со стороны, понимание, в чем их естественная противоположность. Чему-то мы обучаем, но не даем правильного подхода и не объясняем, что конечная цель – это дополнение друг друга.
Реализация методики воспитания
с раннего возраста – начало
–В |
предыдущих беседах Вы говорили, что после рождения ребенку необходимо окружение, подобное чреву матери. Он должен как можно больше находиться возле матери и под ее опекой. Вы определили, что этот период длится до трех лет, и все это время ребенку стоит быть как можно ближе к матери.
– Во многих культурах принято даже, что мать привязывает ребенка к себе.
– Это свойственно культурам, близким к природе. Но в западной культуре ребенка очень рано передают заботам другого лица – няни.
– Чтобы правильно развиваться, он должен постоянно чувствовать возле себя взрослых, которые ему помогают. Он как бы находится на руках у взрослого и оттуда указывает, управляет взрослым.
– Эти взрослые обязательно должны быть его родителями или могут быть воспитателями?
– Естественным образом ребенок больше всего нуждается в матери. Однако буквально с первых своих дней ребенок смотрит в мир. Если бы мы могли пробудить в себе впечатления жизни, то увидели бы, что следили за взрослыми и видели их действия с первых своих дней в этом мире. Мы все впитывали и понимали многое, что взрослые выполняют, критиковали их, но не могли сказать. Ребенок, лежащий в кроватке, может так смотреть на взрослого.
– Вы хотите сказать, что если бы мы смотрели на мир глазами младенца, то увидели бы, что взрослые совершают много ошибок?
– Они смотрят на нас не согласно возрасту их тела, а гораздо более зрело. Поэтому, если мы дадим ребенку правильное развитие в самый ранний период, согласно его природе, мы обнаружим в нем огромный потенциал развития, он все понимает. Он не может контактировать с нами из-за отсутствия каналов связи, но коммуникация – искусственная вещь, развитая нашим миром. Со стороны природы он может воспринимать мир серьезно, зрело и критически.
– Вы сказали, что следует относиться к ребенку согласно его природе. Как это выражается относительно младенческого возраста?
– К нему надо относиться так, что внутренне он большой, и только внешне, своим телом, ограничен. Такой подход полезнее для ребенка, он лучше нас поймет. Разговаривая с ним «детским голосом», мы задерживаем его развитие.
– Многочисленные психологические методики говорят о том, что человек – социальное создание. Ребенок развивается не один, а в обществе: вместе с матерью, в процессе взаимодействия. Но даже в современном воспитании его несколько изолируют.
– Если смотреть на развитие физического тела ребенка, то действительно, до 2-3 лет он играет один и только с трех лет он начинает чувствовать потребность в партнере.
– Даже если он ни с кем не играет, все же его интересуют другие люди. Он берет с них пример, интересуется ими, как вещью.
– Это можно использовать как трамплин к социальному развитию. Давайте все-таки включим ребенка в группу, но не так, что он просто будет играть в углу. К уединению его толкает эгоистическая природа, а мы попытаемся с ней бороться, постепенно, взвешено и мягко демонстрировать ему групповые действия с другими детьми. Тем самым мы естественным образом – ведь привычка становится второй натурой – приучим ему к объединению.
– Что конкретно подразумевается под объединением?
– Связь с другими детьми, взаимодействие с целью интеграции в группе, коммуникация в действиях. Следует увлечь детей такими занятиями, которые невозможно выполнить одному.
– В возрасте 2-3 лет?
– Даже раньше. Я говорю о возрасте до трех лет, ведь затем ребенок эгоистически понимает, что ему стоит взаимодействовать с другими. А мы можем играть с ним в такой форме раньше – с полугода и далее.
– Если я правильно понимаю, не важно, что мы делаем с ребенком, важно направление, в котором мы хотим его развить. Это направление совершенно иное. Ведь сегодня мы хотим быстрее развить ребенка.
– Развить его в эгоистической природе. Но в современном мире, развивающемся в сторону глобализации, нам нужно воспитать человека интегрального, как социальную единицу: он уникальный и особенный, потому что своей уникальностью служит обществу. Он должен усвоить, что именно его связь с обществом спасает его и общество, обеспечивая безопасность и процветание, что взаимодействие приводит к успеху.
– Естественным путем ребенок до трех лет не воспринимает общество, но если мы начнем с ним так работать, то постепенно силой привычки изменим его природу?
– Ребенок чувствует, что все наши действия странные, не говоря уже о взаимоотношениях между нами. Он способен видеть каждого и оценивать его роль относительно себя. Если мы разовьем в нем общественный подход, то увидим, что он может извлекать из этого пользу. Поскольку привычка становится второй натурой, то у него в подсознании запишется, что хорошо быть связанным с другими. И это произойдет еще до того, как его эгоизм относительно ближнего начнет расти. Тем самым мы упреждаем лекарством болезнь. И нельзя забывать, что ребенок оценивает нас изнутри себя зрелым взглядом.
– Итак, ребенку необходимо дать ощущение, что быть вместе приятно и лучше?
– Быть вместе не только приятно и лучше, но можно достичь всего, что хочешь. Он получает желаемое при условии, что сделает действие вместе с другими. При этом обучение идет на механическом уровне как факт. Он запоминает эти действия как факт, как нормы поведения: чего бы я ни захотел, в своем действии я должен с кем-то взаимодействовать, учитывать желание другого. Я даю и получаю, и тогда вместе мы чего-то достигаем.
– Учитывать других означает постоянно помогать им, чувствовать их?
– Да, до такой степени, что ничего нельзя сделать без взаимного участия.
– Родители, имеющие близнецов, замечают, что близнецы растут как система. Они никогда не берут себе что-то, не дав другому. Даже если между ними случаются конфликты, они постоянно проверяют, где находится другой, постоянно чувствуют друг друга. Вы имеете в виду нечто подобное?
– Да. Главное, чтобы у ребенка в памяти, чувствах, понимании и осознании укоренилось, что каждое действие является естественным тогда, когда выполняется вместе – через кого-то или с помощью кого-то. Он дает и получает, и только так функционирует. А понятие «я один» просто не существует. Тем самым мы готовим ребенка к интегральной жизни. Он не будет замкнут, сможет легко общаться, устанавливать связь. Подобные способности необходимы для всех профессий, общество нуждается в таких людях. Когда такие люди придут к управлению обществом, мир изменится – он станет гармоничным, подобным природе, безопасным.
– А в каком возрасте дети начинают воспринимать более глобальную связь? До трех лет они воспринимают друг друга частично, а затем их восприятие расширяется: есть мир, и есть я в этом мире.
– Это зависит от среды, в которой они находятся. Здесь очень важен момент побуждения. Маленькие дети смотрят на тех, кто чуть больше, и хотят делать то же самое.
– Следовательно, развитие зависит от стимула?
– Развитие происходит за счет зависти, и мы должны этим пользоваться. Нужно давать ребенку хорошие примеры, чтобы он завидовал.
– Завидовал и хотел быть подобным?
– Да. Для малыша нет более уважаемого человека, чем старший брат.
– Сегодня матери говорят, что дети развиваются быстрее…
– …это действительно так. Есть мнение, что это связано с питанием: наша пища проходит определенную обработку. Однако дело не в этом. Мы проходим процесс, приближающий нас к переходу в новое, совершенное существование. Нынешнее поколение не является первым – мы уже запаздываем в этом процессе, начавшемся в середине прошлого века. Поэтому рождающиеся сейчас дети обладают свойствами и требованиями, соответствующими новому миру. Их восприятие нацелено на мир без ограничений в категориях времени, движения и пространства. Они чувствуют тягу к явлениям выше нашего измерения, и мы должны обеспечить их информацией о восприятии интегральной реальности.
– С какого возраста это можно делать?
– Как можно раньше. Если мы начнем им рассказывать об этом с шести лет, они воспримут это естественно. У них начнут формироваться чувственные и логические связи, соответствующие интегральному, высшему измерению. Как следует организовать им социальное воспитание с самого раннего возраста, так и с шести лет следует обучать интегральному миру.
– А до шести лет просто знакомить с окружающей природой?
– Да, особенно не углубляясь.
– С точки зрения психологии это очень опасно, ведь если у ребенка еще нет понимания этой реальности, как можно говорить с ним о чем-то дополнительном?
– Но эта реальность, эгоистическая индивидуальная реальность ложная. Лучше сразу же вводить его в отношения, которые уже проявляется природой в нашем обществе, хотя мы еще не желаем соответствовать этому правилу.
– С какого возраста можно это восприятие развивать, чтобы не напугать ребенка?
– Тут нет причин для страха – дети принимают это с удовольствием, потому что это вызывает в них чувство безопасности и уверенности. Чем раньше мы даем ребенку интегральные навыки поведения, тем естественнее он их воспринимает, адаптирует в себе и реализует с другими. Поэтому для него нет никакой проблемы понять, почувствовать и усвоить правила интегрального поведения, как естественно существующие. А когда мы рассказываем ребенку о мире, разве он понимает и знает то, что мы знаем? Наш рассказ является для него реальностью?
– Мы продолжим этот разговор. Сегодня мы говорили о том, что младенец ощущает намного больше, чем мы думаем. Он воспринимает нас, оценивает жизнь, обладает восприятием, которое должно оформиться. Для реализации этого восприятия необходимо организовать игры, в которых он взаимодействует с другими детьми – и только так достигает успеха. Это укрепляет в его сознании необходимость во взаимосвязи с другими. И хотя в этом возрасте ребенок в основном нуждается в матери, стоит вместе с ней расширять границы и вводить его в общество сверстников. И тогда еще до развития эгоистической природы он воспримет, что правильнее подходить к действительности через объединение.
Реализация методики воспитания
с раннего возраста – продолжение
–В |
прошлой беседе Вы сказали, что мы воспитываем детей в ложной реальности.
– Это потому, что мир становится глобальным и интегральным, а мы по-прежнему индивидуалисты эгоисты. С такими задатками мы себя в новых условиях существования общества погубим. Мы приведем себя к войне и погибнем. Поэтому родители должны побеспокоиться о том, чтобы их ребенок был связан с центром виртуального интегрального воспитания через телевидение и Интернет. Сегодня в каждом доме есть такая связь, а потому нет никакой проблемы подключиться к такому центру и включить своего ребенка в такое воспитание. Объясняя восприятие интегральной реальности, я опираюсь на исследования ученых и психологов. Такие идеи, как необходимость изменения концепции общества и социальных связей, объединение и поручительство, взаимодействие и учет всех. Поэтому мы должны говорить об интегральном воспитании.