Организация и проведение экзамена, критерии оценки

По окончании изучения курса проводится экзамен по представленным ниже вопросам или тестам. На экзамен выдается не менее двух вопросов, время подготовки определяется индивидуально, но не более 30 минут. Время проведения тестирования — 30 минут.

Критерии оценки:

1. Соответствие излагаемого материала теме вопроса.

2. Качество и глубина ответов на поставленные вопросы.

3. Использование соответствующей терминологии.

4. Наличие собственной оценки тех или иных дискуссионных позиций, аргументация.

5. Логичность ответов на возникающие в ходе дискуссии вопросы.

Вопросы к экзамену

1. Предмет и методы исследования организационного поведения.

2. Понятие организации. «Закрытая» организационная модель.

3. «Открытая» организационная модель: сущность и особенности.

4. «Случайная» и «синхронная» организационные модели.

5. Социокультурный образ организации. Стереотипы о работающем человеке.

6. Сегменты организационного поведения: их сущность и особенности.

7. Сущность понятий «личность», «социальная роль», «Я-концепция».

8. Понятие конфликта. Виды конфликтов.

9. Стили поведения в конфликте. Способы разрешения конфликтов.

10. Иерархическая теория мотивации А. Маслоу.

11. Теория трех потребностей Д. МакКеланда.

12. Мотивационно-гигиеническая теория Ф. Герцберга.

13. «Теория X и теория Y» Д. Мак Грегора.

14. Теория справедливости Адамса и теория ожидания В. Врума.

15. Определение «коммуникации». Типы организационных коммуникаций.

16. Коммуникативные типы руководителей (по А.А. Свенцицкому).

17. Коммуникационный процесс. Барьеры коммуникации.

18. Понятие группы. Классификация групп. Конформные реакции.

19. Модель группового развития (по В. Сатир).

20. Стадии формирования групп.

21. Определение понятия команды. Отличительные характеристики команды.

22. Лидерство как процесс и как свойство.

23. Подходы к проблеме лидерства.

24. Характеристика стилей лидерства.

25. Стили руководства (по Лайкерту).

26. Стили руководства (по Блэйку и Мутону).

27. Факторы, влияющие на поведение руководителя.

28. Определение организационные «инновации». Виды инноваций.

29. Причины сопротивления инновациям. Методы, ослабляющие сопротивление инновациям.

30. Сущность и особенности «Теории Е и теории О».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина.- М.: Академия, 2001. – 264 с.

2. Аширов, Д.А. Организационное поведение /Д.А. Аширов. – М.: Проспект, 2006. – 360 с.

3. Аширов, Д.А. Управление персоналом / Д.А. Аширов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. – 432 с.

4. Басовский, Л.Е. Менеджмент / Л.Е. Басовский. – М. : ИНФРА – М, 2002. – 216 с.

5. Бахматова, Т.Г. Особенности профессиональной карьеры государственных и муниципальных служащих / Т.Г. Бахматова, Т.В. Вырупаева. – Иркутск: изд-во БГУЭП, 2007. -133 с.

6. Большаков, А.С. Менеджмент: Стратегия успеха /А.С. Большаков. – СПб.: Литера, 2001. – 224 с.

7. Большакова, А.Н. Социальная психология для менеджеров / А.Н. Большакова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.

8. Брукс, Я. Организационное поведение: индивидуумы, группы и организация / Я. Брукс. – 3-е изд. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 464 с.

9. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. – 670 с.

10. Геранюшкина, Г.П. Психология управления: учебно-методическое пособие / Г.П. Геранюшкина. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. – 83 с.

11. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей / Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1997. – 171 с.

12. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.

13. Громкова, М.Т. Организационное поведение / М.Т. Громкова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999.- 207 с.

14. Дафт, Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов / Р. Дафт. – СПб. : прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 480 с.

15. Дмитриев, А.В. Конфликтология / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2001. – 320 с.

16. Егоршин, А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин. – 5-е изд., доп. и перераб. – Н. Новгород: НИМБ, 2005. – 720 с.

17. Егоршин, А.П. Этика деловых отношений / А.П. Егоршин, В.П. Распопов, Н.В. Шашкова. – Н. Новгород: НИМБ, 2005. – 408 с.

18. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2003.

19. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. – М. : НОРМА, 2002. – 624 с.

20. Зайцев, Л.Г. Организационное поведение / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – М. : Экономистъ, 2005. – 665 с.

21. Карнышев, А.Д. Психология деятельности и управления / А.Д. Карнышев, Е.А. Иванова. – Иркутск: изд-во ИГЭА, 2001. – 192 с.

22. Карпов, А.В. Психология менеджмента / А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 2005. – 584 с.

23. Карташова, Л.В. Организационное поведение / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 384 с.

24. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова; под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 368 с.

25. Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления / В.И. Кнорринг. – 3-е изд., изм. и доп. – М. : Норма, 2004. – 544 с.

26. Красовский Ю.Д. Архитектоника организационного поведения / Ю.Д. Красовский. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 334 с.

27. Красовский, Ю.Д. Организационное поведение / Ю.Д. Красовский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 511 с.

28. Кузнецов, И.Н. Деловая этика и деловой этикет / И.Н. Кузнецов. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 251 с.

29. Литвак, М.Е. Психологический вампиризм: учебное пособие по конфликтологии / М.Е. Литвак. – 8-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 352 с.

30. Макарова, И.К. Управление персоналом / И.К. Макарова. – М.: Юриспруденция, 2002. – 304 с.

31. Максименко, С.Д. Общая психология / С.Д. Максименко. – М.: Рефл-бук, 2000. – 528 с.

32. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2000.- 704 с.

33. Мильнер, Б.З. Теория организации / Б.З. Мильнер. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА – М, 2005. – 648 с.

34. Молл, Е.Г. Организационное поведение / Е.Г. Молл. – М., 1998. – 160 с.

35. Морозова, Г.Б. Психологическое сопровождение организации и персонала / Г.Б. Морозова. – СПб. : Речь, 2006. – 400 с.

36. Немов, Р.С. Психология /Р.С. Немов – 3-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн.1. – 688 с.

37. Оголева, Л.Н. Реинжиниринг производства / Л.Н. Оголева, Е.В. Чернецова, В.М. Радиковский; под ред. Л.Н. Оголевой. – М.: КНОРУС, 2005. – 304 с.

38. Одинцов, А.А. Менеджмент организации: введение в специальность/ А.А. Одинцов. – М.: Экзамен, 2004. – 320 с.

39. Организационная психология: конспект лекций / С.В. Кошелева.- СПб. : Сова, 2005. – 125 с.

40. Организационное поведение / под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб. : Питер, 2006. – 432 с.

41. Организационное поведение /под ред. И.В. Бородушко, В.П. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 239 с.

42. Практическая психология для экономистов и менеджеров / под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Дидактика – Плюс, 2002. – 365 с.

43. Психология / под ред. А.А. Крылова. – М.: ПРОСПЕКТ, 2000. – 584 с.

44. Психология и этика делового общения /под ред. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2002.- 415 с.

45. Психология менеджмента /под ред. Г.С. Никифорова. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2004. – 639 с.

46. Смолкин, А.М. Менеджмент: основы организации / А.М. Смолкин. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 248с.

47. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко. – М.: Академический проект, 1999. – 320 с.

48. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – 8-е изд., перераб. и доп.- Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 672 с.

49. Тронин, Ю.Н. Менеджмент и проектирование фирмы / Ю.Н. Тронин, Ю.С. Масленченков. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2002. -415 с.

50. Удальцова, М.В. Социология управления / М.В. Удальцова. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 144 с.

51. Управление персоналом организации. Практикум / под ред. А.Я. Кибанова. – М. : ИНФРА – М, 2001. – 296 с.

52. Федорова, Н.Н. Организационная структура управления предприятием / Н.Н. Федорова. – М.: ТК Велби, 2003. – 256 с.

53. Фёдорова Н.В. Управление персоналом организации / Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: КНОРУС, 2007. – 416 с.

54. Хасан, Б.И. Психология конфликта и переговоры / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 192 с.

55. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2002. – 608 с.

56. Чередниченко, И.П. Психология управления / И.П. Чередниченко, И.В. Тельных. – Ростов н/Д.: Феникс,2004. – 608 с.

57. Шелдрейк, Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Дж. Шелдрейк; под ред. В.А. Спивака. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.

58. Шеметов, П.В. Менеджмент: управление организационными системами / П.В. Шеметов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова. – М.: Омега – Л, 2007. – 406 с.

59. Этнопсихологический словарь /под ред. В.Г. Крысько. – М.: Московский психолого-социальный инст-т, 1999. – 343 с.

60. Якубова, Т.С. Психология взаимодействия в коллективе / Т.С. Якубова. - М.: Олма Пресс, 2005. – 356 с.

Дополнительная литература:

1. Аминов, И.И. Психология делового общения / И.И. Аминов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 287 с.

2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений /Р.Н. Ботавина. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208 с.

3. Вудкок, М.Раскрепощенный менеджер / М. Вудкок, Д. Френсис. - М.: Дело, 1991.- 392 с.

4. Деловое общение. Деловой этикет /авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 431 с.

5. Менеджмент / под ред. Ю.В. Кузнецова, В.И. Подлесных. – СПб.: Бизнес-пресса, 2001. – 432 с.

6. Смирнов, Э.А. Разработка управленческих решений / Э.А. Смирнов. - М.: ЮНИТИ, 2000.

7. Тебекин, А.В. Менеджмент организации /А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. – 416 с.

8. Уолш, К.Ключевые показатели менеджмента: Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании / К. Уолш. - М.: Дело, 2000. – 354 с.

9. Фатхутдинов, Р.А.Разработка управленческого решения / Р.А. Фатхутдинов. - 2-е изд., доп. - М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 1999. – 240 с.

10. Юкаева, B.C.Управленческие решения / В.С. Юкаева. - М.: Дашков и К, 1999. – 267 с.

Наши рекомендации