Типовые контрольные тестовые задания
1. Специфическими чертами тренинга являются:
1) групповой опыт противодействует отчуждению; группа отражает общество в миниатюре; в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений
2) соблюдение ряда принципов групповой работы; акцент на взаимоотношениях между участниками группы; объективация собственных чувств и эмоций; атмосфера раскованности и свободы общения
3) в группе участники могут идентифицировать себя с другими; группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; групповая форма предпочтительней и в экономическом плане
2. Психологический тренинг – это… (выберите наиболее полное и корректное определение):
1) область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психол. работы с целью развития компетентности в общении
2) процесс взаимодействия участников группы, в котором при содействии ведущего-психолога они включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем
3) многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека
3. Распределите принципы тренинга по группам:
A | Принципы создания среды тренинга | Субъект-субъектное общение и Объективация поведения | ||
B | Принципы поведения участников тренинга | Требование гомегенности и гетероген-ности состава при комплектовании группы | ||
C | Организационные принципы | Соответствие заявленных целей тренинга его содержанию | ||
D | Этические принципы | Реалистичность и избыточность |
4. Изначально более склонны к сплоченности тренинговые группы, которые по своему составу…
1) Гомогенны
2) Гетерогенны
3) Нет верного ответа
5. Наибольшее значение имеет гомогенность тренинговых групп по следующим параметрам:
1) Убеждения и ценностные ориентации
2) Социальный статус и пол
3) Психологические проблемы и возраст
4) Тип личности и поведения
6. Методические средства тренинга делятся на:
1) Содержательные упражнения, формирующие навыки; психогимнастика; упражнения на обратную связь
2) Короткие лекции, систематизированные обзоры, программированные инструкции и дискуссии
3) Техники представления информации, имитационные техники, техники создания реальной среды
4) Все ответы верные
7. Распределите техники тренинга по группам:
A | Представление информации | Задания с физическими рисками, выполне-ние заданий с незнакомыми людьми | ||
B | Создание реальной среды | Ролевые игры, деловые игры, мозговой штурм | ||
C | Имитационные техники | Мини-лекции, видеолекции, систематизированные обзоры | ||
Психодрама, визуализация, психогимнастика | ||||
Кратковременные ротации, работа с реальной документацией | ||||
Модерация, рисуночные методики, дискуссия |
8. В чем заключается роль обратной связи в тренинге?
1) Создание условий для осознания
2) Создание условий для коррекции невербальных компонентов поведения и деятельности
3) при получении обратной связи человек обнаруживает имеющиеся у него дефициты умений и навыков
4) при получении обратной связи человек обнаруживает неадекватность установок и стереотипов
5) все ответы верные
9. В процедуре дискуссии выделяются следующие шаги:
1) определение целей и темы, сбор точек зрения, мнений, идей всех участников дискуссии
2) упорядочение, обоснование и совместная оценка полученной информации
3) подведение итогов дискуссии, сопоставление ее целей с полученными результатами
4) все ответы верные
10. Для чего необходима ситуативная диагностики в тренинге (ее цель)?
1) Чтобы понять, насколько эффективен тренинг
2) Чтобы понять, как участники относятся к тренеру
3) Чтобы не нанести вреда и принести максимум пользы участникам
4) Для постановки психологического диагноза участникам
5) Все ответы верные
11. Что является наиболее общей характеристикой, отражающей сущность тренерской позиции в системе внутригрупповых отношений?
1) высокий творческий и эмоциональный потенциал ведущего
2) ведущий является безупречным образцом и указывает участникам, как они должны действовать и изменяться
3) отказ ведущего от акцента на собственные директивные высказывания и интерпретации
4) ведущий стремится приобрести высокий авторитет в глазах участников тренинга, чтобы они прислушивались к мнению тренера
5) все ответы верные
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Общая характеристика, понятие, задачи, виды и специфические черты психологического тренинга.
2. Общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы.
3. Преимущества групповой формы психологической работы.
4. Соотношение понятий "психотерапия", "психокоррекция", "обучение".
5. Принципы психологического тренинга: принципы создания тренинговой среды, принципы поведения участников тренинга, организационные и этические принципы тренинга.
6. Понятие тренинговой группы. Особенности формирования состава группы.
7. Основные этапы тренинга: вступительное слово, этап создания работоспособности, этап ориентации, этап изменений, заключительный этап. Цели, механизмы и средства этапов тренинга.
8. Основные этапы тренинга и фазы развития группы. Групповая динамика.
9. Методические средства психологического тренинга: техники представления информации в тренинге, имитационные техники, техники создания реальной среды.
10. Важные аспекты отношений ведущего с группой. Возможности влияния тренера на характер, масштаб и устойчивость происходящих в тренинге изменений. Особенности поведения тренера в группе.
11. Мотивирование участников группы и работа с сопротивлением.
12. Ситуативная психодиагностика в тренинге. Основные разделы и принципы диагностики в тренинге.
13. Методические особенности организации обратной связи. Критерии эффективности обратной связи. Технологии объективации поведения участников.
14. Оценка эффективности тренинга. Роль тренера в обеспечении эффективности тренинговых процедур.
15. Уровень профессиональной квалификации тренера.
16. Коммуникативная компетентность ведущего тренинговой группы. Требования к личностным особенностям ведущего. Личностная и этическая зрелость тренера.
17. Тренерский имидж.