Life experience and the choice of psychotherapy specialization
A. V. Makhnach
PhD, senior research assistant, Psychological Institute ofRAS, Moscow
A brief review of psychotherapist's personality traits is given; the influence of psychotherapist's family of origin events on a choice of specialization is analyzed. It is shown, that such choice is connected with acquires in childhood social skills, personal traits; psychotherapist's to be life events have not only objective importance, but subjective personal sense as well. Differences between attitudes towards family history events as well as towards mother and father in groups of future psychoanalysts and family psychotherapists are revealed.
Key words: psychotherapy, family of origin, life events, specialization in psychotherapy, psychotherapist's personality.
стр. 97
Памяти В. Н. Дружинина. В САМОМ РАСЦВЕТЕ СИЛ... (К 50-летию со дня рождения В. Н. Дружинина)
Автор: С. Д. БИРЮКОВ
Владимир Николаевич Дружинин погиб четыре года назад... До сих пор написать это в одно предложение - непосильный труд. Настолько трагична смерть, когда нет и сорока шести, когда сделано многое, но еще больше - задумано, словом, в самом расцвете сил. Как тут не поверить, что смерть действительно выбирает лучших. Многим, кому посчастливилось знать Владимира Николаевича, по-прежнему трудно говорить о нем в прошедшем времени - такие яркие впечатления остались в памяти от общения с ним. Одно из таких впечатлений - лекция, прочитанная Владимиром Николаевичем в год его смерти на конференции в Удмуртском государственном университете. Дружинин руководил тогда проектом "Динамика развития способностей и личностных особенностей учащихся в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором", в рамках которого и проводилась конференция. Выступление вылилось в оживленную дискуссию. В ней, несмотря на разнородность аудитории, приняли участие практически все, кто находился в зале, - учителя школ, преподаватели вузов, представители Министерства образования, и, конечно, психологи. Текст готовился к печати но он не может, к сожалению, передать огромное количество нюансов, характеризовавших Владимира Николаевича как блестящего докладчика и оратора - глубина и содержательность его выступлений всегда удивительным образом сочетались с простотой изложения и доступностью для понимания. Неортодоксальный склад ума, склонность к выявлению парадоксов, глубокая аналитичность и широчайшая эрудированность придавали всему облику Владимира Николаевича яркие, неповторимые, уникальные штрихи.
Еще в студенческие годы, обучаясь на факультете психологии и биологии Ярославского государственного университета, ленинский стипендиат и комсомолец Володя Дружинин пел в церков-
стр. 98
ном хоре - это в семидесятые-то годы! Диплом психолога, естественно, был получен с отличием. И сразу - в армию, в читинскую учебку, но не проходит и года, как в коридорах Института психологии АН СССР появляется сержант пограничных войск КГБ СССР В. Дружинин, прикомандированный к одной из лабораторий института. Помнится один из его рассказов о том времени и первом "научном" задании, полученном от заведующего лабораторией. Суть его сводилась к тому, чтобы составить полный перечень упоминаний слова "психология" в полном собрании сочинений В. И. Ленина. Пятидесятичетырехтомный труд классика был "проглочен" сержантом в кратчайшие сроки, и военная психология обогатилась бесценным справочным пособием.
После окончания службы в армии Дружинин остается в институте и уже в 1982 году на закрытом Совете защищает кандидатскую диссертацию "Изменение мотивации в процессе профессиональной подготовки", как любил говорить сам автор, "работа моя была под грифом "совершенно секретно, перед прочтением - сжечь"". В том же году у него рождается первенец, семья живет далеко от Москвы, но молодой отец каждый день в институте. Работая в разных лабораториях, Владимир Николаевич всегда был в курсе событий, происходящих в институте, принимал в них самое непосредственное участие. Его активная жизненная позиция проявлялась не только в научной жизни - в 1991-м был на баррикадах у Белого дома, а в 1993-м мы с ним встретились в безлюдном Институте психологии, и он в деталях рассказывал о танковых стрельбах в центре Москвы, откуда только что вернулся.
А какой заместитель директора появился в 1992-м в Институте психологии! Доктора наук и профессора, автора двух монографий с первых дней было невозможно найти в своем кабинете. Было такое впечатление, что он везде - в лабораториях, в бухгалтерии, у директора, в библиотеке. Самым надежным способом встретиться с ним - было просто встать на центральной лестнице и "перехватить" его на пути в очередной кабинет. Именно в это время с наибольшей полнотой раскрылся талант Дружинина как организатора науки. Сфера интересов его настолько широка, что ему было буквально тесно в рамках какого-либо отдельного направления психологии. Руководитель ряда проектов, поддержанных фондами РФФИ, Сороса, РГНФ, Министерства образования и другими, Дружинин привлекал к участию в них все новых и новых сотрудников, аспирантов, студентов, постоянно при этом сетуя на неизбывный кадровый дефицит. Владимир Николаевич был одним из организаторов междисциплинарных семинаров и конференций как в самом Институте психологии, так и далеко за его пределами.
Результатом этой деятельности стали такие учебные и информационно-справочные издания, как "Современная психология", 1999; "Психология" (для экономических, гуманитарных и технических вузов), 2000; "Когнитивная психология", 2001; том "Человек" в серии энциклопедий для детей издательства "Аванта+", 2001, одни только названия которых свидетельствуют об энциклопедичности знаний человека, не только организовавшего подготовку рукописей, но и ставшего их активным автором, а также взыскательным и беспристрастным редактором. Среди авторов этих изданий имена не только сотрудников Института психологии, но и ученых из Санкт-Петербурга, Ярославля, Казани, других городов. Несмотря на постоянную занятость, у Владимира Николаевича всегда находилось время для высококвалифицированной консультации и доброжетальной, заинтересованной оценки, а также совместного обсуждения новых мыслей, идей, переживаний, которыми он всегда щедро делился с окружающими.
Активное участие в коллективном творчестве органично сочеталось с плодотворной авторской деятельностью - за двадцать с небольшим лет научной жизни в стенах Института психологии из-под пера Дружинина вышло более 150 работ, в том числе монографии и учебники: "Экспериментальная психология", "Психология общих способностей", "Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие", "Психология семьи", "Очерки экзистенциальной психологии".
Владимир Николаевич всегда проявлял огромный интерес к начинающим исследователям, умел создать вокруг себя среду живой науки, дававшую стимул к движению и совершенствованию. Сотни студентов, аспирантов и стажеров еще долго будут с гордостью говорить о нем, как о своем учителе. Под руководством В. Н. Дружинина защищено более 20 кандидатских диссертаций и несколько докторских.
Особое место в жизни В. Н. Дружинина занимала созданная им лаборатория психологии способностей, работу в которой он начал в 1986-м: тогда это была группа психологии развития способностей и профессионально важных качеств. Можно без преувеличения сказать, что бессменный руководитель этого научного коллектива с 1991 года, Владимир Николаевич относился к нему как к своей собственной семье, иногда даже уделяя лаборатории больше времени.
И сейчас, по прошествии четырех лет, все работавшие с Дружининым очень тепло вспоминают проведенные вместе годы. Бывало всякое -и нарекания за несвоевременно выполненную ра-
стр. 99
боту, и радость совместных открытий, и огорчения от неудач.
Вспоминает самая молодая сотрудница лаборатории, кандидат психологических наук Наталья Борисовна Горюнова, одна из последних аспиранток Владимир Николаевича:
"Мне довелось работать под непосредственным руководством В. Н. Дружинина. У меня была уникальная возможность испытать благотворное влияние общения с ним, советоваться по поводу различных проблем, возникающих в ходе экспериментальных исследований, следить за ходом его мысли. Всегда можно было получить доброжелательную и квалифицированную оценку своей работы. В. Н. Дружинин не только автор известных научных трудов, но и замечательная, одаренная личность, человек высокой культуры, глубокого ума и поразительного обаяния. Широта и многообразие познаний Владимира Николаевича проявлялись не только в сфере его профессиональной деятельности. Увлечение наукой не исключало его интереса к искусству и, прежде всего, к поэзии. Для Владимира Николаевича "поэзия - это не деятельность, а образ жизни, требующий личной отваги".
В архиве В. Н. Дружинина были найдены его ранние, не публиковавшиеся стихи.
Некоторые из них мы приводим ниже.Словно вдова фотографию и похоронкуПамять моя бережет про запас:Я, шестилетний, тону в двадцатилетней воронке,В речке, которую ранил фашистский фугас.Там, задыхаясь, на берег отец меня вынес.Об остальном не стоит писать -Снова кружусь в глубину, не взирая на то, что вырос,Снова тону - только некому больше спасать.* * *
Нельзя освободиться от печали, Нельзя освободиться от любви. Давно уже гитары отзвучали, Отпели канарейки-соловьи. Они остались в деревянном детстве, Но уголки бетонных городов Передают от бабушек в наследство Их пятую и сотую любовь, Которые легли на фотопленку И карточкой желтеют на столе -Но мы проходим словно два ребенка По новой и загадочной земле, Ведь на земле не могут появиться Ни жизнь, ни человеческие лица.* * *
Моряк живет, в душе мечту храня -Согреться у домашнего огня. Десятки драк в портовых кабаках, Десятком женщин был приучен к боли. Когда-то смерть, когда-то... А пока Он будет жить, не выходя из роли, - Чтоб горький ветер губы обжигал, Чтоб жажду выносить не понапрасну, Чтоб судно выносило к берегам Невиданным, богатым и прекрасным, Чтоб очутиться не на дне морском, А у камина теплого под старость, Напоминая правнукам о том, Кому такого счастья не досталось.Совершенно закономерно, что в после смерти Владимира Николаевича Дружинина сотрудники лаборатории выступили с инициативой о присвоении его имени своему подразделению - мы просто не могли поступить иначе. Эта инициатива получила одобрение и поддержку Ученого совета ИП РАН и теперь на дверях кабинетов лаборатории, приходя на работу, мы видим дорогое всем нам имя.
Тогда же, в 2001-м, именем Дружинина была названа кафедра общей психологии психолого-педагогического факультета Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. Нельзя не сказать теплых слов о сотрудниках этого факультета, ставших невольными участниками трагического события лета 2001 года, ведь именно туда был приглашен председателем государственной аттестационной комиссии Владимир Николаевич. Начиная с 2002 года на базе психолого-педагогического факультета в начале мая проводятся ежегодные международные научно-практические конференции студентов и аспирантов, посвященные памяти В. Н. Дружинина, - "ДРУЖИНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ".
Все, кто знал Владимира Николаевича Дружинина, всегда будут хранить память о нем как о талантливом ученом, мудром наставнике, увлекательном собеседнике, надежном друге и неповторимом человеке.
Сейчас ему было бы всего 50...
С. Д. Бирюков, кандидат психол. наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии способностей имени В. Н. Дружинина ИП РАН, Москва
стр. 100