Интервьюер: Правила меняете каждый раз
Наталья Самоукина: Да. В солидном возрасте человек снова возвращается в эту креативность. Это важный момент. Мне кажется, если выбирать область образования, нужно выбирать творческие, креативные сферы, где человек себя не реализовал.
Но у творческих людей есть одна особенность. Они не верят в себя, а во взрослом состоянии уже нет страха перед риском, ничего не теряешь, потому что ты уже чего-то достиг. У тебя уже есть жизненный базис: успехи, достижения, благополучие. Можно пробовать уже без рисков!
Третий момент, дополнительное образование, обучение новым навыкам – это продолжение жизни. Возрастных людей нужно учить вместе с молодыми. Потому что, когда общаешься с молодыми, то, конечно, идёт обмен энергетикой, даже одеваться люди по-другому начинают. Вот мы с Вами разговариваем сейчас, и я как бы такая, как Вы. Хотя у Вас вся жизнь впереди, а у меня все-таки большая часть позади.
Четвертый момент: необходимо искать возможности для дополнительного заработка к пенсии. Любая пенсия – маленькая, значит, нужно подрабатывать. Если ты подрабатываешь, у тебя другие возможности. Ты можешь путешествовать, одеваться, ходить в рестораны, планировать крупные покупки, помогать детям.
Итак, сделаем выводы. Если говорить об образовании возрастных людей, это могут быть два направления: освоение новых творческих профессий и получение новых навыков для дополнительного заработка. Отлично, когда первое совмещается со вторым: творчество и заработок.
Пример из моей практики. Открываю почту и получаю сообщение: «Я была у Вас на обучении, спасибо за тренинг. Мне 48 лет, я бухгалтер, меня уволили. Что мне делать? Что посоветуете?»
И я ей задала простой вопрос: «А что Вы любите делать, что Вам нравится больше всего?». Они отвечает: «Я люблю массажи». Я отсылаю сообщение: «Так в чем проблема!? Идите на курсы, и осваивайте технику массажа!». Через какое-то время она снова мне пишет: «Мы с мужем взяли в ипотеку квартиру, приезжайте, мы Вас приглашаем. Как войдете, слева муж делает полный массаж, а дальше я делаю массаж лица». То есть у них такой доход, что они взяли в ипотеку квартиру. Видите, совмещение творческого дела, которое нравится, с возможностью реально зарабатывать.
Еще пример.В своей поездке по Китаю я обратила внимание на трех возрастных дам в возрасте семьдесят-плюс. Среди них была самая активная, лидер. Ее подруги подчинялись ей, и шли туда, куда она говорила. На Китайскую стену я не полезла, они полезли. Потом я её расспросила, оказалось, что ей 74 года. Она рассказала, чем можно зарабатывать. В прошлом она - физик, доктор наук, вдова, две дочери живут отдельно. Сейчас она бухгалтер, обслуживает несколько компаний, сдает отчеты. У нее получается такой доход, что она может себе позволить путешествовать три-четыре раза в год и всегда приезжает с хорошими подарками для детей и внуков.
Интервьюер: Как вам кажется, если создавать образовательные программы для пенсионеров, какая может быть специфика? Сейчас очень популярно делать компьютерные курсы, а это уже немного другое, это, как второе высшее образование. Вот есть ли эта специфика, или её нет? Когда приходит пенсионер куда-то учиться, как он воспринимает?
Наталья Самоукина: Первый момент. Я фанатею компьютером, много работаю на компе, бываю в Фейсбуке, ВКонтакте, конечно, в рамках разумного. Компьютер развивает, он делает тебя многозадачным, всё это здорово. Но надо признать, компьютер нужен не всем. Ориентация только на компьютерное образование возрастных людей может быть тупиковой.
Второй момент. Вы спрашиваете про второе высшее образование. Посмотрим шире на этот вопрос, сделаем список всех образовательных услуг, которые сейчас присутствуют в образовательной сфере. Есть высшее образование с целью получения диплома, в частности, второе высшее образование длительностью 2,0 - 2,5 года. Нужно ли возрастным людям иметь второе высшее образование? Вполне возможно, что нужно. Например, женщина-юрист 55 лет ушла из офиса и думает, чем бы заняться? Допустим, она хочет консультировать семейные проблемы, тогда второе высшее образование ей нужно, поскольку еще 10-15 лет будет консультировать, а клиенты нередко спрашивают о наличии диплома, потому что компетентный специалист – это дипломированный специалист.
Если такой необходимости нет, то тогда можно ориентироваться на краткосрочное образование в течение года с той или иной периодичностью (2-3 или 1-2 раза в неделю).
Или еще один формат краткосрочного образования – интенсивные программы по 5-6 дней, которые пользуются большим спросом. Интенсив можно сделать 8-9 часов каждый день, возрастные люди очень работоспособны. Думать о том, что они не тянут нагрузку, это не правильно. Наоборот, они привыкли к нагрузке, они будут приходить вовремя и задавать много вопросов. Возрастные люди очень ответственные, они хотят освоить что-то качественно.