Развитие психологии в средневековый период и эпоху Возрождения
ГОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет
им. профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
Тема: «Развитие психологических знаний в рамках учений о душе»
Развитие психологии в средневековый период и эпоху Возрождения
Утверждена на кафедральном заседании
№ протокола …………….
«___»____________ 2011 г.
Зав. кафедрой психологии и педагогики с курсом ПО
ГОУ ВПО КрасГМУ Минздравсоцразвития
д.псх.н., доцент И.О.Логинова ______________________
Составитель: к.псх.н., С.М.Колкова
Красноярск
1.Тема: «Развитие психологических знаний в рамках учений о душе»
Развитие психологии в средневековый период и эпоху Возрождения
2. Значение изучения темы:
- Учебное – формирование представлений о психологии в средневековый период и эпоху Возрождения, понимания специфичности и уникальности психологического знания того времени для решения профессиональных: и личностных проблем.
- Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.
- Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.
3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о психологии в средневековый период и эпоху Возрождения, знать классификацию отраслей психологии, уметь различать подходы к пониманию психологии, ее предмета в рамках различных отраслей и направлений.
4. План изучения темы:
4.1. Исходный контроль знаний (фронтальный опрос):
-Дайте общую характеристику средневекового мышления
-Чем характеризуется христианская антропология?
-Как описывается путь духовного совершенствования в Средние века?
-Что выступает идеалом познания в Средневековье?
-Чем отличаются два основных течения схоластики?
-Укажите основные взгляды Фомы Аквинского на природу души
-Чем характеризуются взгляды В.Оккама и Д.Скотта?
-Какие подходы в понимании человека формируются в арабоязычной культуре?
-Проанализируйте основные постулаты учений арабских мыслителей
-Какие идеи лежали в основании учения Ибн Сины?
-Охарактеризуйте основные психологические идеи Ибн Сины
-Как решал Ибн Рушд проблему "активного" и "пассивного" ума?
-Кто из арабских мыслителей специально занимался проблемой зрительного восприятия?
-Укажите основные черты культуры Возрождения
-Как решалась проблема личного достоинства в работах П. Браччолини?
-В чем состоял новый взгляд на человека в трудах мыслителей Возрождения?
-В чем состояли взгляды Д. Фракасторо в области теории образов?
-Какая проблема была основной в творчестве Помпонацци?
-О каких трех видах разума говорил Помпонацци?
-Что является высшей ценностью у Леонардо да Винчи?
-Как рассматривал соотношение теории и практики Леонардо да Винчи?
4.2. Самостоятельная работа по теме:
Письменно укажите авторов представленных ниже известных изречений Какие идеи этих философов отражены в этих высказываниях?
«Свобода – это осознанная необходимость»
«Быть – значит быть в восприятии»
«Я мыслю следовательно, существую»
5. Основные понятия и положения темы:
Проблемы психологии в Средние века и эпоху Возрождения (VI-XVI вв.). Общественно-исторические условия развития научной и философской мысли в этот период. Общая направленность развития психологии в Средние века. Психологические знания о душе в трудах арабо-язычных мыслителей X-ХП вв. [Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-аль-Xaйсам (Альгазен), Ибн-Рушд (Аверроэс)].
Психология в рамках схоластики. Психологическая система Ф. Аквинского (1225-1274) Зарождение эмпирической методологии внутри схоластики (Р. Бэкон, 1225-1294). Проблемы познания и путей совершенствования человека в мистицизме (М. Экхарт).
Возрождение естественно-научного направления, науки и искусства (XIII-ХVI вв.). Проблема человека в деятельности итальянских гуманистов (Данте, Боккачио, Петрарка) и северном гуманизме (Эразм Роттердамский, Меланхтон, Рейхлин).
Развитие анатомии и медицины и их влияние на понимание души и ее функций в теле. Завершение этапа развития психологии в рамках учений о душе. Критика Ф. Бэконом (1561-1626) психологии Аристотеля и новое понимание души. Учение о познании и о роли вспомогательных средств в познавательной деятельности человека. Роль опыта в познании, виды опытов. Оценка Л.С. Выготским идей Ф. Бэкона об орудиях и вспомогательных средствах познания.
Ключевые понятия: софисты,софистика, эйдолы, теория истечений, теория гедонизма, всеобщий детерминизм, объективный идеализм, генезис, катарсис, киники, атараксия, стоики, пантеизм, Логос, неоплатонизм, холизма, эманация, экстаз, интроспекция, сакральная психология, волюнтаризм, теория двух истин, томизм, имманентность, интенция, сенсуализм, индукция.