L. S. Vygotsky's school: the line of continuity

A. A. Leont'ev

Member of the RAE, dr. sci. (psychology), dr. of sci. (philology), professor, Moscow State University, Moscow

The approaches of Vygotsky's followers to the ratio of inner plan of action and theoretical activity, and also to the concepts of "pretended situation" and meaningful field in the child play and to Vygotsky's position in these problems are analysed. There are displayed that Vygotsky and Elkonin had been had a creative discussion in early 30th .

Key words: Vygotsky, Elkonin, Leontiev, Vygotsky's school, theoretical activity, inner plan, pretended situation, role play, meaningful field.

стр. 103

Воспоминания, размышления, беседы. "СТРЕМИТЬСЯ НЕ К КАРЬЕРЕ, А СТАРАТЕЛЬНО СЛУЖИТЬ ДЕЛУ"

Автор: В. И. АРТАМОНОВ

Предлагаем беседу с доктором психологических наук, профессором Евгением Александровичем Климовым. В издании Московского университета1 читаем: "...родился 11 июня 1930 г. в г. Вятские Поляны Кировской обл. Окончил отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического факультета Казанского университета с отличием (1953). Квалификация: преподаватель.

Кандидат психологических наук (1959), доктор психологических наук (1969). Профессор (1970). Заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (1983)2 , научный руководитель лаборатории психологии профессий и конфликта (1992) факультета психологии..." Далее, придерживаясь в основном названного выше источника (с уточнением некоторых дат и дополнением новых сведений) сообщим следующее: декан факультета психологии (1986 - 2000).

Действительный член (академик) АПН СССР (1985, ныне РАО), Международной академии психологических наук (1993), Международной академии акмеологических наук (1993), Международной академии информатизации (1994), президент Российского психологического общества (1994 - 2003), председатель Экспертного совета по проблемам комплексного изучения человека, психологии и педагогики Российского гуманитарного научного фонда (2001).

Область научных интересов - взаимозависимость профессиональной деятельности и индивидуальных, типологических особенностей человека как субъекта труда; проблемы психологической классификации профессий в целях профориентации; специфика образа мира у представителей разнотипных профессий; вопросы

1 Профессора и доктора наук Московского университета им. М. В. Ломоносова: Биографический словарь 1997. Серия "Архив Московского университета". М.: Книжный дом "Университет", 1998. Стр. 241.

2 Теперь можем уточнить: (1983 - 2003 гг.)

стр. 104

отечественной истории психологических знаний о труде и трудящемся. Тема кандидатской диссертации: "Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов" (научный руководитель - проф. В. С. Мерлин). Тема докторской диссертации: "Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы".

В работах Е. А. Климова показано, что эффективность деятельности человека в массовых рабочих профессиях выше, если человек рассматривается не как типовая "живая машина", а как субъект, создающий, в частности, индивидуально-своеобразную систему способов своей деятельности. Разработана классификация профессий как многопризнаковых объектов, широко применяемая в практике руководства выбором профессии (включая и ситуации вынужденной перемены труда), разработаны средства информационной поддержки процессов включения молодежи в профессиональное становление. Читал курсы лекций и вел спецкурсы "Психология труда", "Психология профессий", "Психологические проблемы профориентации" и др. Подготовил около 30 кандидатов наук, некоторые из них стали докторами наук. Опубликовал более двухсот работ. Основные труды: "Обучение рабочих на производстве новым приемам труда и пути индивидуального подхода" (Казань, 1958), "Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам труда, учения, спорта" (Казань, 1969), "Школа...а дальше?" (Л., 1971), "Путь в профессию" (Л., 1974), "Введение в психологию труда" (М., 1988, 1998), "История психологии труда в России" (в соавт. с О. Г. Носковой, 1992), "Пути в профессионализм" (2003), "Психология профессионального самоопределения" (Ростов-на-Дону, 1996, М., 2004) и др.

1953 - 1968 гг. - работа в Казанском государственном университете им. В. И. Ульянова-Ленина (последовательно - ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент кафедры педагогики и психологии). В 1968 г. был приглашен заведовать отделом психологии труда Всесоюзного НИИ профтехобразования Госпрофобра СССР (Ленинград), где проработал восемь лет.

1976 - 1980 гг. - профессор кафедры психологии Ленинградского педагогического института (ныне - университет) им. А. И. Герцена. С1980 г. по настоящее время работает на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Лауреат Ломоносовской премии (МГУ) за педагогическую деятельность (1999).

Награжден Орденом Почета (2001), медалью "За освоение целинных земель" (1957), нагрудным знаком "Отличник профтехобразования СССР" (1979), медалью "Ветеран труда" (1987), почетным знаком "За заслуги в развитии системы профтехобразования" (1988), Почетной грамотой Президиума Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Министерства образования Российской Федерации "За большие заслуги в работе по аттестации научных и научно-педагогических кадров" (много лет работал в составе экспертного совета по педагогике и психологии ВАК, в частности, и в качестве председателя этого совета). Указом Президента Республики Татарстан Е. А. Климову присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки Республики Татарстан" (2000). Президиум Российской Академии наук удостоил Е. А. Климова за серию работ (в составе группы психологов) премии им. С. Л. Рубинштейна (2002).

"СТРЕМИТЬСЯ НЕ К КАРЬЕРЕ, А СТАРАТЕЛЬНО СЛУЖИТЬ ДЕЛУ"

Г. Е. А. Климов

Наши рекомендации