Глоссарий санскритских терминов
Ахимса: “Ненасилие”. Индуистская доктрина ненасилия и непричинения вреда. Одна из ям (контролирующих правил) первой стадии аштанга-йоги. Химса означает “убийство, причинение боли, вреда”. Приставка а означает отрицание. Итак, а-химса — “непричинение боли или вреда”. Это понятие охватывает не только действие, но также речь и мысль. Ахимса являет собою трехтысячелетний идеал трансцендирования биологической природы человека.
Аджня: “Командный центр”. Шестой психический центр (“третий глаз”), анатомически связанный с гипофизом, а психофизиологически — с шишковидной железой. Аджня изображается в виде лотоса с двумя лепестками в точке между бровей — эти два лепестка соответствуют передней и задней долям гипофиза. Альтернативная мандала аджни представляет собой “окрыленное” (воображением) павершие кадуцея Гермеса.
Акаша: Пятый элемент (сравнимый с “эфиром” или “квинтэссенцией” европейских алхимиков). Его символ — черный овал или спираль. Акаша — это таттва (качество), связанная с вишуддха-чакрой, ее проявление — звуковая вибрация (шабда), не являющаяся, однако, собственно звуком. Точными эквивалентами акаши не являются ни эфир, ни квинтэссенция. Акаша — это форма пространства, не имеющая измерений и. присутствующая повсюду. Корень слова акаша —кос, “сиять” или “двигаться”. Акаше присущи такие качества, как бесконечность и неделимость. Индийская философская концепция акаши возникла раньше греческой эпикурейской атомистической теории, соответствующей представлениям современной астрономической космологии. Лукреций (94—55 гг. до н.э.), величайший римский апологет эпикурейства, в своей поэме “О природе вещей” выдвинул два утверждения, приближающихся к индийскому понятию акаши:
1. “Куда бы ни шел, я остаюсь в Центре Вселенной” (подразумевается бесконечность).
2. “Ничто не возникает из ничего” (подразумевается вечность).
Анахата: “Нерожденный Звук”. Четвертый психический центр, физически находящийся в области сердца, вилочковой железы и сердечно-легочного сплетения. Духовную суть этой чакры можно выразить словами “Где сердце, там пусть будет и мозг” (Роберт Браунинг, 1865).
Антар-анга: “Внутренние члены”. Четыре высшие фазы аштанга-йоги: пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи.
Аиас: Второй элемент. Вода, его символ — серебряный полумесяц. Таттва свадхиштханы. В теле Апас управляет областью от коленей до таза. Корень an означает “вода”, которая символизирует принцип жидкости вообще, а та, в свою очередь, считается символом материи. Уменьшение в объеме (испарение) и вкус (раса) являются неотделимыми от an качествами. Вспомните о языке: его рецепторы не способны воспринимать вкус, если во рту нет слюны или иной жидкости.
Асана: “Сидение”. Также 84 классические позы, иди упражнения, хатха-йоги. К сожалению, никто не знает, какие именно 84 асаны следует считать классическими, потому что тексты хатхи говорят о сотнях асан. Патанд-жали упоминает только о четырех сидячих позах. В этом контексте асаной можно считать любое положение тела, в котором тело имеет устойчивую основу равновесия, проприорецепторы (индикаторы движения суставов, дающие нам ощущение габаритов, границ собственного тела) и осязательные рецепторы не возбуждают центральную нервную систему, например, когда ощущения тела не мешают концентрации. Асана —это третья стадия аштанга-йоги.
Аштанга-йога: “Восьмичленная йога”. Система “Йога-сутр” Патанджали, в которой йога разделена на восемь этапов: яма (ограничения), нияма (предписания), асана (поза), пранаяма (контроль над дыханием), пратьяхара (отключение чувств), дхарана (концентрация), дхьяна (непрерывная концентрация) и самадхи (вселенское сознание, опыт полной физиологической и физической интеграции).
Аудгита: Беззвучное или мысленное пение мантры. Мантра становится инструментом, фиксирующим внимание, помогающим познавать, обеспечивающим отсутствие беспокойства. Такая медитация начинается с пения мантры, которое затем переходит в шепот, затем в беззвучные движения губ и языка и лишь потом — в безмолвное произнесение.
Бахира-анга: “Внешние члены”. Четыре низшие фазы аштанга-йоги: яма, нияма, асана и пранаяма.
Бхакти: “Преданность”. Йогический путь, который связан с обретением Освобождения через любовь в религиозном (бхакти) и философском (пара-бхакти) смыслах этого слова. Санскритский корень бхадж означает “служить, чествовать, любить, верить”. Бхакти является трудной для западного человека философией, поскольку он связывает ее с обожествлением гуру, но Рамакришна говорил, что вашим гуру может быть даже дерево, может быть преступник, может быть бог, что напоминает о нашей пословице “Не по хорошу мил, а по милу хорош”. Я перефразировал бы это так:
“Любовь зависит от любящего, а не от любимого”.