Вопрос 4. Методы психологии
Знание психологических закономерностей работы с людьми позволит управленческому составу более успешно решать проблему, для изучения личности, отношений в коллективах следует применять различные методы исследования.
1. Методы организации исследования
Сравнительный метод – сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, видам деятельности, психофизиологическим особенностям и т.д.
Лонгитюдный метод – исследование психологических изменений одних и тех же лиц или социальных групп на протяжении длительного времени.
Комплексный метод – изучение объекта, явления как системы представителями различных наук.
2. Методы сбора данных
– биографические (психологическое изучение личности по ее биографии);
– обсервационные (наблюдения, опроса, анкетирования, беседы и др.);
– психодиагностические (функциональные тесты-пробы изучения внимания, памяти, мышления, восприятия и др.);
– проективные (тесты, ориентированные на косвенное выявление психологических особенностей человека);
– праксимические (изучения продуктов, способов, средств, организации, условий деятельности путем хронометража, видеосъемки и др.);
– самонаблюдение и наблюдение;
– экспериментальные (естественный, лабораторный, констатирующий и формирующий эксперименты)
3. Методы обработки данных
Эти методы бывают: количественными (статистическая обработка данных, ранжирование, шкалирование и др.) и качественными (систематизации, группировки, типологизации, синтеза и обобщения, структурного анализа, сравнения, графического изображения и др.)
4. Методы интерпретации и оценки данных
– теоретический (интерпретации и оценки собранного материала на основе существующей теории);
– сравнительный (то же, но в сравнении с материалами собранными ранее или полученными другими исследователями);
– экспертно-психологический;
– каузальный (констатации и объяснения причин);
– структурный (выявление организации элементов);
– системный (выявление целостностей, соподчинения элементов, системных свойств, функций);
– сетевой (выявление сетевых свойств, функций, взаимодействия и взаимовлияния периферии, где центральное звено играет роль только доставки информации);
– генетический (прослеживание становления и развития, этапов и тенденций);
– факторный (установление условий, присущих им факторов, их роли и влияний);
– апробационный (проверка правильности выводов и оценок на практике).
5. Методы коррекции
- аутогенная тренировка – достижение определенного психофизиологического состояния с помощью самовнушения;
- групповой тренинг – это своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции..
Характеристика основных методов сбора данных
Основным и наиболее распространенным методом психологии является метод наблюдения.
Наблюдение – это эмпирический метод изучения, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.
Требования к наблюдению:
1. Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
2. Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
3. Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.
4. Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные ранее.
Своеобразной формой наблюдения является беседа, устная или письменная. Ее цель – выяснить ограниченный круг вопросов, трудно доступных непосредственному наблюдению. Однако большое практическое значение беседы наряду с широтой применения позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного, хотя и не основного, метода психологии.
Беседа должна проводиться в виде непринужденного разговора с человеком, являющимся объектом исследования. Эффективность этого метода изучения людей определяется соблюдением ряда основных требований (продумать план, быть понятным собеседнику, продумывать как прямые, так и косвенные вопросы, сопоставлять сказанное и увиденное и др).
Интересный материал психологии дает биографический подход, т. е. анализ жизненного пути человека по тем сведениям, которые он может сообщить о себе по памяти. Этот метод доступен каждому руководителю и не требует предварительной подготовки с его стороны. Однако надо помнить, что литературная обработка биографий часто искажает наиболее ценные для психолога непосредственные высказывания самих сотрудников.
Кроме пассивных наблюдений в психологии используются специально организуемые опыты (или эксперименты). Эксперимент– эмпирический метод исследования тех или иных явлений в управляемых наблюдателем условиях.
Психологический эксперимент – это изучение особенностей деятельности человека, вызванных целенаправленным изменением условий, задач или способов выполнения этой деятельности.
Лабораторный экспериментизучает особенности искусственно сформированного вида деятельности.
Естественный эксперимент в психологии организуется непосредственно в условиях реальной деятельности.
В последнее время все большую популярность приобретает выделившийся из лабораторного психологического эксперимента метод тестирования. Тестирование– экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических психологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.
Термин «тест» (по-английски – задача, проба) был введен в Англии. Основоположники тестирования – Ф. Гальтон, Ч. Спирман, Дж. Каттел, А. Бине, Т. Симон. Сам термин "умственный тест" придумал Кеттел в 1890 г.
Литература:
1. Марцинковская Т.Д. Общая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – с. 5–28, с. 104–119, с. 290–309.
2. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013. – с. 61–79, 80–101.