Раздел I. Предпосылки и становление культурантропологии в США
Усовская Э. А.
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: «АМЕРИКАНИСТИКА И
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»)
ШКОЛЫ КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ США
Электронный учебно-методический комплекс
Минск, 2012
I. Теоретический блок
Оглавление
Примерный тематический план курса .................................................................. 3
Учебная программа курса....................................................................................... 5
II. Блок контроля знаний
Тематика семинаров…………………………………………… ………………70
Тематика КСР……………………………………………………………………71
Список рекомендуемой литературы.................................................................... 72
Вопросы к экзамену .............................................................................................. 75
Примерный тематический план курса
№п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | ||||
Аудиторные | Самост. работа | |||||
Лекции | Практич., семинар. | Лаб. занят. | КСР | |||
I. | ИСТОЧНИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КУЛЬТУРАНТРОПОЛОГИЧЕСКОГ О ЗНАНИЯ В США | Анализ статей, моногра фий | ||||
1. | СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В США ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВВ. | |||||
2. | ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ АМЕРИКАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ | |||||
3. | ЭВОЛЮЦИОНИЗМ В АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ. КОНЦЕПЦИЯ Л. МОРГАНА | |||||
II. | ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ | Анализ первоист очников | ||||
1. | ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА Ф. БОАСА | |||||
2. | КОНЦЕПЦИЯ А. КРЁБЕРА | |||||
III. | ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ США | Перевод статей, реферир ование | ||||
1. | ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ. ШКОЛА «КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ» | |||||
2. | ИДЕИ ВЕДУЩИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ | |||||
3. | КОНФИГУРАЦИОНИЗМ Р. БЕНЕДИКТ | |||||
4. | ФЕНОМЕН ДЕТСТВА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ШКОЛЫ «КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ» | |||||
5. | КРИЗИС И КРИТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ | |||||
IV. | КУЛЬТУРНО- ЭВОЛЮЦИОНИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ | Перевод статей, реферир ование | ||||
1. | СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПОСЛЕВОЕННАЯ СИТУАЦИЯ | |||||
В США И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ | ||||||
2. | РОЛЬ НАУЧНЫХ |
ИССЛЕДОВАНИЙ Л. УАЙТА | ||||||
3. | МНОГОЛИНЕЙНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ Д. СТЮАРДА | |||||
v. | АМЕРИКАНСКАЯ КУЛЬТУРАНТРОПОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ КОНЦА ХХ – НАЧАЛА XXI В. | Изучение первоисточ ников, анализ текстов | ||||
1. | ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ | |||||
2. | ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В. | |||||
3. | ИНТЕРПРЕТАТИВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ К. ГИРЦА | |||||
4. | РОЛЬ ЙЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРАНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ | |||||
5. | ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ | |||||
6. | ПРОБЛЕМАТИКА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ |
Учебная программа курса
Раздел I. Предпосылки и становление культурантропологии в США
Тема 1. Источники возникновения культурантропологического знания в Соединенных штатах Америки. Общая социокультурная ситуация в США в конце ХIX – 30-х -50-гг. XX вв. Роль эволюционизма Л. Моргана. Основные положения антропологической концепции эволюционизма Моргана; темы, предмет и метод исследования. Общие законы и фазы исторического прогресса. Понятие родовой организации и концепция «примитивного» коммунизма. Классификация систем родства и эволюция форм семьи. Значение полевых исследований.
Тема 2. Дисциплинарная дифференциация внутри американской антропологии и ее специфика. Глобальные направления культурной антропологии в США – физическая (биологическая: К. Брейс, Дж. Картер) и культурная антропология (Р.Холлоуэй, В. Хауэлс. Ш. Уошберн и др.). Изучение сравнительной морфологии приматов, исследования в области генетики, биологической эволюции человека, выявление разнообразия этнических типов как задачи биологической антропологии. Задачи культурной антропологии: изучение и описание специфики отдельных культур, их сравнительно-исторический анализ, выявление роли личности в складывании культур, определение степени обусловленности личности культурой, изучение процессов динамики культур, проблем межкультурной коммуникации и др. Пограничные для физической и культурной антропологии проблемы исследования (генезис и развитие человека как биосоциокультурного существа).
Включение в культурную антропологию этнографии, этнологии, лингвистики, первобытной археологии, теоретической антропологии.
Особенности американской традиции в антропологии как науки о человеке – нерасчлененность знания, стремление к целостному подходу в изучении человека как существа биологического и культурного одновременно; выделение культуры как центрального объекта исследования,
основного и автономного феномена истории.
Ведущие школы культурной американской антропологии: историческая культурная антропология (школа исторической антропологии), психологическая антропология, культурно-эволюционистская,
экологическая, интерпретативная.