| ее только и можно построить, то есть в одиночестве. (...) И всем этим они добиваются того, что люди дают увлечь себя разнообразным страстям и рьяно, жутко выходят из себя. А поскольку человек - это существо, которому удалось однажды прийти в себя, то ясно, что таким образом он опускается на ступеньку ниже: выходя из себя, он возвращается в животное состояние». Хозе Ортега-и-Гассет, «Человек и люди» |
ОБРАЗЫ | Отшельник, монах (бродячий), паломник, Иисус в пустыне, пророк, пастырь, Мерлин. |
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО | Свет, озаряющий путь, пламя жизни, мудрость. Синяя сутана = сила духа, желтый = алхимическое золото. Фонарь - свет оккультного знания, он прикрыт сутаной: скрытое знание. |
ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА | Фонарь не прикрыт, и в нем горит звезда. Это - не столько Ищущий, сколько Просвещающий. Льды символизируют холод одиночества. Капюшон - защита от чужеродных влияний. |
АНАЛОГИИ | Интровертированная сторона человека. Одинокий путь обретения самого себя. Зимние холода - лишь подготовка к весеннему пробуждению природы. Скудость, старость. |
СОВЕТ | Каждый из нас в конечном итоге одинок. Самые важные вещи каждый вынужден делать для себя сам. Руды всегда больше, чем драгоценных камней. |
| Легче быть великим, уважаемым гуру, чем веселым, жизнерадостным метельщиком. |
КАЧЕСТВО | Самопознание, мудрость, просветление, ум. Умение быть довольным тем, что есть. Умение «отключаться», абстрагироваться от внешнего мира. |
ЦЕЛЬ | Удовлетворение, исполненный долг, путь, урок одиночества, созревание. Цель Посвящения - разбудить дух, чтобы укрепить волю. |
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА | Повторение одного и того же, косность, застой, отчуждение, разочарование, нежелание жить. |
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ | (плюс) Мудрость, медитация, сосредоточение на главном, время размышлений, переоценка ценностей/жизненных целей, осторожность. (минус) Изоляция, недостаток сил, хроническая болезнь, замкнутость, тупость, фобии. |
СИНТЕЗ | Карта изображает один из наиболее распространенных архетипов - старика-мудреца (Мерлин, Далисянь, Авраам), ищущего истины и ведущего к ней других. Она означает прежде всего отказ от внешней активности, спокойствие, уверенность в себе, интровертированность как предпосылки сосредоточения на самом главном, выработки своих критериев и приоритетов. Это - фаза развития, в которой человек не дает отвлечь себя никаким внешним факторам, обретает мир с самим собой. Те этапы жизни, которым соответствует Отшельник, часто бывают самыми инте- |
| ресными, ценными и благоприятными. Главное, чтобы человек сам был готов впустить покой в свою душу, возможно, нужно даже, чтобы он сам искал этого покоя, не впадая в стресс ожидания непременного успеха и иных суетных переживаний. Спокойствие, скромность запросов как мягкая форма смирения, благодарность Жизни за все, что она дала тебе, составляют важнейшие переживания этого периода. |
СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ | Умение абстрагироваться. Период внешнего покоя, замкнутости, внутреннего удовлетворения. Период поста, медитаций, размышлений. Спокойный, но верный отказ от надоевших привычек (курения, излишнего аппетита и т.п.). Расстановка приоритетов. Удовлетворение, гордость собой. Ясность, скромность запросов. На работе и в личной жизни период без ярких внешних событий, время собраться с силами и выбрать направление дальнейшего этапа развития: после зимних холодов (Отшельник) наступает весеннее пробуждение. Если человек не согласен или не желает такого развития, то карта означает: ты не получишь того, чего желаешь. Будешь искать друзей, но и среди них останешься одиноким. Все попытки наладить контакт завершатся неудачей. Поиск острых ощущений также ничего не даст. |
X. КОЛЕСО ФОРТУНЫ
(КОЛЕСО СЧАСТЬЯ)
Das Glücksrad (Das Retd des Schicksals);
The Wheel of Fortune; La Rue de Fortune
АРХЕТИП | Фортуна. |
БУКВА | Йод = Й, символы: указательный палец, вечность, могущество. Числовое значение - 10. |
ЧИСЛО * * * * * * * * * * | 10 = символ совершенства. Число пирамиды из точек священной тетрактиды пифагорейцев, составленной из простых чисел от 1 до 4, в которой Многое снова становится Единым. |
К.-Г. ЮНГ | «Путь к цели вначале хаотичен и не определен, и ориентиры устанавливаются лишь постепенно. Да и сам путь не прям, а скорее цикличен. При более подроб- |
| ном рассмотрении оказывается, что это спираль: прежние мечты возвращаются через некоторые промежутки времени, воплощаясь в определенные формы, образующие своего рода центр спирали. |
ЦИТАТЫ | «Человек до тех пор остается привязан к Колесу Судьбы, пока не осознает той свободы выбора, которая дана ему Богом. Тогда ему становится ясен и парадоксальный замысел Природы, связавшей его, с одной стороны, по рукам и по ногам, с другой же давшей ему силу разорвать связывающие его путы, если он готов будет терпеть боль, неизбежно сопровождающую подобные усилия, и встретить опасность, неизбежно поджидающую его на том спиралевидном пути, по которому он, оторвавшись от разбитого Колеса, будет подниматься все выше и выше». Фрэнсис Уикс |
| «Не спрашивай: "Ну почему же это должно было произойти именно со мной?", - потому что в глубине души своей и сам сознаешь, что притягиваешь к себе эти события, каковы бы они ни были». Беата Бишоп |
ОБРАЗЫ | Карма, кизмет, Провидение, постоянное круговращение, взлеты и падения Колеса Солнца, постоянное движение Вселенной, поток человеческой жизни и судеб. |
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО | Колесо Жизни, по закону которого за дождем неизбежно следует солнечная погода, а за летом - зима. Чем ближе человек к его внешнему краю (экстравер- тирован), тем быстрее движение. Колесо как символ небесного круговращения, в |
| котором звезды и планеты указывают на судьбы людей. Анубис, египетский бог с головой шакала, взвешивающий души умерших. -Ти- фон, обезьяноподобное существо, бог разрушения и хаоса. Негативная, «искушающая» сторона Сфинкса. |
ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА | Тифон в своей египетской форме как змей Сета. 4 существа из видения Иезе- кииля как символы четырех стихий, по своим книгам дающие вопрошающему ответ о его предназначении. На Колесе буквы: TORA или, в обратную сторону, ROTA, между ними - еврейские буквы тетраграммы JHVH, означающие божественное Провидение, постоянство. Сфинкс также покорен, покоен, что означает отрицание случайного. Во внутреннем круге - алхимические символы серы, соли, ртути и воды. В центре нет никаких знаков, ибо у середины нет имени. Если читать буквы на Колесе в том и другом направлении, в различных комбинациях, можно получить фразу, найденную Полом Фостером Кейсом: ROTA TARO О RAT TORA ATOR, что в переводе с латинского означает: «Колесо Та- ро провозглашает Закон Атор» (Атор, Хатхор - египетская богиня, одна из ипостасей Изиды). |
СОВЕТ | На одной средневековой карте на колесе были изображены атрибуты четырех существ и латинские девизы: Поднимается: Regnabo («я буду царствовать»), Ослиные уши. Вверху: Regno («я царствую»). Человек с ослиными ушами. |
| Опускается: Regnavi («я царствовал»). Вместо ушей - хвост. Внизу: Sum sine regno («у меня нет царства»). Старик. Судьба складывается из двух компонентов: объективного события и отношения человека к нему, его реакция на событие. |
КАЧЕСТВО | Неожиданные перемены. Свободная игра сил. |
ЦЕЛЬ | Прими свою судьбу. |
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА | Фатализм, отчаяние. |
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ | (плюс) Неожиданная удача, благоприятные перемены, начало нового, (минус) Перемены к худшему, человек не может повлиять на события, вмешаться в ход вещей. |
СИНТЕЗ | Эта «карта судьбы» всегда вызывает спор, что сильнее - свобода воли или предопределение? С одной стороны, для нас невыносимо думать, что жизнь во всех ее мельчайших подробностях предопределена раз и навсегда, с другой же, полная свобода воли тоже кажется невероятной, потому что у нас не спрашивают согласия ни на что из происходящего, от рождения до смерти. Даже когда говорят, что, вот, мол, я сам могу выбрать себе смерть и ее срок, это тоже не убеждает, потому что подобная «свобода» - лишь слегка завуалированное подчинение все той же неизбежной необходимости. Для меня свобода - это выбор реакции на событие: - одиночество Отшельника (IX) может быть невыносимым, но и творческим; |
| – «закон и порядок» Аркана VIII могут служить препятствием, а могут и защитой; – выход воина (VII) может быть порывом смелости или отчаяния; – выбор (VI) также может быть добровольным или вынужденным; – наведение порядка (IV) может прояснить дело, а может и запутать; – творческий подход (III) может дать толчок новому начинанию или завести в лабиринт, из которого трудно выбраться; – интуиция (II) может привести к истине, а может и завести в туман иллюзии; – ум (I ) может подсказать правильное решение, а может свести все к холодному расчету. Таким образом, одно и то же движение Колеса одному человеку представляется подъемом, и он благодарит «Колесо Счастья», а другому - падением, и он проклинает «Колесо Судьбы». Быть уверенным можно быть лишь в одном: Колесо не останавливается никогда - или, как выразился один француз в XV веке: Rien пе т'est sur que la chose incertaine[2]. Чем ближе мы к ступице Колеса, его центру, тем меньше ощущаем его движение; чем ближе мы к его краю, тем сильнее наши взлеты и падения. Это означает, что интровертированному человеку живется спокойнее, экстраверту же постоянно приходится испытывать драматические переживания. Уэйт ввел в изображение этой карты символы TORA, JHVH, алхимические значки и покорного сфинкса, заменив, |
| таким образом, старинные представления об игре случая и капризах Фортуны божественным Провидением. Такой подход в значительной мере соответствует современному представлению о том, что все испытания, посылаемые человеку, необходимы ему для развития. То есть: ты до тех пор будешь «бить» свою машину, пока не станешь хорошо водить, не отучишься торопиться, не начнешь ценить ее возможности и лучше заботиться о ее состоянии, то есть обращать внимание на «мелочи», которым прежде не придавал значения или не хотел замечать. В этом данный Аркан обнаруживает определенное сходство с Повешенным (XII). Однако тут, в этом Аркане, всегда присутствует и подъем, означающий в том числе и приятные сюрпризы, подарки судьбы. |
СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ | Ситуации, о которых мы говорим: «Это судьба!», то есть такие, изменить ход которых мы не можем; допустим, вам нужно в аэропорт, а поезд метро, на котором вы ехали, неожиданно встал посреди тоннеля. Выйти невозможно. Волнение и беспрестанное поглядывание на часы, естественно, никак не помогут. Самое лучшее в данной ситуации - согласиться с ней, принять ее как безвыходную и начать продумывать следующие шаги - например, на чем можно будет побыстрее доехать до аэропорта, если поезд все- таки доедет хотя бы до следующей станции, и что нужно будет сделать, если на самолет вы все-таки опоздаете. Если же окажется,' что и вылет задержали, поэтому вы не опоздали, то, значит, вы успели пережить и взлет, и падение Колеса в течение нескольких часов. |
ДЕСЯТЬ СФИРОТ | царство | план |
| иврит | значение |
| Кетер | Венец | царство разума | божественный план |
| Хохма | Мудрость (теоретический разум) |
| Бина | Ум (практический разум) |
| Гдола (Хесед) | Любовь | царство эмоций | проявленная Вселенная |
| Гвура (Дим) | Справедливость (Сила) |
| Тиферет (Рахамим) | Красота (Милосердие) |
| Недах | Крепость | царство природы |
| Ход | Слава |
| Йесод | Основа |
| Малхут | Царство | общий итог |
1. Кетер (Венец) | = Перводвигатель | |
2. Хохма (Мудрость) | . = сфера Зодиака | |
3. Бина (Разум) | = сфера Сатурна | |
4. Хесед (Благодать) | = сфера Юпитера | |
5. Гвура (Сила) | = сфера Марса | |
6. Тиферет (Красота) | = сфера Солнца | |
7. Нецах (Победа) | = сфера Венеры | |
8. Ход (Слава) | = сфера Меркурия | |
9. Йесод (Фундамент) | = сфера Луны | |
10. Малхут (Царство) | = сфера Земли | |
| | | | | | |
ДЕСЯТЬ СФИРОТ КАББАЛЫ С СООТВЕТСТВИЯМИ
У ИНДИЙЦЕВ И ГРЕКОВ
КАББАЛА ИНДИЯ ГРЕЧЕСКИЕ МУЗЫ
ДРЕВО ЖИЗНИ
XI. СИЛА
у Уэйта VIII
Die Stärke (Die Kraft); Strength (Force); La Force
АРХЕТИП | Борьба с драконом. |
БУКВА | Каф = К или X, символ - полусогнутая ладонь, горсть. Числовое значение = 20. |
ЧИСЛО | 11 = число греха. Один шаг за пределы Десяти заповедей. Осенний пивной карнавал в Германии начинается 11 числа 11 месяца в 11:11 по местному времени, а его оргкомитет состоит из 11 членов. Эпагомены - 11 дней, составляющих разницу между солнечным годом (365 суток) и лунным годом (354 суток). Об их возникновении рассказывают такую легенду: Во времена, когда в году было еще 360 дней, солнечный бог Ра наложил заклятие |
| на свою супругу Нут, мать богов: она то и дело изменяла ему с другими любовниками, и Ра сделал так, чтобы она не могла рожать детей от них ни днем, когда царствует он сам, ни ночью, которой правит Луна. На помощь Нут пришел хитроумный Тот (Гермес). Он сел играть с богиней Луны, Селеной, и выиграл у нее одну семьдесят вторую часть года (360:72=5), то есть пять суток. Эти пять суток он прибавил к прежнему году. Так в году стало 365 дней. Эти дополнительные дни, самые жаркие дни года, начинались с восходом «Собачьей звезды» - Сириуса в июле месяце. И, поскольку они не принадлежали ни Ра, ни Селене, Нут могла рожать детей в это время. Позже богиня Селена, видимо, проиграла кому-то еще один день, потому что в лунном году насчитывают 354 суток. Во многих культурах имелся такой период «межвременья», когда нормальный порядок вещей переворачивался вверх дном. Именно тогда проводились женские празднества, на которых высмеивали мужчин, шабаши оборотней и деревенский «мировой суд». Эти действия восходили по большей части к древнему культу Артемиды-Дианы, когда-то почитаемой как «львица». |
К.-Г. ЮНГ | «Эротика - вещь сомнительная и всегда будет считаться таковой, какие бы законы не принимались в будущем на этот счет. С одной стороны, она составляет неотъемлемую часть природного животного начала в человеке и останется ею до тех пор, пока у человека есть живое |
| животное тело. С другой же стороны, она сродни высшим формам проявления духа. По-настоящему она расцветает лишь тогда, когда дух и влечение находятся в гармоничной пропорции. Когда один или другой из этих аспектов отсутствуют, возникает перекос, дисбаланс, легко переходящий в болезнь. Преобладание животного начала деформирует человека культурного, преобладание культуры дает больных животных». |
ЦИТАТЫ | «Все главные битвы ты носишь в себе самом. Единственная же твоя победа заключается в том, чтобы научиться доверять самому себе». Шелдон Копп «Не будь в нас животного начала, мы были бы кастрированными ангелами». Герман Гессе «Побороть темные желания можно не бледной, бессильной, не знающей никаких влечений добродетелью, а лишь другими желаниями, еще более страстными». Никоc Казандзакис |
ОБРАЗЫ | Основное качество: мужество. Самсон, Геракл, Лягушиный царь, Даниил во рву со львами. |
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО | В противоположность Самсону, Гераклу и др. женщина на карте подходит ко льву ласково, осторожно - и сзади (с неосознаваемой стороны). Лев обычно ассоциируется с мудростью, а также со страстностью и с животным началом в человеке. |
ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА | Уэйт присвоил этой карте номер VIII. На ней изображена лемниската («лежащая восьмерка»), как и на карте Мага (I). Женщина здесь закрывает льву пасть, то есть сила уже укрощена. Лев даст себя вести, как на поводке, на гирлянде из цветов («благое иго» и «легкое бремя» Божественного Закона). Красный лев в алхимии обозначает золото. |
АНАЛОГИИ | Лихо Одноглазое, доктор Джеки ль и мистер Хайд, граф Эдерланд. |
СОВЕТ | Укроти в себе зверя (с помощью любви и примирения с ним). |
КАЧЕСТВО | Мягкая сила, моральное превосходство, самодисциплина, мужество, гордость, владение собой, энергичность. |
ЦЕЛЬ | Укрощение, трансформация животного начала с помощью любви и примирения с ним. |
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА | Разрушительная сторона силы, жажда власти. Похвальба. Неудержимое честолюбие, безграничное самолюбование. Обыватели, падкие до сенсаций, любители скабрезностей, ханжи, зануды-невротики. |
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ | (плюс) Доверие, обретение новой силы, овладение новыми навыками, духовная и телесная крепость, здоровье, (минус) Опасность получить рану, травму, всплеск низменных желаний, дурной вкус. |
СИНТЕЗ | «Карта Силы символизирует осознание и укрощение нашего животного (грешного?) начала, а также силу, мужество и энергию, которые возрастут, когда мы |
| научимся управлять этим природным началом. Нужно не подавлять, а лишь принять его таким, как оно есть, признать, что в нас (а не только в других) существуют "низменные желания", эти древние инстинкты и первобытные влечения. Та радость, которую испытывают бульварные газетенки по поводу любой сенсации, повышающей их тиражи, безжалостно смакуя самые жуткие детали очередного преступления ("чем хуже, тем лучше"), потому что-де их заботит "полнота информации", доказывает лишь, что "дух Джека-Потрошителя" по-прежнему жив в каждом из их читателей. И тот тон нарочитого возмущения, с которым эта "информация" подается, говорит лишь о молчаливом сговоре всего "добропорядочного общества", соглашающегося признать это пороком лишь за отдельными, особо редкостными маньяками. В том-то и состоит главная проблема: если мы не желаем назвать Лихо Лихом, не хотим признать существование в себе "зверя", то рано или поздно можем пасть его жертвой, начав вести себя так, что цивилизованному человеку внутри нас станет стыдно. (Вспомните о свинском поведении пьяных.) Лишь открыто пойдя навстречу этому "зверю", мы сумеем укротить его. Если посмотреть вокруг, то мы увидим не тысячи даже, а миллионы таких непризнанных львов, которые дружно рявкнут "Да!" в ответ на вопрос Диавола (XV), готовы ли они растерзать ближнего своего, хотя потом сами же ужаснутся этому. Неукрощенная Сила Льва имеет и еще одну сторону: это ощущение собственной |
| одаренности и превосходства, которое, будучи ничем не ограничено, часто перерастает в манию величия, деспотизм и крайние формы самолюбования. Ни готовность к самоуничижению, ни осуждающее морализаторство интеллекта ничего не могут поделать с этим демоном честолюбия. Ибо любое деяние, да даже любое высоконравственное намерение лишь увеличивают жажду самовосхваления». Филипп Метман Алхимики, считавшие своей высшей целью превращение грубых веществ в благородную материю (золото, серебро), искали для этого катализатор, который называли «философским камнем» или «красным львом». Он олицетворяет риск увлечься материальной стороной алхимического Великого Делания, связанными с ним искушениями славой и известностью, вместо того чтобы использовать эти возможности с подобающим смирением, в тиши лаборатории, чтобы довести до конца процесс трансформации собственной личности. Женская сила, олицетворяемая этой картой, основана на гармонии между животным и цивилизованным началами человека. Она открывает второй десяток Старших Арканов и во многом сродни Магу (I), открывающему первый десяток, мужская сила которого основана на гармонии между сознательным и бессознательным. |
СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ | Период энергичной деятельности, мужества и повышенного риска. Успех и признание публики. Предпринимательский дух. Время ярких переживаний и сильных |
| ощущений. Открытие животных инстинктов в себе (жадность, мстительность, жажда разрушения). Работа над собой средствами психотерапии, биоэнергетики и т.д. |
ОТРЫВОК из ЛИТЕРАТУРЫ | Произнося слово «мужество», я имею в виду не только такие его значения, как «смелость» и «решительность», но и более глубокое, старинное его значение, подразумевающее мощь мысли, чувства и воли. Так оно точнее выражает то новое качество, которое ощущает человек, испытывающий «прилив мужества». Греки называли это ощущение enthousi- asmos, от чего идет наше слово «энтузиазм», означавшее, собственно, «преисполненный теоса», то есть одухотворенный Богом или новым качеством. Прежде, чем вновь преисполниться мужества, человек должен длительное время пробыть в покое (карта IX), чтобы по-настоящему увидеть, услышать и ощутить саму Вселенную (карта X), а не одни лишь собственные представления о ней, да и то устаревшие (карта XI - «тень»). Однако такое мужество не есть нечто необычное или редкое. Его часто можно наблюдать у людей, возвратившихся из длительного, спокойно проведенного отпуска (например, за ловлей рыбы). Нередко они начинают оправдываться, что вот, мол, сколько времени потратили «зря», неизвестно зачем и так далее. Однако на самом деле у такого рыболова теперь хватит мужества взяться за такие вещи, о которых он две недели назад не смел и думать. Так что время это прошло для него вовсе не «зря». |
| Это - ложное впечатление, вызванное нашими культурными условностями. По опыту знаю, что свое мужество человек теряет по двум причинам. Первая предполагает некие внешние факторы, выбивающие человека из колеи; я называю ее «подножкой». Вторая, - я называю ее «блокадой», - включает факторы, действующие почти исключительно внутри каждого из нас. ПОДНОЖКА Впервые берясь за какую-то большую работу, больше всего нужно опасаться подножки, которая называется «ошибка при сборке». Ее замечаешь, как правило, когда кажется, что уже почти все сделано. Все детали собраны, подогнаны друг к другу, и вдруг, после многодневного труда, откуда-то берется еще одна, которую не знаешь куда пристроить. Какая-нибудь подшипниковая втулка. Как можно было про нее забыть?! Неужели теперь придется опять все разбирать? И тут твое мужество уменьшается прямо на глазах. Как воздушный шарик: «пфф!» В таких случаях действительно больше ничего не остается, как начать все сначала. Разобрать мотор заново... Но только после трех-, а то и четырехнедельного отпуска, чтобы успеть привыкнуть к этой мысли. Такие ошибки при сборке разного рода механизмов случаются довольно часто. И когда это происходит, нужно немедленно «замерить уровень» своего мужества: не снизился ли он, и если да, то насколько? Хуже всего - поддаться «мужеству отчаяния» и пытаться наверстать |
| упущенное время диким темпом и нечеловеческими усилиями. Так можно лишь наделать еще больше ошибок. Как только мы обнаружим, что работу придется переделывать, нужно немедленно сделать перерыв, и чем больше, тем лучше. Другая подножка называется «перемежающиеся сбои». Самое пакостное в них то, что эти сбои исчезают сами по себе в тот момент, когда мы наконец решили за них взяться. Плохой контакт - наиболее распространенная форма таких сбоев. Он отходит только тогда, когда мотоцикл вибрирует. Когда он стоит, все в порядке. Отыскать такой сбой почти невозможно. Самое лучшее, что тут можно сделать, это попытаться вызвать его искусственно; если же и это не помогает, то проще плюнуть и забыть о нем. Перемежающиеся сбои ведут к падению «уровня мужества» только тогда, когда человек серьезно верит, что починил свой мотоцикл. Поэтому при любом ремонте лучше прокатиться на нем для пробы пару сотен метров, прежде чем ставить точку. Если сбои все-таки будут повторяться, то это, конечно, будет действовать на нервы, но можно утешать себя тем, что это все-таки лучше, чем опять тащить мотоцикл в мастерскую, не зная, что же с ним делать. На худой конец можно взять с собой инструменты и, когда опять засбоит, остановить мотоцикл и попытаться ликвидировать сбой «в рабочем порядке». БЛОКАДЫ 1. Самый распространенный и самый вредный вид блокады - это шаблонное |
| мышление. Неспособность отойти от старого шаблона, взглянуть на вещи по-новому, пересмотреть свои прежние представления. При ремонте мотоцикла надо просто «проснуться» и понять, что же это мы такое на самом деле делаем. Шаблонное мышление не позволяет нам этого. Типичный случай - когда мотоцикл просто не заводится. Факт налицо, однако человек его не видит. То есть он видит «мертвый» мотоцикл, но ему мешает шаблон: мотоцикл должен заводиться! Наткнувшись на такой шаблон, который вполне способен лишить человека значительной доли мужества, нужно прежде всего замедлить темп действий. Тем более что его все равно придется замедлить, раз мотоцикл не заводится. И - еще раз все продумать, проверить даже то, что уже счел до конца доделанным, чтобы убедиться, действительно ли ничего важного не забыто... Да просто посидеть, поглядеть на свой мотоцикл. Мысленно слиться с ним, как рыболов сливается со своей удочкой, не спуская с нее глаз. И тогда рано или поздно ты почувствуешь своеобразный толчок, легкий зов, идущий от какой-то маленькой и незаметной детали: вот она я! Это так же верно, как то, что в конце «Отче наш» в церкви всегда следует «аминь». Этот принцип незыблем, на нем весь мир держится. Главное - открыть глаза и обратить внимание на нужную деталь. Лучшим примером шаблонного мышления я считаю индийскую ловушку для обезьян. Ее делают из пустого кокосового ореха, который привязывают к колышку. Внутрь ореха насыпают немного |
Наши рекомендации