Ш определяют ли установки поведение? 3 страница

г

ПРЕДИСЛОВИЕ

Все исторические документы, свидетельствующие о появлении научной дис­циплины, предметом которой является социальное поведение человека, отно­сятся к одному веку — веку нынешнему. И за этот короткий срок нашей совсем еще молодой науке удалось добиться весьма обнадеживающих резуль­татов. Нам удалось проникнуть в глубинную сущность таких сложных явле­ний, как человеческие убеждения и иллюзии, любовь и ненависть, конформизм и независимость. Многое в поведении человека по-прежнему остается загад­кой, но уже и сейчас социальная психология может предложить достаточно вразумительные ответы на далеко не простые вопросы: «Изменятся ли поступ­ки человека, если нам удастся убедить его принять новые установки? Если да, то какой способ убеждения будет наилучшим? Что побуждает людей то при­чинять вред, то помогать друг другу? Отчего вспыхивают социальные конф­ликты и каким образом сжатый кулак может быть превращен в руку помо­щи?» Ответы на эти вопросы углубляют наше представление о самих себе и делают нас более чуткими к социальным влияниям.

Когда меня впервые попросили написать такой учебник, мне захотелось сочинить текст, в котором научная добросовестность сочеталась бы с челове­ческой теплотой и живостью изложения, фактологическая строгость с интел­лектуальной задорностью. Текст, который представлял бы социальную психоло­гию как бы с точки зрения пытливого журналиста, ведущего сжатый, но предельно информативный репортаж о важнейших социальных явлениях и о том, как их обнаруживают и описывают современные ученые. Текст должен был быть достаточно исчерпывающим и в то же время обладать способностью стимулировать студентов к самостоятельному мышлению — к готовности узна­вать, анализировать, находить глубинные взаимосвязи повседневных явлений.

Каким же образом должен быть отобран материал, чтобы введение в нашу дисциплину получилось «достаточно исчерпывающим»? Я стремился, с одной стороны, к тому, чтобы представляемые здесь теории и данные исследований не казались бы окутанными тайной рядовому студенту, еще не определившемуся относительно своей специализации, а с другой стороны, я старался не загро­мождать текст информацией, достаточно подробно рассматриваемой в других учебных курсах, таких как возрастная психология и психология личности. Вместо этого я решил особо выделить материал, который увязывает соци­альную психологию с гуманитарной интеллектуальной традицией. Гуманитар­ное образование, основанное на изучении великих образцов классической ли­тературы, науки и философии, имеет своей целью вывести наше мышление и сознание из тесных рамок сиюминутных интересов. И здесь социальная пси­хология может быть хорошим подспорьем. Далеко не все студенты, изучаю­щие социальную психологию в рамках университетской программы, выбирают

ПСИХОГТПГМ1П П IfnuPfTTJP ПППРТЯ nnvr

20 ■ Социальная психология

посвятите себя совсем другой профессии. Благодаря такого рода концентра­ции на общечеловеческой проблематике эта книга может быть полезной каж­дому студенту, и в том числе изучающему психологию в качестве общеобразо­вательной дисциплины.

Книга открывается отдельной главой, задача которой — ознакомить читате­ля с исследовательскими методиками, используемыми в нашей дисциплине. Кроме того, здесь содержится предупреждение о том, что многие научные фак­ты — едва вы успеете с ними ознакомиться — могут показаться вам чем-то самоочевидным и что социальная психология буквально пронизана личными пристрастиями самих социальных психологов. Цель главы — подготовить сту­дентов к восприятию следующих частей книги.

Все последующее изложение представляет собой последовательное раз­вертывание даваемого нами определения социальной психологи как научной дисциплины, предметом которой является то, как люди думают друг о друге (часть первая), как они влияют друг на друга (часть вторая) и как они друг к другу относятся (часть третья).

В первой части, тема которой — социальное мышление, речь идет о нашем самовосприятии и восприятии нами других людей, о том, насколько точно ухватывают реальность человеческие впечатления, интуиция и рациональные объяснения.

Тема второй части — социальное влияние. Уделив должное внимание выяв­лению культурных источников наших установок и изучению природы кон­формизма, убеждений и группового влияния, мы усовершенствуем нашу спо­собность распознавать тонкие социальные влияния, воздействию которых все мы подвержены.

Третья часть рассматривает установочные и поведенческие манифестации как негативных, так и позитивных социальных отношений. Здесь показано, каким образом предубеждение переходит в агрессию, а влечение — в альтру­изм. Заключает главу рассмотрение динамики конфликта и примирения.

Тема прикладного значения социальной психологии так или иначе рассмат­ривается в каждой главе, а кроме того освещается в «прикладных» главах, которые заключают каждый раздел. В одну из таких глав («Социальное по­знание и благополучие челэвека») включен материал, посвященный вкладу социальной психологии в изучение здоровья.

В этом издании, как и в предыдущих, особо подчеркивается его мульти-культурная ориентированнссть, что выразилось, в частности, в полном пере­смотре главы 6, посвященной проблеме культурных влияний, и в насыщенности текста книги данными исследований, проводившихся в условиях самых раз­ных культур. В центре внимания книги, как и прежде, находятся фундамен­тальные принципы социального мышления, социального влияния и социальных отношений, выявленные с помощью точных эмпирических исследований. Од­нако иллюстрации этих принципов приобретают все более транснациональ­ный характер и тем самым способствуют осознанию семейственного единства общечеловеческой культуры.

Научный аппарат книги полностью обновлен, в нее вошли 600 новых цитат. В пятом издании более полно освещены:

■ «Я» — в новой главе 2 «"Я" в социальном мире»;

■ эволюционная психология — в главе 6, написанной практически заново и называющейся тепеоь «Пол, гены и культуоа»:

Предисловие ■ 21

■ тесные взаимоотношения — в главе 13 под другим названием «Влечение и близость».

Новым также является раздел «За кулисами», отражающий взгляды неко­торых исследователей, и структура изложения материала, преследующая пе­дагогические цели: главы состоят из легко усваиваемых модулей, обычно три или четыре основных раздела начинаются с предварительного просмотра и заканчиваются разделом «Резюме», в котором систематизируется вышеизло­женное и ключевые концепции.

Вместе с Торо полагая, что «все, что существует, можно легко и естественно выразить понятным языком», я старался абзац за абзацем сделать книгу наи­более интересной и эффективной. Как и прежде, определения ключевых тер­минов помещены на полях и в глоссарии в конце книги.

ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ

Хотя на обложке книги значится имя только одного человека, в действи­тельности в нее внесло свой вклад целое сообщество ученых. Хотя никто из этих людей не несет ответственности за то, что я написал, и вовсе не обязатель­но, что они согласны с каждым из моих утверждений, именно их практические советы помогли сделать эту книгу лучше.

В новом издании сохранены все изменения и уточнения, которые были сде­ланы консультантами и рецензентами предыдущих четырех изданий. Я глубо­ко признателен уважаемым коллегам:

Роберту Аркину (Robert Arkin), Государственный университет Огайо; Сюзан Бирз (Susan Beers), Свит-Бриар колледж;

Джорджу Бишопу (George Bishop), Национальный университет Синга­пура;

Мартину Болту (Martin Bolt), Калвин-колледж; Доротее Брагински (Dorothea Braginsky), университет Фаерфилда; Расселу Кларку (Russel Clark), Государственный университет Флориды; Джеку Крокстону (Jack Croxton), Государственный университет Нью-Йорка в Фредонни;

Антони Дубу (Anthony Doob), университет Торонто; Филип Финней (Philip Finney), Государственный университет Миссури; Уильям Фроминг (William Framing), аспирантура тихоокеанской психо­логической школы;

Стивен Фуджита (Stephen Fugita), университет Санта-Клары; Дэйвид А. Гершоу (David A.Gershaw), колледж западной Аризоны; Мэри Алиса Гордон (Mary Alice Gordon), Южный методистский универ­ситет;

Ранальд Хансен (Ranald Hansen), университет Окленда; Элайн Хатфилд (Elaine Hatfield), Гавайский университет Джеймс Л. Хилтон (James L. Hilton), Мичиганский университет; Берт Ходжес (Bert Hodges), Гордон-колледж;

Уильям Икс (William Ickes), Техасский университет в Арлингтоне; Марита Ииглехарт (Marita Inglehart), Мичиганский университет; Честер Инско (Chester Insko), университет Северной Каролины; Эдвард Джоунз (Edward Jones), Пристонский университет; Джуди Джоунз (Judi Jones), колледж Южной Джорджии; Мартин Каплан (Martin Kaplan), университет Северного Иллинойса; Джанис Келли (Janice Kelly), университет Пердыо; Дуглас Кенрик (Douglas Kenrick), Государственный университет штата Аризоны; Норберт Kepn (Norbert Kerr), Мичиганский госулапстпрнный

Выражение признательности ■ 23

Чарльз Кизлер (Charles Kiesler), университет штата Миссури;

Дэйвид Мак-Миллен (David McMillen), Государственный университет

Миссисипи;

Роберт Миллард (Robert Millard), Вассар-колледж;

Артур Миллер (Arthur Miller), университет Майами;

Теру Мортон (Teru Morton), университет Вальдербильта;

Даррен Ныотсон (Darren Newtson), университет штата Вирджиния;

Крис О'Салливан (Chris O'Sullivan), университет Букнела;

Пол Полус (Paul Paulus), Техасский университет в Арлингтоне;

Скотт Плаус (Scott Pious), университет Веслейна;

Николас Ротерман (Nicholas Reuterman), университет Эдвардсвилля

в Южном Иллинойсе;

Линда Силка (Linda Slika), университет Лоуэлла;

Ройс Синглетон (Royce Singleton), колледж Святого Креста;

Стивен Слэйн (Stephen Slane), Государственный университет Кливленда;

Марк Сиайдер (Mark Snyder), Миннесотский университет;

Гарольд Стассер (Garold Stasser), университет Майами;

Хомер Ставели (Homer Stavely), Государственный колледж Кине;

Элизабет Танке (Elizabeth Tanke), университет Сайта-Клары;

Вильям Титус (William Titus), Брэйклиф-колледж;

Том Тайлер (Tom Tyler), университет Калифорнии, Беркли;

Рода Унгер (Rhoda Unger), Государственный Монклэйр-колледж;

Билли ван Джоунз (Billy Van Jones), христианский колледж Абелина;

Мэри Стюарт ван Ливен (Mary Stuarrt Van Leeuwen), Калвин-колледж;

Анн Л. Вебер (Ann L. Weber), университет штата Северной Каролины в

Ашвилле;

Гари Веллс (Garry Wells), Государственный университет шатат Айовы;

Бернард Уитлей (Bernard Whitley), Государственный университет Болла;

Киплинг Вильяме (Kipling Williams),университет Толедо;

Мидг Вильсон (Midge Wilson), университет Де-Пола.

Настоящее, пятое по счету, издание также очень выигрывает от того, что в нем содержатся обзоры, дающие бесчисленные конструктивные предложения, сделанные Гален В. Боденхозен (Galen V. Bodenhausen), Государственный Ми­чиганский университет; Дэйвид Басе (David Buss), университет штата Мичи­ган; Синтия Кроун (Cynthia Crown), университет Ксавиера; Аллен Харт (Allen Hart), университет Айовы; Марджори Кребз (Marjorie Krebs), университет Кэннона; Роберт Д. Ридж (Robert D. Ridge), университет Янг Бригама; Ри­чард А. Смит (Richard A.Smith), университет Кентукки; Шелдон Соломон (Sheldon Solomon), Скидмор-колледж; Анн Л. Вебер (Ann L. Weber), универ­ситет Северной Каролины в Ашвилле; Дэниел М. Вегнер (Daniel M.Wegner), университет Вирджинии. Я от души благодарю этих коллег.

Хоуп-колледж (Мичиган) и университет Святого Андрея (Шотландия) оказали большую помощь в данных изданиях. Люди и атмосфера, созданная этими двумя учреждениями, сделали удовольствием труд по подготовке публи­кации книги «Социальная психология». Поэт-эссеист Джек Ридл (Jack Ridl) из Хоуп-колледжа помог создать тот стиль, который вы почувствуете на этих страницах, а Кати Адамски (Kathy Adamski) вновь привнесла хорошее настро­ение своим превосходным лаоом секпетаоской паботы. Филис и Рик Ван-

24 ■ Социальная психология

дервельде (Phyllis & Rick Vandervelde) очень помогли заново оформить это издание, успешно готовя каждый проект с присущим им мастерством и эффек­тивностью. Нтсики Сисулу и Мэри Ли Пайки (Ntski Sisulu & Магу Lee Pikey) помогали выверить библиографию и чтение корректуры. Мэри Ли Пайки так­же старательно создавала именной индекс и библиографию ссылок на страницы.

Если бы Нельсон Блэк (Nelson Black) из Мак-Гроу-Хилл не вдохновил меня, я бы никогда не написал учебник. Элисон Меершаерт (Alison Meerschaert) руководила версткой первого издания. Редактор Дженин Килотта (Jeannine Ciliotta) нежно лелеяла это новое издание, все время предлагая различные уточнения и множество идей и редакторских штрихов. А Джеймс Белзер (James Belser) терпеливо руководил процессом превращения рукописи каждого из изданий в законченную книгу.

Я неизмеримо признателен всем, кто помогал мне. Работа с этими людьми над созданием книги оставила самые яркие и радостные впечатления.

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Сегодня российскому студенту, осваивающему начала психологической на­уки, трудно представить себе, что было время, когда социальную психологию у нас нигде не преподавали. Автор этих строк окончил отделение психологии философского факультета Ленинградского государственного университета в 1959 году, твердо усвоив (так учили!), что социальная психология — наука буржуазная и ей нет места в системе марксистской психологии. Однако време­на меняются и мы меняемся вместе с ними. На волне общественно-политичес­ких перемен второй половины 50-х годов, известных ныне как «хрущевская оттепель», произошла некоторая либерализация в сфере научной мысли. Имен­но тогда ряд ученых (прежде всего ленинградских) поднял в научной печати вопрос о настоятельной необходимости разработки в нашей стране социальной психологии (разумеется, на марксистской основе).

Новейшая история отечественной социальной психологии полна знамена­тельных дат.

■ 1962 год — открытие первой в стране лаборатории социальной психоло-

гии при отделении психологии Ленинградского университета.

■ 1966 год — начало преподавания курса социальной психологии на фа-

культете психологии, только что открывшемся в Ленинградском госу­дарственном университете.

■ 1968 год — открытие там же первой в стране кафедры социальной психо-

логии (в Московском университете такая кафедра была открыта в 1972 году).

По мере становления новой науки появлялись статьи и монографии пионе­ров отечественной социальной психологии: Б. Д. Парыгина, Е. С. Кузьмина, А. Г. Ковалева, А. А. Бодалева ( и то, что все они были ленинградцами, видимо, не следует рассматривать как случайность). Но основным источником про­фессиональных знаний для начинающих социальных психологов, в том числе и автора данных строк, были труды американских ученых. Естественно, в силу идеологических ограничений невозможно было использовать эти работы в пол­ном объеме. И без того немало упреков было высказано представителями не­которых отечественных научных школ в адрес своих ленинградских коллег за «некритическое отношение» к американской социальной психологии. К счас­тью, все это осталось в далеком (как кажется сегодня) прошлом. Наступили иные времена. Рухнули идеологические барьеры. Подрастает новое поколе­ние, знающее о жизни в стране Советов только по книгам, фильмам, спектак­лям да рассказам старших. Неизмеримо возрос (по сравнению с советским периодом) международный обмен научной информацией, в том числе и в обла­сти социальной психологии. Перестали быть редкостью командировки рос­сийских психологов в университеты США и визиты их американских коллег в психологические центры и организации России. Значительно увеличилась чис-

26 ■ Социальная психология

ленность российских студентов и аспирантов, проходящих обучение в Амери­ке. Неизмеримо возросло в последние годы и количество переводных изданий американской социально-психологической литературы. Однако книгу Дэвида Майерса, которую читатель сейчас держит в руках, нельзя отнести к публика­циям подобного рода. Появление данной работы на русском языке можно считать немаловажным событием для любого из наших психологов, ибо впер­вые он получает западный (американский) учебник, а не сборник или моно­графию, охватывающие узкий круг вопросов, каких уже вышло в России немало.

Учебник Д. Майерса был опубликован в США в 1983 году и с тех пор переиздавался четыре раза. Как настоящий исследователь, который никогда не бывает полностью удовлетворен сделанным, автор каждый раз вносил в свою книгу определенные изменения и дополнения. Предлагаемый нашему читателю текст представляет собой полный (без каких бы то ни было сокраще­ний) перевод последнего, пятого, издания 1996 года. В соответствии с давно установившейся практикой, в США систематически выходят новые учебники по социальной психологии и переиздаются, с дополнениями, старые. В этом ряду, насколько мне известно, учебник Д. Майерса занимает немаловажное место, будучи для многих американских студентов первой книгой, которая зна­комит их с основами социально-психологических знаний.

Труд Д. Майерса, как и всякий американский учебник по социальной пси­хологии, весьма своеобразен. Д. Майерс трактует социальную психологию пре­имущественно в рамках когнитивизма, приводя исключительно интересные данные, полученные им и его ближайшими коллегами в сферах межличностно­го познания и социального воздействия. Сильной стороной учебника Д. Май­ерса является и ориентация автора на практическое использование социально-психологических знаний. Многие страницы книги посвящены применению социальной психологии в юриспруденции, медицине, практике урегулирования социальных конфликтов. Не сомневаюсь, что труд Д. Майерса будет интере­сен и полезен не только нашим студентам и аспирантам, но и профессиональ­ным психологам с большим стажем работы.

В заключение хотелось бы искренне поблагодарить сотрудников издатель­ства «Питер», людей очень молодых, которые со всем энтузиазмом, свойствен­ным своему возрасту, взялись за публикацию данного учебника для россий­ского читателя и на всех этапах работы относились к ней неформально, с душой, в полной мере сознавая свою ответственность за первый опыт такого рода.

А. Л. Свеицицкий,

профессор кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета

г. Санкт-Петербург, январь 1997 г.

Глава 1

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

■ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СМЕЖНЫЕ НАУКИ..........................30

Социальная психология и социология...............................................30

Социальная психология и психология личности.................................31

Уровни объяснения..........................................................................31

■ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ.........33

Очевидное влияние ценностей...........................................................34

Завуалированное влияние ценностей.................................................34

■ «Я ЗНАЛ ЭТО!»: НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АНАЛОГОМ ЗДРАВОГО СМЫСЛА?...........................................................40

■ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ..........................46

Корреляционное исследование: нахождение естественных связей.........46

Экспериментальное исследование: поиск причины и следствия............53

Объяснение и прогноз: использование теорий....................................58

Из лаборатории в жизнь..................................................................60

8 ■ Социальная психология

«Наши жизни связаны тысячей незримых нитей», — сказал писатель Гер­ман Мелвилл. Цель социальной психологин — науки, изучающей связи между людьми, — сделать эти нити видимыми для всех. Она делает это, задавая воп­росы, интересующие всех нас.

В какой степени социальная реальность — факт нашего сознания? Наше социальное поведение меняется не только в связи с объективной ситуацией, но и с тем, как мы интерпретируем ее. Люди, счастливые в браке, отнесутся к раздраженному высказыванию супруга («Неужели ты не можешь оставить все как есть?») как к чему-го несущественному («Должно быть, у него был тяже­лый день»). Люди, несчастливые в браке, объяснят лгу же реплику плохим характером супруга («Фу ты, до чего же он груб!») и поэтому могут перейти в контратаку. Более того, ожидая враждебного поведения со стороны супруга, они могут заранее вести себя как обиженные, получая впоследствии подтверж­дение своих ожиданий.

Как мы увидим в последующих главах, люди, полагающие, что ребенок про­фессора должен быть сообразительным, симпатичный человек — сердечным, а человек из другой группы — неспособным к сотрудничеству, часто получают то, что ожидают. Не доверяя друг другу, Советский Союз и Соединенные Штаты затратили огромные средства на гонку ядерных вооружений. «Мне кажется, — заявил сенатор Дж. Уильям Фулбрайт, — что на поведение СССР и США во многом влияли обоюдные подозрения в агрессивных намерениях. То есть мож­но сказать, что мы в значительной степени предопределили их поведение: рас­сматривая их как своих врагов, мы обеспечили себе враждебное отношение со стороны Советов».

А соответствуем ли мы сами своим собственным социальным убеждениям? И не обусловлено ли наше поведение чьими-нибудь предвзятыми суждениями? Возможно, кто-то интерпретирует вашу застенчивость как недружелюбие и по­этому относится к вам пренебрежительно. Это побуждает вас плохо отзывать­ся об этом человеке, тем самым подтверждая его подозрения о вашем «антаго­низме».

Десять голов глупее, чем одна? В начале 60-х годов президент Джон Кенне­ди обсуждал с группой умнейших и преданнейших советников важные госу­дарственные дела. Необходимо было принять решение по поводу плана ЦРУ о вторжении на Кубу, где к власти пришел коммунист Фидель Кастро. Высокий моральный уровень группы вызывал уверенность, что план не может прова­литься. Так как категорически несогласных не оказалось, в конце концов все поддержали эту идею. Однако все закончилось провалом: небольшой отряд, обученный и экипированный в США, был без труда захвачен. Вторжение одно­значно отнесли на счет американского правительства, что заставило Кеннеди громко восклицать: «Как мы могли оказаться столь недалекими?» В своей кни­ге «Тысяча дней» Артур Шлезингер, который был вхож в узкий круг прибли­женных Кеннеди, упрекал себя за то, что хранил молчание в кабинете. «Оправ­данием тому, что я не смог сделать ничего, кроме как задать несколько робких вопросов, служит то, что никто даже и не пытался рассеять этот абсурд в про­цессе обсуждения» (1965, с. 255).

И опять мы задаем себе вопрос: вы и я, мы тоже подвержены влиянию груп­пы? В какой степени и каким образом другие люди влияют на наши установки и поступки? Как мы, индивиды, можем противодействовать социальному давле­нию или сами оказывать влияние на группу?

Глава 1. Введение в социальную психологию ■ 29

Помогать другим или помочь себе? Когда осенним днем 1987 года в городе Колумбус, штат Огайо, из бронированного фургона вывалились мешки с день­гами, два миллиона долларов оказались разбросаны по улице. С помощью не­которых водителей, которые остановились, увидев происходящее, удалось вер­нуть в казну 100 000 долларов. Но судя по тому, сколько денег исчезло, многие притормозили, чтобы поправить свои дела. Когда несколько месяцев спустя подобное произошло в Сан-Франциско и Торонто, результат был тот же: про­хожие растащили большую часть денег (Bowen, 1988).

Что в этой ситуации заставило одних помогать, а других — грести под себя? Точно так же мы можем спросить, что побуждает нас любить или не любить, быть дружелюбными или непримиримыми по отношению к другим?

Все эти вопросы взаимосвязаны: в них затрагивается и взгляд на мир кон­кретного человека, и взаимное влияние. А это как раз то, чем занимается соци­альная психология. Социальные психологи изучают установки и убеждения, конформизм и независимость, любовь и ненависть. Строго говоря, мы можем сказать, что социальная психология — это паука, изучаю­щая, как люди думают друг о друге, как они влияют друг

Социальная психология:

наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как отно­сятся друг к другу.

па друга и как относятся друг к другу.

Социальная психология до сих пор остается молодой наукой. Мы постоянно напоминаем об этом, как бы извиня­ясь за наши неполные ответы на их вопросы. Но это дей­ствительно так. Нет никаких упоминаний об эксперимен­тах по социальной психологии, проведенных до начала XX века. До XX века не было опубликовано ни одной книги по социальной психологии. В 30-х годах нынешнего сто­летия социальная психология превратилась в ту науку, какой мы ее знаем се­годня. Во время второй мировой войны социальные психологи внесли ярчай­ший вклад в изучение морального духа и убеждений солдат, что сегодня стало отдельной темой научных изысканий. За последнюю четверть века количество периодических изданий по социальной психологии возросло более чем в два раза.

Сегодня социальная психология, расширяя область своих исследований, ста­вит акценты на следующем:

■ Власть ситуации. Мы все — дети своей культуры и окружающей дей­ствительности. Поэтому иногда антигуманные ситуации подавляют благие намерения, побуждая следовать лжи или соглашаться с жестокостью. В начале 90-х годов во время ожесточенного конфликта с боснийскими мусульманами множество молодых сербов, которых мы могли бы с радо­стью принимать как своих ближних, стали жестокими насильниками.

■ Власть личности. Мы также создатели своих социальных миров. Если группа творит зло, ее члены содействуют (или сопротивляются) этому. На одну и ту же ситуацию различные люди реагируют по-разному. Пос­ле долгих лет политического заключения один пышет злобой, а другой, как Нельсон Мандсла, изгоняет злобу из сердца и посвящает свою жизнь достижению земного мира и согласия.

■ Важность познания. Люди ведут себя по-разному отчасти потому, что они по-разному думают. Наша реакция на оскорбление, нанесенное дру­гом, будет зависеть от того, как мы объясним себе происшедшее — как враждебное к вам отношение или как последствия не слишком удачного

■ Социальная психология

дня. Социальная реальность — это нечто, что мы конструируем субъек­тивно. Имеет значение и то, что мы думаем о себе. Оптимистично ли мы настроены? Не кажется ли нам, что кто-то контролирует нас? Кем счита­ем себя — выше- или нижестоящими? Такие мысли (знания) влияют на наши установки и поведение.

■ Прикладное значение социально-психологических принципов. В наше вре­мя концепции и методы социальных психологов имеют большое при­кладное значение в таких сферах нашей жизни, как психическое и физи­ческое здоровье, вынесение приговоров в судах и борьба за мир. Но что же представляют собой концепции и методы социальной психоло­гии? Чем эта область отличается от социологии и от других областей психоло­гии? Влияют ли на социальных психологов их собственные личностные и культуральные ценности? Какова тактика психологических исследований и как ее применить в повседневной жизни? Данная глава как раз и посвящается этим вопросам.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СМЕЖНЫЕ НАУКИ

Сфера интересов социальных психологов — узнать, как люди думают друг о дру­ге, как они влияют друг па друга и как относятся друг к другу. Но выяснением тех же вопросов заняты и социологи, и личностные психологи. Так чем же отли­чается от них социальная психология?

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ

Люди часто путают социальную психологию с социологией. Социологи и соци­альные психологи действительно имеют общие интересы, изучая, как ведут себя люди в группах. Но социологи в большинстве своем изучают группы (от малых до очень больших — обществ), а социальные психологи — индивидов (что думает человек о других, как они на него влияют, как он относится к ним). Сюда входит и изучение влияния группы на отдельных людей, а индивида — на группу.

Вот несколько примеров. Рассматривая супружеские взаимоотношения, цент­ром своего внимания социолог сделал бы тенденции браков, разводов, степени совместимости, в то время как психолог мог бы исследовать, почему определен­ные индивиды привлекают друг друга. Или, например, социолог мог бы провес­ти исследование, каким образом расовые установки людей среднего класса как группы отличаются от расовых установок людей с низким уровнем дохода. Социальный психолог мог бы изучать развитие расовых установок индивида.

Несмотря на то что социологи и социальные психологи иногда используют аналогичные методы исследования, социальные психологи включают в свой ар­сенал еще и эксперименты, в которых они манипулируют тем или иным факто­ром (например, наличием или отсутствием давления со стороны сверстников),

«Вы никогда не мо­жете предсказать, что сделает любой из нас, но вы може­те с точностью на­звать среднее числе Индивиды могут ме пяться, но процент остается постоян­ным».

Артур Конан Дойл, «Этюд в багровых тона 1887

Глава 1. Введение в социальную психологию ■ 31

чтобы посмотреть, к какому результату это приведет. Факторами, которые ис­следуют социологи (например, экономический класс), обычно трудно или не­этично манипулировать.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

В центре внимания и социальной психологии, и психологии личности находит­ся индивид. В этом их сходство. Например, Американская психологическая ассоциация публикует материалы по этим отраслям пси­хологии в одних и тех же журналах («The Journal of Personality and Social Psychology», «Personality and Social Psychology Bulletin»). Разница между ними заключается в социальном характере социальной психологии. Психо­логи, занимающиеся исследованием личности, фокусируют свое внимание на индивидуальных внутренних механиз­мах и на различиях между индивидами, задавая вопрос например, почему один индивиды более агрессивны, чем другие. Социальные психологи концентрируются на об­щей массе людей, на том, как в целом люди оценивают друг друга и влияют друг па друга. Они задаются вопросом, каким образом социальные ситуации могут заставить боль­шинство люден поступать гуманно или жестоко, быть кон­формным или независимым, испытывать симпатию или предубеждение.

Наши рекомендации