Как лучше узнать друг друга? 5 страница
Но давайте по порядку. Венчанию предшествует чин обручения, когда будущие супруги обмениваются кольцами, в знак любви и верности. По традиции (которая, правда не всегда соблюдается) жениху надевается серебряное кольцо, - невесте – золотое. Но это не их кольца. То есть они сделаны по размеру, но им лично не принадлежат. Ибо муж носит серебряное кольцо жены (серебро – символ луны, получающий свой свет от солнца), а жена – золотое кольцо мужа. Золото, соответственно, символизирует солнце, и муж как глава семьи сравнивается с этим небесным светилом.
Кольца, как уже говорилось, есть памятка супругам, что они уже не принадлежат себе.
Когда я учился в Семинарии, молодых женатых семинаристов монахи и люди холостые в шутку называли «окольцованными». Ну, монахи вообще народ весёлый. Кольцуют, как известно, птиц и кольцо показывает, что за птицей наблюдают, она на виду и уже не свободна, кому-то принадлежит. Человек с кольцом тоже показывает, что уже не свободен, сердце его занято, и сам он уже навеки связан со своей половиной. Недаром кольца без начала и конца – символ вечности, бесконечности. Об этом обручальное кольцо напоминает супругу или супруге, а также всем окружающим.
При чине обручения священник молится о том, чтобы Господь утвердил обручение жениха и невесты «в вере и единомыслии, … истине и любви». Здесь, конечно же, имеется в виду вера в Бога, как Подателя всех благ, ибо: «Без меня не можете творить ничего». Но тут есть ещё и другой смысл. Супруги должны иметь взаимную веру. Вера – это доверие тому, кого любишь и кому доверяешь. Вера – это также верность любимому человеку.
После обручения следует само таинство венчания. Я не буду во всех подробностях раскрывать богословский смысл венчания, задача наша другая. Остановлюсь лишь на самых основных моментах.
При венчании читаются три молитвы. В них как бы описывается вся история ветхозаветного супружества от Адама и Евы и подчёркивается богоустановленность брака. Здесь вспоминаются Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, явившие нам пример истинного супружества. Также супругам испрашивается благословение на рождение детей. Священник просит, чтобы Господь благословил новобрачных чадами, как Он благословил благим плодом Захарию и Елисавету и Иоакима и Анну. Супругам испрашивается твердая вера в Бога и друг в друга, любовь и единомыслие. Упоминаются также и родители брачующихся. Говорится, что молитвы родителей утверждают основание домов их чад. Родители отпускают от себя детей, доверяют их друг другу и должны помогать своей молитвой и любовью созидать новую «Малую Церковь». Детям тоже следует помнить, что их долг любви и заботы о родителях не заканчивается с выходом из отчего дома.
Кульминацией таинства венчания является возложение на жениха и невесту венцов. Что это за венцы? Митрополит Антоний Сурожский пишет: «В древности каждый раз, когда бывал праздник, самый обыкновенный семейный, или городской, или государственный праздник – люди надевали венцы из цветов». Сейчас это практикуется и при венчании церковном, например, у греков, которые надевают венцы из живых цветов.
В древней Руси в день своего венчания невеста и жених назывались князь и княгиня, почему? Потому что в древнем обществе, пока человек не был женат или замужем, он являлся членом своей семьи и был во всём подвластен старшему в семье, отцу ли, деду ли. Только когда человек женился, он делался хозяином своей жизни. Древнее государство состояло как бы из союза суверенных, то есть независимых семей. Они были свободны выбирать свою судьбу. Все вопросы решались в согласии, во взаимном понимании, но каждая семья имела свой голос и свои права»7. Происходило как бы венчание на новое царство. Но у этих венцов есть и другое значение. Это также венцы мученические, которыми Господь венчает своих верных рабов, выстоявших во всех страданиях и испытаниях. Брак – это не только семейные радости, это совместная ноша, иногда очень нелёгкая, крест, который несут супруги, испытания и бури, которые выпадают на их долю. В браке иногда спасаться ничуть не легче, чем в монастыре. Это ежедневное «ношение тягот друг друга». Безропотное несение жизненного креста вообще называют бескровным мученичеством.
После возложения венцов следуют два чтения из Священного Писания. Сначала читается Послание апостола Павла к Ефесянам, об обязанностях мужа и жены. К нему мы уже обращались в главе «Мужеский пол и женский». Особенно почему-то запоминаются последние слова Послания. Чаще всего какой-нибудь громогласный диакон или чтец на весь храм возглашает: «А жена да боится своего мужа!» От подобного громогласия все читанное ранее почти забывается. А ведь там заключена вся суть и объяснение последней фразы: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5. 25), - говорит апостол. То есть муж должен любить свою жену до самопожертвования, быть готовым отдать свою жизнь, пожертвовать самым дорогим.
Далее святой апостол Павел призывает мужей любить жен как самих себя, как свое тело. «Никтоже когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю», - как и Господь любит Церковь, ибо она тело Его. Обязанности мужа – заботиться о жене, питать и греть ее. Муж должен свои отношения с женой рассматривать как отношения Церкви и Христа. Может ли Господь обидеть или оскорбить Церковь? Вопрос абсурдный. Вот какие требования к главе семьи. И только после этого говорится: «а жена да боится…». Как боится? Трепещет, что муж придёт усталый или пьяный с работы, и она попадёт под горячую руку? Конечно, нет. Муж – образ Христа в семье. Мы говорим: «Страх Божий», «Бойтесь не людей, а Бога» - вовсе не потому, что боимся какой-то кары от Господа. Это боязнь другого рода: обидеть любимого, расстроить его, оказаться недостойным его любви. Мне эта боязнь знакома с детства. Отец никогда не бил нас, не особо наказывал, разве что совсем маленьких. Но то, что папа расстроится из-за шалости, плохого поступка, та мысль, что сам бы он так никогда не поступил, была пострашнее ремня.
Да, апостол Павел говорит, что жены должны повиноваться своим мужьям как Господу, но и муж обязан любить свою жену как Христос любит Церковь.
Второе чтение из Евангелия от Иоанна. В нём рассказывается, как Господь Иисус Христос пришёл в Кану Галилейскую на брак. И на брачном пиру случился недостаток вина, видимо люди были очень небогатые. И Христос творит Свое первое на земле чудо. Проявляя милосердие и любовь к пригласившим Его, Он превращает воду в прекрасное вино и свадебное веселие продолжается. Кроме исторического значения и благословения Господом брачного союза, это событие имеет и другой смысл. В Священном Писании всегда несколько слоев. Чаще всего: 1) исторический, бытийный, 2) общецерковный и, 3) имеющий значение для каждого из нас лично. Какое же значение заключается здесь для супругов? В жизни семейной не может быть постоянного пламенного горения любви, приходят и сложные периоды. Митрополит Антоний пишет: «Когда радости вашей начинает приходить конец, когда вы уже почувствовали, что вы друг другу дали всё что только могли дать, что нового вы ничего не сможете сказать…, тогда прислушайтесь к тому, что Бог говорит в ваших сердцах, прислушайтесь глубоко к тому, что Он вам скажет, - и что бы Он вам не сказал, то сделайте и тогда вода обычной жизни – серость жизни, бесцветность её – вдруг просияет».8) Неужели Господь, Который сотворил небо и землю и претворил обычную воду в вино, не поможет людям в сложный для них период и не обновит в них любовь и не дарует радость большую, чем они имели прежде? «Просите, и дастся вам». И, конечно, сами прилагайте усилия.
После краткой ектении и пения молитвы «Отче Наш» венчающиеся пьют общую чашу. Чаша подаётся три раза сначала мужу, а потом жене. Чаша символизирует то, что в браке все радости и испытания супруги должны делать пополам, поровну. Интересно, что муж начинает пить, а жена зака нчивает и допивает до дна всё, что осталось в чаше. Как-то я венчал одну пару. И когда настало время пить вино из общей чаши, муж сказал, что не может, страдает алкоголизмом (видимо был зашит). И жене пришлось самой пить всю чашу. И я подумал, что когда супруг страдает недугом пьянства, жене приходится как бы нести двойную чашу за себя и за него.
Жених и невеста три раза обводятся священником вокруг аналоя, в знак духовной радости. Держатся они за руки, в знак того, что будут неразлучно, вместе идти и по жизни. На аналое лежит Евангелие и они совершают вокруг него круг. Этот круг есть символ жизни человеческой, которая не ограничивается временными рамками, а продолжается вечно. Если супруги сами не разорвут этот круг, их брак будет продолжаться и на небесах. Троекратное хождение венчающихся сопровождается пением тропарей: «Исаия, ликуй», «Святи мученицы» и «Слава Тебе, Христе Боже». Про то, что, перенося все тяготы и испытания вместе, супруги уподобляются мученикам, речь уже была. Но в браке открывается и великая радость и утешение. Радость взаимной любви и рождения детей. Поэтому в тропаре «Исаия, ликуй» говорится о рождении от Девы Марии Спасителя.
На этом чин венчания заканчивается. Далее следует снятие венцов с чтением специальных молитв, и отпуст.
В заключении скажу, что почти все таинство венчания супруги стоят рядом, вместе, но смотрят не друг на друга, а в одну сторону на иконы, на алтарь. Уже неоднократно говорилось, что в браке так и должно быть. Муж и жена должны не замыкаться в своём узком мирке, а идти к одной цели, ко спасению.
Глава семьи
Одна раба Божия, прочтя в интернете мою статью о семейной иерархии, не совсем правильно поняла её и задала вопрос: «Так что, если муж должен быть образом Христа (как говорит апостол Павел), но ведёт себя не подобающим образом, то жена не должна слушаться его «как Церковь повинуется Христу» (Еф. 5, 24)? Иерархия семьи богоустановлена, она имеет основание в Св. Писании и её никто не может отменить. То, что жена должна почитать мужа, слушаться его, также очевидно как то, что существует заповедь «почитай отца и матерь твою» (Втор. 5:16). Тем более, что мужей, в отличие от родителей, жены выбирают себе сами. В 5-ой заповеди о родителях не сказано: «почитай только хороших заботливых родителей, а если они пьют или недостаточно заботились о тебе в детстве, ты не должен почитать их». Очень многие жёны сами виноваты в том, что их благоверные фактически не являются главой семьи. Одна моя соседка говорила: «Я в доме мужик, я больше зарабатываю». Скажите, захочет ли после таких слов мужчина быть главой такой жены? Конечно, большая беда, что мужчины сейчас сами боятся быть главой, управлять своим домом. Некоторые считают себя неспособными к этому. Это большое заблуждение. Глава это совсем не обязательно блестящий руководитель и организатор, это человек, который несёт ответственность не только за себя, но и за жену и детей: «потому, что муж есть глава жены» (Еф. 5, 23); «вот Я и дети, которых мне дал Бог» (Евр. 2:13).
Эти слова, сказанные о Христе, можно отнести и к главе семьи. Главное, чтобы сам мужчина хотел нести бремя ответственности, а его домочадцы помогали ему в этом. Ведь умный глава, руководитель – это не деспот, он, принимая решения, может советоваться с подчинёнными, обсуждать важные для всего коллектива вопросы, но все знают, что решающее слово всегда за ним. У главы, конечно, могут быть мудрые помощники, советники. Но при этом умный подчинённый никогда не будет посягать на авторитет главы, пытаться его унизить, обидеть.
Монарха делает его окружение и король, генерал, любой другой руководитель только тогда будет таковым, если его подданные или младшие по званию почитают его. По воинскому уставу младшие первыми отдают честь старшим. Если идёт полковник, майор отдаёт ему честь. Не потому что он великий полководец и семи пядей во лбу, а потому что он старший по званию, это дисциплина, субординация.
В семье очень хорошо, когда решения, важные для всех принимаются сообща, на так называемом семейном совете, это помогает избежать обид и конфликтных ситуаций. И жене всегда нужно советоваться с мужем, спрашивать его мнения. С этого и начинается его почитание как главы. А быть главой семьи – это настоящее мужское предназначение, заложенное в самой природе мужчины. И хотя дело это непростое, как говорится: «Тяжела ты шапка Мономаха», но то уважение, почитание и любовь, которые получает он по праву от своих домашних – лучшая награда за его труд.
Но как же действовать женщине, чтобы побудить мужчину вести себя по-мужски и брать на себя ответственность?
Первое: перестать давить на него. Давление, ворчание и проч. приводит только к одному: желанию уйти из-под навязчивой опеки. Чем больше действие – тем больше противодействие, как известно из физики. Заставить кого-то что-то сделать, конечно, можно, но только из-под палки и на короткое время. Обычно человек, которого таким образом пытаются научить чему-либо, замыкается в себе. Если он гордый, то на всё это просто плюет, а если нет, у него появляется полная растерянность и неуверенность в своих силах. Его самооценка (и без того низкая) падает ниже нуля. И он, конечно, никогда не сможет проявить мужских качеств.
Остаётся одно: отложить кнут и взять пряник. Мужчина вообще очень нуждается в женской похвале, это придаёт ему уверенности, и похвалу в данном случае не нужно путать с лестью и лицемерием. Ибо лесть со славянского языка переводится как обман. То есть человеку сознательно врут, восхваляя его мнимые достоинства. Или хвалят неискренне, нелюбя, с корыстной целью. Здесь же совсем другое.
Если мы любим человека и искренне хотим ему добра, желаем улучшить с ним отношения, то похвала не является лестью, и нужно хвалить его, благодарить за то добро (пусть малое), которое он делает.
Повлиять на поведение ближнего можно не с помощью крика: «Ах, ты такой-сякой, ничего не делаешь!», а поощряя те редкие хорошие мужские поступки, которые он иногда совершат, или когда-то совершал. Нужно использовать похвалу, поощрение, чтобы вселить в него уверенность в своих силах. Почаще говорить ему, что хотим с ним посоветоваться по каким-то вопросам, стараться не принимать единоличного решения, а обсуждать самые разные темы вместе.
Как говорится: «ум хорошо, а два лучше». Если он начинает проявлять какие-то сильные стороны, говорите, что гордитесь им, что он настоящий мужчина и т.п. Даже то, что он сделал когда-то давно, нужно почаще вспоминать с благодарностью. Не исключено, что ему захочется повторить нечто подобное. Процесс этот, конечно, не быстрый и не простой. Может быть, пройдут месяцы и даже годы, прежде чем ситуация начнёт исправляться. Но другого пути нет. Только так можно подвигнуть человека на какие-то действия и положительно повлиять на него. Главное, чтобы жена была довольна даже теми малыми шажками мужа, которые он делает ей навстречу. Чтобы она ценила это и не забывала благодарить и поощрять его.
Как я уже неоднократно говорил, мужчине очень непросто измениться, привыкнуть к новой ситуации. Но можно надеяться, что если он хоть немного научится проявлять решительность и мужественность, ему это понравится, и он будет делать и дальнейшие шаги. Ведь быть сильным – истинное предназначение мужчины, заложенное в его природе.
И последнее: женщине нельзя предъявлять к мужчине слишком завышенных, невыполнимых требований. Живой человек никогда не будет соответствовать выдуманному идеалу.
Кстати, этот способ: поддержки и поощрения мужа для того, чтобы внушить ему веру в себя и научить совершать мужские поступки, годится не только для женщин, страдающих комплексом «главнокомандующего». В некоторых других ситуациях это тоже неплохо действует. Например. Муж редко дарит жене цветы. Только на именины и в день рождения. Ей хочется большего, и она прямо говорит ему об этом, выражая своё недовольство. К чему это приводит? К тому, что он сначала перестаёт дарить цветы на день рождения, а если жена продолжает на него давить, то вообще перестаёт дарить подарки. То есть женщина добилась прямо противоположного результата. Мужчина не переносит давления. Он только тогда разрешает командовать им, когда сам этого пожелает, то есть он видит что не стоит из-за такой мелочи копья ломать. Если жена действительно хочет добиться результата, она должна не упрекать мужа: как давно ты не дарил мне цветов; какой же ты невнимательный! А действовать по-другому. Показать, как ей приятно получать от него подарки. Например: «Я была так счастлива, когда ты подарил мне букет год назад, я очень часто вспоминаю об этом с благодарностью». Но опять же эти слова должны звучать искренне и с любовью. И очень возможно, что мужчине захочется почаще радовать вас.
Семейная жизнь
Свадьба, брачное торжество всегда считалось кульминацией человеческой радости, счастья. Недаром Господь Иисус Христос в евангельских притчах, говоря о радости и блаженстве Царства Небесного, так часто обращается к образу брачного пира, свадебной трапезы.
И наши русские сказки обычно кончаются «пирком и свадебкой». «И стали жить, поживать да добра наживать». Притом добра не только материального, но и духовного, доброты, ласки и любви друг к другу.
О свадьбе, замужестве мечтает почти каждая девушка, любой молодой человек, даже самый легкомысленный думает со временем стать главой семьи, увидеть продолжение своего рода в детях и внуках.
Представим себе свадьбу. Кортеж из празднично украшенных ленточками и цветами машин подвозит молодых к церкви. Торжественное венчание. Согласно важному и сакраментальному моменту «жених серьёзен очень, а невеста – ослепительно молода» и прекрасна в своём белоснежном платье с фатой. Её мама украдкой плачет от радости за молодоженов. Священник говорит после венчания проникновенные слова о радости семейной жизни и взаимной ответственности перед Богом и друг перед другом. Светская, официальная часть также проходила весьма торжественно; родители жениха – люди светские и поэтому пришлось отдать дань и им, «чтобы все было как у людей». Традиционный марш Мендельсона в ЗАГСе, шампанское, поцелуи, и жених несёт невесту на руках до автомобиля.
Сколько песен сложено про свадьбу, сколько обычаев и обрядов вокруг этого события! Шуточное похищение невесты, выкуп молодой и многое, многое другое.
И конечно свадебное застолье. Крики: «Горько!», тёплые слова, слёзы радости. Правда по своему опыту знаю, молодожёнам хочется, чтобы шумное праздничное веселие поскорее закончилось, и они, наконец, остались наедине.
Сколько тостов, пожеланий говорится на свадьбах: И «детей побольше», и «дом – «полная чаша» и «совет да любовь», в общем, всё как положено. И всем кажется, что уж эти молодые люди точно будут жить долго и счастливо и умрут в один день. И сами молодожёны твёрдо в этом уверены, что уж их - то обычные проблемы не коснутся: не погубит их чувства рутина и быт, не появится коварная разлучница или третий–лишний. Ведь они так любят друг друга! После свадьбы по традиции следует медовый месяц. Он может проходить по-разному. Кто-то отправляется по Святым местам, это старая, ещё дореволюционная традиция. Например, И.С. Шмелёв после женитьбы посетил со своей молодой женой Валаамскую обитель и описал потом своё путешествие. Некоторые предпочитают увеселительное турне в тёплые края – Турцию, Египет или Крым.
Иногда молодожёны просто проводят время в уединении на загородной подмосковной «фазенде». Всё это не так уж важно, главное, что они вместе и счастливы вдвоём. У молодых почти никаких проблем, они радуются жизни, всё их устраивает друг в друге, кажется милым и забавным, они решительно не видят никаких недостатков и так будет всегда, - думают они.
Но вот медовый месяц проходит, начинаются будни. Работа, заботы, ежедневное приготовление еды, уборка и стирка. И появляются первые проблемы. Молодые муж и жена оба, как правило, работают, или учатся, а иногда и то и другое. И вот муж идёт домой с работы, усталый после трудового дня и размышляет: «Я тружусь с утра до вечера, я кормилец семьи, мне нужен отдых от забот, вот сейчас приду домой, жена встретит меня горячим вкусным ужином, возьму газетку, почитаю, или просто лягу на диван, посплю, а потом буду смотреть по телевизору очень интересный матч, ведь сегодня полуфинал чемпионата мира по футболу!» И вот он приходит домой и видит, что дома вообще никого нет, а потом приходит жена и говорит, что задержалась на работе, нужно было закончить годовой отчёт. Муж пока всё это терпит, достаёт из холодильника покупные пельмени и начинает, молча варить их, но вечер уже испорчен. Не то чтобы горячего ужина, но даже жены, которая должна встретить его, обнять и приласкать, он дома не нашёл. А жена видит ситуацию по-своему: «Я работаю не только на работе, но и, приходя со службы, тружусь дома: готовлю, мою посуду, убираюсь, то есть просто верчусь целый день, как белка в колесе. Мне тоже нужен отдых. Я хочу, чтобы муж, придя домой ценил всё это. Если не дарит каждый вечер цветы, то хотя бы шоколадку, а потом сел бы рядом со мною и я начала рассказывать ему, что произошло за день, делиться своими переживаниями, а потом он рассказал бы мне какую-нибудь интересную и весёлую историю. А он вместо этого норовит лечь на диван или включить телевизор, а мне может быть самой хочется его смотреть. Сначала супруги не устраивают скандалов, копят раздражение, обиду в себе, но отчуждение растёт, как трещина во льдах. Дальше – больше, и через некоторое время их начинает раздражать в другом то, что раньше казалось милым и приятным. Какие-то не совсем правильные черты лица, привычки. Что-то, что вообще раньше не замечалось, теперь вызывает приступы раздражения. Например, жена, когда чистит зубы, начинает выдавливать пасту из тюбика с конца, аккуратно закатывая его в трубочку, а муж надавливает на середину. Это же ужасно! Муж режет хлеб, держа его на весу, а жена только положив на разделочную доску. И так далее. И начинаются первые ссоры, скандалы, в которых каждый, естественно, пытается свалить вину на другого, оправдать себя: «Ты как варишь борщ, моя мама никогда так его не варила», «А ты как забиваешь гвозди, руки у тебя не тем концом вставлены, что ли?» «И ты женщина будешь меня учить делать мужскую работу?» «Да твоя мать вообще никогда не умела готовить!» «И вся ваша семья сборище неумех и неудачников!»
Женщины вообще очень любят всё обобщать. После таких «разборок» муж всё чаще задерживается на работе, а когда приходит домой, от него идёт отчётливый запашок спиртного. А жена вообще думает, что вся эта свадьба самая большая ошибка в её жизни, и зачем только она не приняла предложение своего институтского приятеля Вити, ведь он так любил её, хотел жениться, а она отказала ему ради этого бесчувственного сухаря и неудачника.
И вот супруги, которые прожили вместе совсем немного, всего несколько лет, всё чаще вспоминают, где же лежат их паспорта, чтобы взять их и пойти в то место, где ещё недавно они под марш Мендельсона обменивались кольцами, но уже для того, чтобы поставить в паспортах совсем другой роковой штамп «Брак расторгнут. Такого-то числа…»
История эта очень типична для нашего времени. Ведь по статистике в нашей стране на 100 регистрируемых браков в год, регистрируется 80 разводов.
А ведь всё могло бы быть совсем по-другому. Ведь наши молодые имели друг к другу чувства, вначале им было хорошо вместе, никто не мешал их счастью. Что же они делали неправильно и почему их брак потерпел кораблекрушение? Почему через несколько лет брака в одной квартире, вместо любящих людей оказались два человека, которых объединяет лишь совместная жилплощадь и дети (если есть). Так говорила одна моя знакомая – у нас с мужем остались общими лишь наши дети.
Постараемся найти ответы на эти важные вопросы.
Первоначальное, рабочее название книжки, которую вы сейчас держите в руках, было «И будут два одна плоть» (потом в силу обстоятельств название пришлось изменить). Это слова из Библии (Быт. 2: 24 ), и ещё Господь говорит «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10, 9). То, что соединено в брачном союзе, не должно быть разрушено нашим эгоизмом, косностью, ленью и раздражительностью. Свою книгу я хотел назвать так, потому что надеюсь, что она может помочь людям разобраться в том, что нас разделяет, и чем мы отличаемся друг от друга и придти к желанному единству в браке. Эти слова Священного Писания о единстве двоих в одном теле (плоти) брака выражают смысл и цель супружества. Стать уже не двумя обособленными людьми, но единым организмом. Единой душой и телом. Прийти к единодушию и соединению. И именно поэтому брак – это всегда таинство, даже когда супруги ещё не готовы к венчанию. Любой законный брак это тайна, в нём есть нечто сакраментальное, мистическое. Ведь два порой совершено разных индивидуума со своими привычками, внешними физическими данными, жизненным опытом, наследственностью, должны стать единым целым, и этот союз выше и крепче кровного родства. Ведь между родителями и детьми первая степень родства (единица), а между супругами нулевая (ноль), они являются более близкими родственниками, чем родители и дети. Частично это отражено даже в гражданском законодательстве.
Так возможно ли в наше время это единство, это семейное счастье, или оно бывает только в сказках? Жизнь в семье, в браке это целое искусство, ему учатся всю жизнь, умные супруги всегда извлекают пользу даже из ошибок, чтобы улучшить свои отношения, и эти трудности не только не разрушают их брак, но ещё крепче его цементируют. Пора, наконец, начать думать о самых главных вещах в жизни, нельзя жить по инерции. Нужно читать книги, советоваться со специалистами по вопросам семьи, со священниками и самим размышлять над своей супружеской жизнью. Многие конечно постигают эту науку ещё в детстве, на благом примере родителей. Ну, а если не было такого хорошего примера, если не научили в детстве, не дали пример крепкой дружной семьи? Значит самим нужно постигать эту непростую науку, заниматься самообразованием. Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма св. мученицы Татианы при МГУ, человек, много работающий с молодёжью, сделал как-то интересное замечание о том, что, готовясь к браку, люди думают о чём угодно: какого фасона выбрать свадебное платье и костюм, какие купить обручальные кольца, где будет проходить свадебное застолье, то есть о вещах, не имеющих, по большому счёту, никакого значения, и совсем не думают о том: что мы хотим от нашего брака и друг друга, как будем строить наши отношения, и , наконец: как нам сделать друг друга счастливыми? А об этих вопросах необходимо задумываться как жениху и невесте, так и уже зрелым супругам.
Сейчас я приведу ряд существительных, которые можно объединить одним общим названием: корабль, костёр, дом, работа, чайник, дерево, борьба, тело, решение, цветок, жертва, команда. Что же между этими словами общего, спросите вы? Ну, разве что дерево и цветок – это растения, ну, а всё остальное не имеет никакой прямой связи. Дело в том, что все эти слова являются названиями, образами, если хотите аллегориями семейной жизни. На примере их постараемся понять, что есть семейная жизнь, как на неё настроиться и как избежать самых распространённых ошибок.