Методика 1. Исследование объема внимания
Для выполнения исследования группа делится на пары, каждую из которых составляют участник исследования и экспериментатор. Функция последнего заключается в хронометрировании и наблюдении за поведением испытуемого. После выполнения задания участником исследования роли меняются. Время выполнения задания 2 мин.
Шаг 1. Инструкция
Перед Вами тестовая таблица, в которой представлены 25 произвольно расположенных цифр. Вам необходимо записать их в возрастающем порядке в аналогичной рабочей таблице. Постарайтесь работать быстро, поскольку время ограничено.
Тестовая таблица Рабочая таблица
Шаг 2. Обработка и анализ результатов
После завершения выполнения задания результат сверяется по проверочной таблице. Если Вы за определенное время правильно расставили 18 и более цифр, то следует считать, что у Вас хороший, достаточный для успешного выполнения деятельности объем внимания. 15 – 17 цифр – с объемом внимания у Вас благополучно; 12 – 14 цифр – объем внимания средний, есть смысл заняться его тренировкой; 11 и менее цифр – Вам нужно серьезным образом заняться тренировкой объема внимания. Для этого можно воспользоваться методом, предложенным К.К. Платоновым4.
Проверочная таблица
Методика 2. Исследование избирательности внимания
Экспериментатор читает инструкцию и фиксирует время выполнения задания.
Шаг 1. Инструкция
ПередВами тестовый материал с напечатанными в нем построчно буквами. Постарайтесь обнаружить в нем слова и подчеркнуть их, например: ПЮКЛБЮСРАДОСТЬУФРНКП. Работать следует быстро, поскольку время выполнения задания фиксируется.
Тестовый материал
БСОЛНЦЕТР ШОЦРАЙОНЗГУЦНОВОСТЬХЭЬГЧАФАКТУЕКЭКЗАМЕНТРОЧ
ЯГШГЦПРОКУРОРГЦРЕТАБЕСТЕОРИЯЕНТЕДЖЗБЬАМХОККЕЙЫУТРОУЦЫ
ФЩУЙГЗХТЕЛЕВИЗОРБОЛДЖШЗХЮЭЛГШЬБПАМЯТЬШОГХЕЮЖИНДРОШ
ХЭНЗВОСПРИЯТИЕИЕЦУКЕНДШИЗХЬВАФЫАПРОЛДБЛЮБОВЬАБФЫРПЛО
ЕСЛЖСПЕКТАКЛЬЯЧСИМТЬБАЮЖЮЕРАДОСТЬВУФЦНЭЖДЛКРИНАРОДШ
ЛДЖЬХЭГНЕОКУЫФЙШРЕПОРТАЖЗЖДОРЛАФЫВЮЭФБЬДЬКОНКУРСЗЖ
ЙФЯЧЫЦУВСКАПФЛИЧНОСТЬЭХЖЭЬСЮДШНГЛЫДЖЭПРПЛАВАНИЕДТЛ
ЭЗБЬТРЛШРЖНПРКЫВКОМЕДИЯЪШЛДКЦУЙФОТЧАЯНИЕЗФРЯЧАТЛДЖЭ
ХТЬФТАСЕНЛАБОРАТОРИЯГШДШНРУЦГРГШЩТЛОСНОВАНИЕЗШРЭМЪТД
ИТАОНРИКГВМСТРПСИХИАТРИЯБПЛМЕТЧЬЙФЯОНТЗАЦЭЬАНТЗАХТЛИО
Шаг 2. Обработка и анализ результатов
Показателями уровня выраженности избирательности внимания в данном исследовании являются: время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов:
1.Солнце | 2.Район | 3.Новость | 4.Факт | 5.Экзамен |
6.Прокурор | 7.Теория | 8.Хоккей | 9.Трон | 10.Телевизор |
11.Память | 12.Восприятие | 13.Любовь | 14.Спектакль | 15.Радость |
16.Народ | 17.Репортаж | 18.Конкурс | 19.Личность | 20.Плавание |
21.Комедия | 22.Отчаяние | 23.Лаборатория | 24.Основание | 25.Психиатрия |
Результаты оцениваются при помощи табл. 10. Баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.
Баллы (табл. 10) дают возможность количественно установить уровень выраженности избирательности внимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину низкой избирательности внимания. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др.
Очень высокий уровень избирательности внимания – это свидетельство феноменальной психической активности человека.
В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого.
Таблица 10