Раздел I. Предпосылки и становление культурантропологии в США

Усовская Э. А.

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: «АМЕРИКАНИСТИКА И

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»)

ШКОЛЫ КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ США

Электронный учебно-методический комплекс

Минск, 2012



I. Теоретический блок

Оглавление

Примерный тематический план курса .................................................................. 3

Учебная программа курса....................................................................................... 5

II. Блок контроля знаний

Тематика семинаров…………………………………………… ………………70

Тематика КСР……………………………………………………………………71

Список рекомендуемой литературы.................................................................... 72

Вопросы к экзамену .............................................................................................. 75

Примерный тематический план курса

  №п/п   Наименование разделов, тем Количество часов
Аудиторные Самост. работа
Лекции Практич., семинар. Лаб. занят. КСР
I. ИСТОЧНИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КУЛЬТУРАНТРОПОЛОГИЧЕСКОГ О ЗНАНИЯ В США         Анализ статей, моногра фий
1. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В США ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВВ.          
2. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ АМЕРИКАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ          
3. ЭВОЛЮЦИОНИЗМ В АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ. КОНЦЕПЦИЯ Л. МОРГАНА          
II. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ     Анализ первоист очников
1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА Ф. БОАСА          
2. КОНЦЕПЦИЯ А. КРЁБЕРА          
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ США         Перевод статей, реферир ование
1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ. ШКОЛА «КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ»          
2. ИДЕИ ВЕДУЩИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ          
3. КОНФИГУРАЦИОНИЗМ Р. БЕНЕДИКТ          
4. ФЕНОМЕН ДЕТСТВА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ШКОЛЫ «КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ»          
5. КРИЗИС И КРИТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ          
IV. КУЛЬТУРНО- ЭВОЛЮЦИОНИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ         Перевод статей, реферир ование
1. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПОСЛЕВОЕННАЯ СИТУАЦИЯ          
  В США И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ          
2. РОЛЬ НАУЧНЫХ          

  ИССЛЕДОВАНИЙ Л. УАЙТА        
3. МНОГОЛИНЕЙНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ Д. СТЮАРДА          
v. АМЕРИКАНСКАЯ КУЛЬТУРАНТРОПОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ КОНЦА ХХ – НАЧАЛА XXI В.         Изучение первоисточ ников, анализ текстов
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ          
2. ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В.          
3. ИНТЕРПРЕТАТИВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ К. ГИРЦА          
4. РОЛЬ ЙЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРАНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ          
5. ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ          
6. ПРОБЛЕМАТИКА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ          

Учебная программа курса

Раздел I. Предпосылки и становление культурантропологии в США

Тема 1. Источники возникновения культурантропологического знания в Соединенных штатах Америки. Общая социокультурная ситуация в США в конце ХIX – 30-х -50-гг. XX вв. Роль эволюционизма Л. Моргана. Основные положения антропологической концепции эволюционизма Моргана; темы, предмет и метод исследования. Общие законы и фазы исторического прогресса. Понятие родовой организации и концепция «примитивного» коммунизма. Классификация систем родства и эволюция форм семьи. Значение полевых исследований.

Тема 2. Дисциплинарная дифференциация внутри американской антропологии и ее специфика. Глобальные направления культурной антропологии в США – физическая (биологическая: К. Брейс, Дж. Картер) и культурная антропология (Р.Холлоуэй, В. Хауэлс. Ш. Уошберн и др.). Изучение сравнительной морфологии приматов, исследования в области генетики, биологической эволюции человека, выявление разнообразия этнических типов как задачи биологической антропологии. Задачи культурной антропологии: изучение и описание специфики отдельных культур, их сравнительно-исторический анализ, выявление роли личности в складывании культур, определение степени обусловленности личности культурой, изучение процессов динамики культур, проблем межкультурной коммуникации и др. Пограничные для физической и культурной антропологии проблемы исследования (генезис и развитие человека как биосоциокультурного существа).

Включение в культурную антропологию этнографии, этнологии, лингвистики, первобытной археологии, теоретической антропологии.

Особенности американской традиции в антропологии как науки о человеке – нерасчлененность знания, стремление к целостному подходу в изучении человека как существа биологического и культурного одновременно; выделение культуры как центрального объекта исследования,

основного и автономного феномена истории.

Ведущие школы культурной американской антропологии: историческая культурная антропология (школа исторической антропологии), психологическая антропология, культурно-эволюционистская,

экологическая, интерпретативная.

Наши рекомендации