Нейропсихологические синдромы полимодального генеза
К группе нейропсихологических синдромов полимодального генеза относят варианты нарушения психической деятельности, вызываемые локальными поражениями головного мозга, которые являются не только речевыми, но и гностическими расстройствами.
Алексия (дислексия) – расстройство чтения – это стойкая избирательная неспособность овладеть навыками чтения при достаточном уровне интеллектуального и речевого развития, при оптимальных условиях обучения, при отсутствии нарушений слухового и зрительного анализаторов.
Основными нарушениями являются неспособность овладения слогослиянием, овладения автоматизированным чтением целых слов, что может сопровождаться недостаточным пониманием прочитанного.
Причинами нарушений письма и чтения является левшество, приводящее не только к нарушению ориентировки во внешнем пространстве, но и запоминания, нарушению сканирующих движений глаз, воспроизведения временной последовательности событий, медленному функционированию клеточных систем мозга, которые отвечают за формирование двигающихся низкоконтрастных образов, что может иметь отношение как к зрительной, так и к слуховой системе. Таким образом, дислексии могут быть обусловлены дефектами фонематического, оптического, оптико-гностического, пространственно-апрактического, моторного, семантического, мнестического характера.
Выделяют две основные формы первичной алексии, которые связаны с локальными повреждениями определенных участков головного мозга: агностическую (литеральную) и вербальную.
Агностическая алексия возникает при повреждении основания левой затылочной доли с охватом височных и теменных областей, сопровождается нарушением узнавания отдельных букв. Больные путают буквы, сходные по начертанию, затрудняются в подборе одинаковых букв, написанных разными шрифтами, утрачивают способность к обобщенному восприятию буквы. Часто может нарушаться чтение арифметических знаков. Письмо сохранно, но больные не могут прочесть то, что написали сами.
Вербальная (аграфическая) алексия возникает при поражении теменной доли, чаще угловой извилины левого полушария. Очаг может смещаться в сторону затылочной доли. Узнавание отдельных букв сохранено, но при этом утрачивается чтение слов, фраз, имеются дефекты письма. При попытке написать какую-то букву, больные воспроизводят только элемент буквы.
Основные нарушения характерные для алексий:
1) замены и смешивание звуков при чтении;
2) замены графически сходных букв.
3) пропуски гласных и согласных, перестановка слогов.
4) побуквенное чтение.
5) нарушение понимания прочитанного.
6) аграмматизмы при чтении;
7) нарушение согласования слов.
Аграфия (дисграфия) – нарушение способности правильно по форме и смыслу писать, составная часть амнестических и апраксических расстройств. Дефекты могут проявляться в виде стойких ошибок при письме: искажения и замены букв; изменение звукослоговой структуры слога; нарушение слитности, написание отдельных слов; нарушение согласования отдельных слов, предложений, зеркальное написание, замены слогов.
«Чистая» аграфия возникает при поражении теменно-височной-затылочной области левого полушария, проявляется в виде перепутывания порядка букв в словах, замена их другими пропуски букв, слов, нарушение порядка слов, пропуски знаков препинания. При «чистой» аграфии наблюдается отчуждение графического образа буквы от ее фонематического значения.
Апрактическая аграфия возникает при повреждении угловой надкраевой извилины левого полушария. Больные не знают, как придать руке форму, необходимую для письма, в какой последовательности следует осуществить движения при письме. Имеет место зеркальное написание, отдельные элементы буквы неправильно ориентированы в пространстве.
Акалькулия (дискалькулия) – нарушение счетных операций, формирования навыков счета, связанное с недостаточностью пространственного гнозиса. Акалькулия возникает при локализации очага поражения в различных областях мозга.
При поражении затылочной затылочной области происходит распад оптического образа цифры, т. е. цифра перестает быть знаком, отражающим количество. Поражение угловой извилины теменной доли левого полушария приводит к утрате способности выполнять простые арифметические действия, происходит грубое нарушение счетных операций через десятки, нарушение сознания величины многозначных цифр, забывается последовательность счета при вертикальном способе вычисления, становятся недоступными операции с дробными числами. При поражении теменно-затылочной доли левого полушария возникает нарушение представления и восприятия пространственного расположения цифр, которые составляют число. Многозначные числа читаются как отдельные цифры. Затруднение воспроизведения римских цифр.