Учебно-методическое обеспечение курса. Раздел 1. Объект и предмет социальной психологии
Раздел 1. Объект и предмет социальной психологии
Лекция 1. Предпосылки возникновения социальной психологии.
Первые исторические формы социально-психологического знания (психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения). Появление термина «социальная психология» в работах В. Мак-Даугалла и Э. Росса в 1908 году.
Зарождение социально-психологических идей в дореволюционной России. Дискуссия о предмете социальной психологии в отечественной науке.
20-е годы. Взгляды Г.И. Челпанова на предмет социальной психологии, деление социальной психологии на две части социальную психологию и собственно психологию.
50-60-е годы. Три подхода к решению вопроса о предмете социальной психологии: социальная психология как наука о массовидных явлениях психики, как наука, изучающая личность и как наука, рассматривающая массовые психические процессы и положение личности в группе.
70-е годы. Взгляды А.Г. Ковалева на предмет социальной психологии как науку о закономерностях возникновения, развития и проявления социально-психологических явления.
Семинар 1. Зарубежные научные школы социальной психологии. Современные представления о предмете теоретической и прикладной социальной психологии.
Психоаналитический подход к пониманию социально-психологических явлений. Защитные механизмы З. Фрейда, идея коллективного бессознательного К. Юнга, идея общественного чувства А. Адлера, описание невротического поведения К. Хорни.
Бихевиористский подход к интерпретации социально-психологических явлений. Паттерны поведения в Б. Скиннера.
Социально-психологические явления с позиций гуманистической психологии. Понятие компетентности К. Роджерса, понятие самоактуализации А. Маслоу.
Социальная психологические явления с точки зрения трансактного анализа. Трансакция как единица общения Э. Берна.
Социально-психологическое взаимодействие с позиций экзистенциальной психологии. Понятие экзистенциального вакуума В. Франкла
Предмет теоретической социальной психологии: закономерности возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро- и микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях.
Предмет прикладной социальной психологии: закономерности психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.
Методологические принципы научного исследования в социальной психологии.
Раздел 2. Социально-психологические основы изменения поведения: норма и патология.
Лекция 1. Социально-психологические основы изменения поведения: нормы и патология.
Социальные нормы как регулятор поведения личности. Конформность. Формирование групповых норм. Групповое сознание и его влияние на поведение личности и ее ценности. Роль референтных групп в регуляции поведения личности.
Семинар 1. Нормы и ценности как источник социального поведения.
Основные направления объяснения и оценки значимости поведенческих нормативов в системе существующих взаимодействий: социально-культурный, медико-психологический, классово-идеологический, религиозно-этический, нормативно-правовой. Поведенческие риски. Ситуативные, перспективные, созидательные, разрушительное, технические, аналитические фактора изменения социального поведения. я психологической поддержки.
Раздел 3. Психология групп.
Лекция 1. Социально-психологические характеристики малой группы. Классификации групп.
Первичные и вторичные группы (Ч. Кули).
Формальные и неформальные группы (Э. Мэйо).
Группы членства и референтные группы (Г. Хаймен)
Понятие малой группы. Структура малой группы и факторы, влияющие на нее. Социально-психологический климат группы