Тема 4. Социально-психологическая база имиджелогии

В процессе имиджмейкерства разрабатываются методы, применяя которые, можно наладить систему взаимодействия в целях создания того или иного типа имиджа.

Имиджфмейкерские технологии в социально-психологическом аспекте во многом связаны с процессом формирования установок. Психологические установки формируются на основе имиджформирующей информации, которая подразделяется на прямую и косвенную.

Прямая имиджформирующая информация – это информация, получаемая при непосредственном контакте с объектом о следующих составляющих его имиджа:

1. Внешние – костюм, походка, мимика, жесты, голос, манеры и т.д.

2. Внутренние – менталитет т.е. образ мыслей, интеллект, профессионализм, интересы, ценности, хобби и т.д.

3. Процессуальная составляющая имиджа, которая включает эмоциональную выразительность, страстность, энергию, скорость реакций – все то, что относится к темпераменту, а также чувство юмора и артистизм.

Сутью построения имиджа становиться порождение такого сообщения, которое будет прочитываться аудиторией с прогнозируемым эффектом, поэтому создании имиджа на базе прямой имиджформирующей информации используются следующие технологические приемы:

1. Воздействуя на людей с целью создания у них «нужного» мнения, необходимо влиять не только на их сознание, но и на подсознание, чтобы у них помимо воли у них возникло бы чувство приятного, связанного с субъектом имиджа, причем на подсознание в большей степени.

2. Определение интеллекта аудитории позволяет выбрать стратегию формирования имиджа. Если интеллект аудитории не высокий следует формировать имиджа через «непреднамеренные» действия, посылая сигналы в подсознание реципиента.Если интеллект высокий следует действовать преднамеренно и задействовать сознательное восприятие реципиента.

3. Воспроизводство моделей этикетного поведения позволяет - реализовать принцип технологии формирования имиджа – «пусть «им» будет хорошо». Улыбка на лице партнера по общению, приятные слова формируют у реципиента по закону максимализации приятного позитивные установки в отношении субъекта имиджа.

4. Выявив лидера мнения группы субъект имиджа можнет использовать его авторитет в группе с целью формирования о себе позитивного мнения.

Косвенная имиджформирующая информация – это информация, получаемая без личного контакта с объектом. Можно выделить четыре источника такой информации:

- «третьи лица», которые сообщили некую информацию;

- документы;

- продукты деятельности;

- искусственно сформированная среда обитания (рабочее место, кабинет, дом, автомобиль).

Эта информация может быть:

- официальная или неофициальная;

- задокументированная или устная;

- осознанная или неосознанная;

- истинная или ложная.

Официальная информация в значительной степени формирует установки в отношении субъекта имиджа и может быть представлена в виде досье, устного официального заявления, резюме (дипломный вкладыш с тройками, записи в трудовой книжке и т.д.).

Неофициальная косвенная имиджформирующая информация имеет большее влияние на формирование установок, по сравнению с официальной т.к. обрабатывается подсознательно в большей степени, чем сознательно и может быть представлена в виде легенды (позитивно окрашенная информация), слухов (информация, не имеющая подтверждения, но скорее негативная), сплетен (слух, основанный «на неточных, заведомо неверных или нарочно измышленных данных»), анонимок (создают в подсознании сильную негативную установку по принципу «дыма без огня не бывает»).

Ксвенная имиджформирующая информация принимается, аудиторией, если соответствует ее психологической установке.

Таким образом, в имиджмейкинге учитываются следующие правила, связанные с особенностями имиджформирующей информации:

- имидж создается как преднамеренными так и непреднамеренными действиями субъекта;

- реципиент может воспринимать имиджформирующую информацию как сознанием, так и подсознанием; мнение может возникнуть как в сознании, так и в подсознании;

- воспринимая преднамеренные и непреднамеренные действия субъекта по формированию имиджа, реципиент обычно больше доверяет информации, которую несут непреднамеренные действия;

- стратегия определяется каналами движения информации, иерархия которых следующая: «подсознание – подсознание» → « сознание-подсознание» → «подсознание-сознание» → «сознание-сознание».[2]

Литература

Основная

1. Кошлякова М.О. Технологии формирования имиджа: монография. ФГОУВПО «РГУТиС». – М., 2008. – 128 с.

2. Кошлякова М.О. Социальное пространство имидж. – 197 с. (в печати, изд-во ИНФРА-М).

3. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. – М.: «Омега-Л», 2009.

4. Почепцов Г. Имиджелогия . – М.: «Рефл-бук», 2006.

Дополнительная

1. Шепель В.М. Профессия имиджмейкер. Серия: Бизнес-образование; Издательство: Феникс, 2008 г.

2. Горчакова В.Г. Прикладная имиджелогия. Серия: Высшее образование. Издательство: Феникс , 2010 г.

Наши рекомендации